Большая часть учителей нашей страны живет и работает в условиях сельской местности, и это обязывает их к значительно большему, нежели учителей города, городской местности.
Чтобы усиленнее разрешить строительство бесклассового коммунистического общества, самым основным является – это преломить и по возможности больше вырвать те вредные пережитки в психологии людей, которые глубоко еще коренятся, мешая в работе, со времени мрачной эпохи капитализма. Больше всего эти пережитки еще находят себе место среди колхозной массы и выражаются в культурной их жизни. Еще для очень многих деревень и сел характерны массовые пьянки, дикие сцены на улицах, площадная брань, неумение носить действительно по-человечески имеющуюся одежду, прически, беспорядок и грязь в домах, преступное отношение к женщине и т.д. Кто должен, живя в сельской местности, обращать свое преобразующее око на этот главный тормоз в построении коммунизма? Кто должен повседневно, почасно, поминутно копошиться в остатках жуткого прошлого и дочиста уничтожать их? Таким человеком должен быть наш советский учитель! Роль учителя в нашей жизни до того велика, что, в конечном счете, все достижения в жизни нашей страны измеряются успехами в области воспитания и, главным образом, тем, насколько наш советский учитель сумел подготовить молодое поколение к активной работе на полях, в деревнях и колхозах.
Если учитель не будет вести воспитательную работу с классом постольку, поскольку это требуется для создания благополучного состояния учебы и дисциплины в школе, то, как своих ушей, он не увидит выпускника своей школы, который, живя в родном селе, задавал бы тон во всей культурной жизни села, являлся бы, давая всем пример, носителем передовой советской культуры.
Неудивительно, что часто можно слышать от родителей такого характера разговоры, как школа, мол, ничего полезного не дала детям, что проучился, мол, 7-10 классов, а остался прежним «Ванькой»-«Мишкой», что и прежде и т.п.
Прежде всего, учитель должен быть всегда в курсе всей жизни села или деревни, но не такой жизни, чтобы знал кто на ком женился, кто когда выпил и подрался, а жизни деловой, имеющей прямое отношение к работе колхоза, сельсовета, клуба и школы.
Обязательным для учителя сельской местности является по возможности чаще бывать на заседаниях сельисполкома, правления колхоза, собраниях партийных и комсомольских организаций, откуда он исчерпнет для себя богатейший материал для проведения воспитательной работы с учащимися, отвечающей запросам момента. Однако присутствовать на этих заседаниях – это не все, а нужно обязательно, строго планомерно, проводить на них свои наболевшие вопросы, которые при удачном сочетании с жизнью села могут приобрести с течением времени значение важнейших, и тогда учитель – необходимый их желаннейший гость всех заседаний, собраний и совещаний. Какие же вопросы необходимо проводить учителю здесь? Так как семья воспитывает ребенка в большей степени, чем школа…(утерян лист).
Но, наряду с поднятием своего образовательного уровня в смысле педагогики, советский учитель обязан повысить и свой идейно- политический уровень, изучать «Краткий курс истории ВКП(б)», быть во всех отношениях человеком культурным, интересующимся передовой периодической печатью, событиями в международной обстановке. Последнее в настоящий момент приобретает особо важное значение в деле воспитания. Плохие политики – плохие и воспитатели. Об этом свидетельствуют факты, при проверке выполнения решений аттестационной комиссии, когда некоторые учителя нашего района не смогли ответить даже кто с кем ведет войну и совершенно искренне обещали зайти в колхозную контору спросить об этом сидящих там.
Т.к. часть населения в селах склонна к пьянкам и другим вредным явлениям, ценно своевременно мобилизовать комсомольско-молодежный актив села и проводить интересные, привлекающие к себе постановки, лекции о международном положении, читки газет и книг на дому и т.д.
Дальше нужно будет знать, каким должен быть учитель в общественных местах, среди населения.
Во-первых, не может быть и речи о том, чтобы учитель появлялся где-либо в пьяном виде, тем более на глазах у учащихся. Если учитель пьянствует, - грош ему цена и всей его работе. По возможности реже и, смотря по тому, где появляться курящим. Это может показаться на первый взгляд для некоторых смешным и нелепым, однако следует помнить свое назначение идеального человека нового времени для учащегося, берущего с учителя пример.
Во-вторых, в обращении с учащимися, с молодежью села и другими людьми во всяких делах в присутствии учащихся учитель не должен выходить из рамок делового, серьезного, а это значит не быть развязным, не гримасничать, не суетиться без дела, сохранять равновесие и учительское достоинство во всем. Костюм и весь внешний облик учителя должен быть всегда идеально чист и аккуратен; фарс учителю не к лицу и вреден.
Неаккуратность по чувству самих же учащихся запечатлеется как внутренняя некультурность учителя. Ни в коем случае не позволять, чтобы кто-либо из учащихся или взрослых называли учителя в общественных местах лишь по имени или по фамилии ( взрослые могут употреблять в обращении слово «товарищ» и вместе с этим фамилию учителя). Сам же учитель называет учащихся либо по фамилии, либо полным именем, например: Иван, Михаил, Владимир старших мальчиков; Вера, Зина, Надя - девочек. Тон в обращении должен быть обыкновенным, в котором бы чувствовалось учительское достоинство. Сентиментальное обращение ничего, кроме вреда, не принесет и свойственно лишь мещанско-буржуазной среде, воспитывающей неженок и сибаритов. Давая пример, как нужно называть и обращаться со старшими, учитель должен называть старше себя по имени и отчеству (употреблять можно также и слово «товарищ» с фамилией) по крайней мере в присутствии учителя и звать на «вы». Обращение учителей, тем более в среде учащихся, должно быть таким, чтобы учащийся всегда чувствовал и видел в них абсолютную чистоту, искренность, равенство и достоинство. Унижение или оскорбление одного учителя другим недопустимо, и это будет говорить ни о чем другом, как о невежестве самого же учителя. Вся семейная жизнь учителя не должна содержать в себе ничего такого, что бы вызвало осуждение со стороны населения села или учащихся. Об этом достаточно ярко сказано Михаилом Ивановичем Калининым на совещании учителей. Идеалом семейной жизни для советского учителя должна служить семейная жизнь Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина, где всегда взаимное уважение, простота и искренность во всем.
Вот минимум тех правил, которые должны быть свойственны сельскому учителю. Лишь только тогда, когда учитель будет постоянно следить за собой, за каждым своим шагом в жизни села, теоретически правильно с точки зрения советской педагогики осмысливая свою деятельность, он добьется успешности в работе и заслужит действительно звание советского учителя.
Татарников Владимир Александрович, 17 лет
преподаватель истории школы с.Шабаново
1940 год
P.S. Татарников В.А. умер от ран в госпитале во время Великой Отечественной войны в сентябре 1943 года. Он был поэтом, комсоргом 226-го танкового полка. В июле 1943 года был награжден медалью «За боевые заслуги». Им были написаны чудесные стихи. На обелиске, воздвигнутом в честь павших воинов села Шабаново (Кемеровская область) и города Духовщина (Смоленская область), увековечено его имя. Также его имя занесено в Книгу Памяти Кемеровской области. Ему было всего 20 лет…
Комментарии