Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

История улуса

18 марта 2012

Сегодня улус Тарбагатай – маленькое бурятское село на самом восточном краю Заиграевского района, в нескольких километрах от границы с Кижингинским районом. В трех километрах восточнее расположено еще село Хара-Кутул, бывший лесозаготовительный пункт Хандагатайского леспромхоза. Расположен он в живописной местности на берегу реки Илька, который берет начало выше в двадцати километрах. 

 

Не путать еще с тремя одноименными селами в Бурятии: с Тарбагатаем – районным центром Тарбагатайского района, расположенным южнее Улан-Удэ в шестидесяти километрах, еще с одним Тарбагатаем в Заиграевском районе , населенным русскими, а также с Тарбагатаем в Хоринском районе.

 

Как и много десятилетий назад, в улусе Тарбагатай сегодня двадцать дворов. К сожалению, постоянно в 2000-е годы проживают только пять семей, еще столько же прибывают сюда на летнее время. Здесь нет сейчас производства, люди заняты личным подсобным хозяйством. Но зная, как любят свою малую родину, не порывают связей с нею выходцы из села, как они приезжают на праздники и на обоо (собирается иногда до 100-150  человек), можно смело сказать, что Тарбагатай никогда не умрет, его ждет возрождение. У него богатая история, и из  этого маленького села вышли столько известных в республике имен!

 

Один из самых известных выходцев из Тарбагатая Данзан Дагбаевич Дагбаев посвятил всю свою жизнь сбору материалов  истории и социальной жизни тарбагатйцев. Он написал несколько книг, и ему принадлежат очень популярные в народе  стихи «Минии нютаг», положенные на музыку Владлена Пантаева.

 

Из книги Д.Д.Дагбаева «Автобиографические записки человека своей эпохи» (Улан-Удэ, 2002):

«Самым дальним предком по отцовской линии из известных мне имен является Эльчир, он родом из Монголии, Алтай-Хангая. Как видно из письменных источников, Эльчир в смутное время правления Бошогто-хана, в конце ХУ11 века. Вместе со своими попутчиками-соседями, женой Шамни и сыном Олзон верхом на лошадях перебрался на север в долину реки Худай Иркутского края с южной стороны Красной горы, где начиналась степь Майлы. В годы царствования Алексея Михайловича (Тишайшего) в 1646 году люди из последующих поколений Эльчира в поисках более благоприятных природных условий для содержания скота перебрались в район Байкало-Кудары. Оттуда один из их потомков по имени Мархи 230-240 лет назад переселился в долину реки Илька и вошел в состав рода Галзутов хоринских бурят. В дальнейшем его род считался родом Олзон-Галзутов» (стр. 5).


Далее:

«Прадед мой Даша (другое его имя Золто, в переводе на русский язык – «счастливый»), сын Тэхэ, в середине Х1Х века со своими сыновьями заселился в урочище Барун-Аса (это и есть основание улуса Тарбагатай). Старший сын Даши по имени Аанзад обосновался в Верхнем Нарыне, а другие сыновья Даши – Аампил (Вампил), Жамба, Дандар и Токтохо – разместились по прилесям чеверной части урочища Барун-Асы, очистив вручную лесную чащу, лесной бурелом и вковые лиственницы. Их остатки ныне пнями торчат в тех же местах, как немые свидетели былого. Средний сын по имени Бадма обосновался на юго-востоке долины Барун-Асы. Сыновья Даши и их потомки жили всегда дружно.

 

Вместе они, вручную протянув от родника Болдосок оросительную канаву, начали осваивать новую землю, разводить скот. Впоследствии они стали жить вполне благополучно и даже более-менее состоятельно. Мои родители (это сын Дандара Дагба и его жена Мыдыгма – прим. Ред.) содержали около 20-30 голов крупного рогатого скота с молодняком, примерно столько же голов овец и коз, 6-7 голов лошадей. Вели кочевой образ жизни. Как правило. В двадцатых числах мая месяца выезжали на летники, к подножию горы Саган-хада к привольным пастбищам для скота. На своих  земельных участках заготавиливали сено, а в местности Березовой Гривы (Хуhан-Хутэл) с 1920 годов начали сеять рожь. Убирали серпами. Зерно из него извлекали на льду березовой молотильной. В 1930-х годах стали сеять картофель в местности Барун-Майла».

