Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Мои крепкие корни

24 марта 2012
Мои крепкие корни

Руководитель Доржиева Дарима Дашиевна

Доржиев Эрдэни, Цынгуева Раиса Цыденовна


Проходят года, столетия, меняются поколения людей. День сегодняшний – завтра становится историей. Таков закон времени. Мы должны знать, как и где жили наши предки, чем занимались. Мы должны знать свою родословную. Я не хочу, чтоб поколение моих предков забылось во времени. К тому же мы живём в удивительной стране, с такой богатой историей.

 

Мой прапрадедушка, Сэдэбэй Доржо из рода Хубдут родился 20 января 1886 года в семье Гармын Сэдэба четвер­тым ребенком (после трех дочерей) в местности Шабарта в Эхин-Чесана, недалеко от с. Загустай Кижингинского района Бурятии. Семья деда была довольно зажиточной. Прадедушка был известен во всей округе как Борбоодойн Бороной и был пред­водителем Эхин-Чесанского булгэма. Наш род весьма древний и славился многими своими яркими представителями Поимен­но можно перечислить 16 поколений нашего рода в течение 400-500 лет.

 

В 1905 году мой прапрадедушка умер, и всю мужскую ответственность за семью взвалил на свои плечи прадедушка.

 

Примерно в возрасте 22-23 лет он женился.

 

До коллективизации жил своим единоличным хозяйст­вом. В иные годы ездил на станцию Хилок на заготовку дров и шпал (имеются об этом письменные доказательства). Ока­зывается, моему баабай не были чужды и некоторые челове­ческие слабости. В нашем семейном архиве имеется повестка о вызове Ошорой Цыбикжаба, Сулсэгэй Шэмэда и баабай [в полицейский участок] в связи с картежной игрой.

 

В феврале 1931 года родители моего деда Доржиева Базара Цыдыповича вступили в члены сельхозартели «Хубисхалай Ажал» (Дело Революции). В марте следующего года прадедушка учился на месячных ветеринарных курсах в Хоринске. После курсов вернулся в артель и работал в течение 3-4 месяцев.

 

Затем его обуяла жажда другой (не сельской, ското­водческой) деятельности, и он уехал в г. Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). В течение августа 1932 года он работал на Бурремзаводе. К его большому огорчению он сильно простыл, за­болел гриппом и был вынужден вернуться в деревню. В 1933 году его обвинили, что он происходит из середняцкого рода Бороноя, и на этом основании вывели из колхоза.

 

Умер мой прадедушка в 1935 году.

 

Данная история составлена на основе рассказов моей прабабушки hайханбагай, бумаг и писем, сохраненных ею.

 

Моя прабабушка, Сэбээнэй Сэрэмжэд, родилась 14 мая 1889 года в богатой семье Жэгмэдэй Сэбээна в местности Эгэтэ Еравнинского района. Маму предназначали выдать замуж за сына местного нойона и богатея Сагаан Гулваа. Но она вы­брала моего баабай Доржо - сына Шантуу Гармын Борбоодой Боронын Сэдэба. До сих пор жива легенда о том, какую богатую невестку привезли Сэдэбтэн. Рассказывают, напри­мер, что все 10 пальцев были украшены золотыми кольцами и ее сопровождал специально приставленный человек-сэргэ (коновязь).

 

Жили мои прадедушка и прабабушка дружно и вполне зажиточно. Од­нако после установления Советской власти, коллективизации и вследствие гонений власть имущих и неоднократных по­ползновений к причислению семьи к классу кулаков и высылке из села нормальный рост хозяйства нарушился. После смерти прадедушка, естественно, стаю жить еще тяжелее. В 1939-1940 годах прабабушка работала уборщицей Эхин-Чесанской начальной школы.

 

Прабабушку все уважали и чтили. Вся Чесана звала ее «Бултанай-Мама» (Всеобщая Мама) или же «Нимбу-Мама» по имени старшего сына. В семье было четверо детей: два сына и две дочери. Мой дед был третьим ребенком. Последние 40-50 лет прабабушка носила имя «Хугшэн-Мама» для всех своих детей, внуков, правнуков и праправнуков.