 

Из книги Д.Д.Дагбаева на бурятском языке «История Тарбагатая»(Кижинга, 1998): 

Надо казать, что в Барун-Асе по данным архивов 1922 г. размещались 12  индивидуальных хозяйств, в Зун-Асе – 17, В  Тарбагатайской долине – 16, в других местностях – 7.  По данным хошуна Хальбан от 31 октября 1921 г., в Тарбагатайском сомоне насчитывалось 612 коров, 256 овцематок. В 1929 - 1930-х годах, как и повсюду в стране, в год  «великого перелома», Тарбагатай коснулась коллективизация.  Состоялись собрания, был проведен партийными властями учет скота и другого имущества.

 

Для более зажиточных семей стали устанавливать «твердые задания», например, заготовить 250 кубометров леса и т.д. В 1931 году был создан в местности Зун-Аса первый ТОЗ, чуть позже сельскохозяйственный артель «Красный Тарбагатай». Первый председатель – Эрдынеев Дагба. Те семьи, которые проживали рядом в Барун-Асе, Шабарте, Хандагатае объединились в артель «Лесхимпром».

 

Постановлением Президиума ЦИК БМАССР от 1 октября 1935 г. оба артеля «Улаан Тарбагатай» и «Лесхимпром»  переданы из ведомства Хоринского аймака в Заиграевский аймак. В 1934-35 гг. была создана комсомольская организация во главе с Дышином Дугаровым. К сожалению, последовавшая борьба с религией народными  традициями, раскулачивание,  а затем и политические  репрессии омрачили «путь к новой жизни». Среди пострадавших Жамбаев Лодой, Жамсаранов Балдан, Анандаев Рабсал, первый председатель артели «Лесхимпром» Василий Зонов.

 

В «Лесхимпроме» были объединены буряты с близлежащих местностей, со своим скотом. Центр артели был создан на берегу Ильки, в местности  Хутор. Там за короткое время построены контора, магазин, клуб, дома и производственные помещения. В артели было производство по выпуску смолы и других химических продуктов из дерева. Работали совместно и буряты, и русские. Один из местных бурят Ринчинов Цыбан стал делегатом Всесоюзного съезда «Лесхимсоюза». В деревообрабатывающем цехе на Хуторе работали лучшие мастера по дереву из числа тарбагатайцев: Сампил-багша, Гунга, Сугмил, Ламхан Чимитдоржо, Биндарья, Цыремпил и другие.

 

В сельскохозяйственном части развивалось молочное и овцеводческое производства. В Барун-Асе молочное стадо насчитывало 150-170 коров, здесь успешно трудились доярками Пагма Цыренова, Цындыма Токтохоева, Гажидма Дугарова, Баожидма Нимаева, Мыдыгма Дандарова, Дэшима Бадмаева, Гунсэн Гончикова, амгалан Батуева и другие. На доращивании КРС в 1940 г. находилось 154 головы, на мясном откорме 8 коров, а также содержались несколько десятков овец и коз. За табуном лошадей присматривал Холхоев Очир. Продукцию сдавали в Новоильинск, куда на повозках свозили мясо, молоко. Животноводческое производство возглавлял Дандаров Дагба, после сдачи государству он привозил промышленную и натурпродукцию. В 1938 году артель получил от государства грузовой автомобиль ГАЗ-АА, первым водителем куоторой стал Анандаев Базардара. После В.Зонова артель возглавляли М.Ф.Зубакин, Дементьев, Н.Нанасатуев, Ф.И.Жерлов, Ф.Вставский, В.В.Кулагин.

 

Из книги Д.Д.Дагбаева на бурятском языке «История Тарбагатая»(Кижинга, 1998):

 

В начале 1941 г. артель «Лесхимпром» был объединен с колхозом имени Молотова. Председателем колхоза избран Тугдум Тугутов. Колхоз разросся, стал экономически более сильным. Однако война нарушила естественный ход  событий. Началась мобилизация. Мужчины уходили на фронт.  Колхоз сдавал продукцию для фронта. В первые месяцы из колхоза были отправлены 39 самых лучших лошадей, которых увели до Заиграево самые первые призванные колхозники. Постепенно уходили на фронт и мужчины уже в зрелом возрасте – Бадмаев Цыбан, Бадмаев Норбо, Абидуев Мангала, Дандаров Дагба, Батуев Дугаржап. Всего на фронт ушли 19 тарбагатайцев, и 12 из них не вернулись.

 

В 1970 г. про инициативе тарбагатайцев у школы народным способом воздвигнут обелиск в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны земляках. На нем написаны на бурятском слова:

 

На этой земле вы родились,

На этой земле возмужали,

Отсюда ушли на фронт вы