 

«Хугшэн-Мама» помогла вырастить и поставить на ноги всех внуков. Более того, она помогала растить и правнука, Балдоржын Баира. Водила его в детсадик, а вечером с удовольствием шла за ним, иногда даже пыталась отговорить его от садика, чтобы он подоль­ше был с ней.

 

Когда же Баир пошел в Чесанскую среднюю школу села Загустай, «Хугшэн-Мама» пыта­лась «учиться» вместе с ним, т.е. вместе с ним выполняла домашние задания, а иногда бывали даже случаи, когда в тетради за Баира (пока он играл на улице) сама писала его письменные домашние работы.

 

 

 

 

 

Учительница Баира, Вера Надмитовна, разумеется, не могла не заметить такой подлог, но, глубоко уважая Бултанай-Маму и ее желание продлить счастливое детство правнука, никаких мер не принимала, кроме таких признаний его матери Лопилме Тогмитовне - учительнице той же школы.

 

«Хугшэн-Мама» не любила праздную жизнь, всегда хлопота­ла, делала что-нибудь по дому или во дворе. Будучи уже старше 80 лет она частенько работала на скотном дворе - убирала навоз, кормила сеном скот. С замечаниями: «Нельзя жечь такие толстые поленья!» - вытаскивала дрова на двор, собственноручно перекалывала их на более мелкие и затаски­вала обратно. Но, к всеобщему огорчению, она однажды по­скользнулась во дворе и вывихнула бедро, что в ее возрасте оказалось неизлечимым несчастьем - стала лежачей на по­следние 7 лет!

 

Однако она не могла лежать без дела, и ее кипучая энергия требовала своего выхода! Пока были силы, она сади­лась возле окна «руководила» внуками, работавшими во дворе.

 

«Хугшэн-Мама» умерла в среду 22 мая 1984 года в воз­расте 96 лет. Она не болела, просто от старости и обез­движенного многолетнего положения тихонько угасла на ру­ках невестки Дыжид - моей бабушки, и внучки Цыпилмы - доче­ри моей тёти Сэндэмы.

 

 

 

Мой дедушка, Сэдэбэй Доржын Баншан-Базар, родился в 1924 го­ду, до праздника Белого Месяца - Сагаалгана (Бурятского Праздника Нового Года), поэтому за дату рождения был принят день 24 января 1924 г.

 

Детство его было похоже на детство многих его сверстников: всемерная помощь родителям в домашнем хозяйстве с раннего возраста; работа на колхозных полях, чаще - наравне с взрослыми и, наконец, учеба.

 

Благодаря мудрым нас­тавлениям своих родителей и старшего брата, мой дедушка всегда стре­мился к учебе. Сначала он учился в Эхин-Чесанской

 

начальной школе, а затем - в Кудара-Бурятской неполной средней школе Загустая. В 1941 году по призыву партии и правительства поехал в г. Улан-Удэ для рабочего (фабрично-заводского) обучения.

 

Проучившись в ФЗУ, он получил специальность желез­нодорожника-осмотрщика путей.

 

Их, троих закадычных друзей (мой дед, Доржын Базар из Чесаны; Доржын Нимбу из Нарhаты (Сосновки) и Дугарай Цыбандоржо из Эгэты) послали в ст. Прибой Танхойского участка на берегу Байкала.

 

О той поре моим дедом был сочинено небольшое стихотво­рение «Три дипломированных юноши».

 

Действительно, в те далекие годы «иметь» какую-либо специальность, да еще «гербовое» удостоверение об этом, считалось очень пре­стижным, не говоря уж о высшем образовании.

 

Однако три друга проработали там не очень долго - сбежали, чтобы попасть на фронт, в армию. Но прежде, чем призвали в ноябре 1942 года, дедушке удалось поработать учетчиком тракторнойбригады Чесанской МТС (Машинно-Тракторной Станции).

 

Сначала мой дед, Базар Цыдыпович Доржиев служил вблизи Цугольского дацана Аги (недалеко от железнодорожной станции Оловянная).

 

Основная моя военная служба проходила на территории Мон­голии вблизи Тамцак-Булак и Баян-Тумэн. Служил переводчи­ком-писарем агентурной части армейской разведки, в, част­ности они

 

 

 

занимались подго­товкой и засылкой разведчи­ков, диверсантов в тыл японских войск.

 

Войну закончил побед­ным «автографом» на одной из улиц города Чанчунь, кото­рый был столицей Манчжоу-Го в 1932-1945 годах. Кстати, я был в составе десантного отряда, захватившего Пуи -императора Манчжоу-Го.

 

В составе войск 17 Советской Армии уча­ствовал в ноябре 1945 года в параде победителей над япон­скими захватчиками в г. Баян-Тумэн (МНР), где парад принимали Монгольский Маршал X. Чойбалсан и Советский Генерал В. Данилов.

 

Служба Базара Цыдыповича и активное участие в Великой Отечест­венной Войне Советского народа против немецких и японских захватчиков-оккупантов отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и «им. Жукова Г. К».

 

В Советской Армии он прослужил 4 года и 5 месяцев и в апреле 1947 года вернулся в родные края, к мирной жизни и труду.

 

После окончания курсов счетоводов Кижингинской районной кооперативной школы работал бухгалтером колхоза «Коминтерн» (село Губэ, недалеко от Загустая). После укруп­нения колхоза и его переименования работал сначала бухгал­тером, а затем председателем колхоза «Коммунизм» (уже в с. Загустай).

 

 

 

В 1956 году Базар Цыдыпович был направлен в Улан-Удэнскую Сов-
партшколу партийно-хозяйственных руководителей народного хозяйства страны. Закончил школу по специальности «агрономия» в 1959 году.

 

Работал секретарем парткома колхоза им. Карла Маркса в с. Могсохон, затем колхоза «Коммунизм» в Загус­тай. В 1967 году меня направили обратно в Могсо­хон, но уже в качестве управляющего отделением сов­хоза «Кодунский».

 

 

 

Вся трудовая деятельность дедушки неразрывно связана с сельским хозяйством Кодуно-Чесанской

 

долины (совхозы «Кодунский», «Чесанский» и «Загустайский»). Работал в этих хозяйствах управляющим отделениями, заместителем директора, освобожденным секретарем парткома и дирек­тором совхоза «Загустай­ский».

 

Перед выходом на пенсию в 1987 году в течение последних 5 лет работал председателем сомонного сель­ского Совета в Загустае.

 

Могу с гордостью констатировать, что на всех этапах своей рабочей деятельности мой дедушка, Доржиев Базар Цыдыпович старался работать с полной отдачей и ответственностью, что и было отмечено награждением медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», 7 юбилейными медалями и «Ветеран труда». Также его труд отмечен многочисленными Почётными грамотами и дипломами Обкома КПСС, Президиума Верховного Совета Бурятской АССР, Кижингинского Райкома КПСС и Райисполкома.

 

Не стало его в 2010 году в возрасте 86 лет.

 

Я всегда буду очень гордиться своим дедом! И буду как и он преданным сыном своей Земли.

 

 

 

В течение 34 лет вся его жизнь была неразрывно свя­зана с жизнью моей бабушки Дашацыренэй Дыжидтэй. Соединили они свои судьбы в 1951 году.

 

Доржын Гурэдармын Жамбал из рода Галзууд происходил из богатой семьи. Так как он хорошо знал грамоту (учился в церковно-приходской школе в с.Хилок), его пригласили работать делопроизводителем – счетоводом ТОЗа (Товарищества Объединенных Земель) в местности Ожорhото, недалеко от села Сулхара, преобразованного позднее в сельхозартель «Соёл».Впоследствии несколько близлежащих артелей образовали колхоз им.Ворошилова с ценральной усадьбой в с.Турасгой, в 6 км от Могсохона. Но безмятежная жизнь длилась недолго – начались гонения семьи Жамбала вследствие их богатого прошлого. Их семью насильно заставляли трудиться на сельхозработах, поэтому, несмотря на то, что Дыжид была очень ма­ленькая - маме приходилось брать её с собой в поле.

 

Мама моей бабушки, Мэдэгма, вышла замуж за Дашацырена,

 

когда ей было 3 годика. Отчим ее очень любил, час­тенько таскал на плечах, гордился своей смышленой и веселой дочкой, и она отвечала ему тем же, звала его Аба (аналог - Батя). В их честь моя бабушка с гордостью носила имена своих отцов: Дашицыренова Дыжид Жамбаловна.

 

Шагдарай Базаржабай Дашацырен из рода Худай, 1900 г. рождения, предки которого славились мастерством, как по изготовлению золотых и серебряных украшений, так и по кузнечному делу, был активным деятелем колхозного строительства в районе. С 30-х годов вплоть до своей кончи­ны работал бригадиром, заместителем председателя и пред­седателем колхозов «Манай Ажал» (с. Куорка, западная ок­раина Кижингинского района), им. Ворошилова (с. Турасгай, середина района), им. Молотова (с. Могсохон, там же) и «Коминтерн» (с. Губэ, восточная окраина района). Во время Великой Отечественной Войны его не взяли на фронт в связи с его плохим здоровьем и ответственной работой. Но он не щадил себя и буквально «сгорел на работе». Будучи председа­телем колхоза «Коминтерн», он слег осенью 1946 года, переехал в свою родную деревню Турасгай и 27 мая 1947 года скон­чался от чахотки.

 

Смерть отца кардинально изменила жизнь моей бабушки - ей пришлось идти работать. Сначала она работала учетчи­цей в своем колхозе им. Ворошилова. Осенью 1947 года вся семья переехала в Кижингу, где моя бабушка стала работать в РайОНО (Отдел Народного Образо­вания), учась одновременно в вечерней школе. Следует отме­тить, что она училась всегда отлично, и если она получала в классе отметку «хорошо» (4), то чрезвычайно пе­реживала, иногда даже плакала. Единственный раз в жизни Дыжид получила оценку «плохо» (2) за то, что в начальных классах не смогла красиво нарисовать дома ласточку, и вме­сто нее это сделал родственник Цыбан.

 

 

 

Осенью 1949 г. моя бабушка Дыжид Жамбаловна начала работать учительни­цей начальной школы в Могсохоне. Вскоре она поступила заоч­но в Улан-Удэнское педучилище, закончить которое, к сожа­лению, ей не удалось. Потом она поступи­ла в кооперативный техникум и успешно закончила. После отъезда из Улан-Удэ она работала продавцом и заведую­щей магазинов в Загустае и Могсохоне. Стала заслуженным работником советской кооперации. Работала бухгалтером совхоза «Загустайский». Благодаря её неустанному труду совхоз стал образцовым хозяйством, знаменитым на всю республику племенным овцеводством. При ней выросла целая плеяда финансово-экономических работников.

 

Благодаря ее неустанному труду совхоз стал образцо­вым хозяйством, знаменитым на всю республику племенным овцеводством. При ней выросла целая плеяда фи­нансово-экономических ра­ботников.

 

В 1985 году её не стало. А было ей всего 54 года.

 

Вырастили и воспитали они 6 детей: 4 сыновей и 2 дочерей.

 

Мой дедушка, Базар Цыдыпович Доржиев написал книгу «Моим потомкам. 80 лет моей жизни: о родителях, себе, и моих близких…». Благодаря этой книге мы, его дети и внуки, знаем о своих предках. Он очень надеялся, что его книга принесёт пользу и не даст угаснуть памяти о наших предках. Он хотел, чтобы крепли год от года родственные связи, чтобы его дети и внуки приумножали честь и славу своего рода.

 

При выполнении этой работы мне очень помогла именно эта книга. Я очень благодарен своему дедушке.

 

Носители истории семьи – наши предки. Им мы обязаны всем своим духовным богатством. И поэтому мы должны чтить своих предков, своё прошлое и настоящее.

Автор: Moderator
Просмотров: 3541

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -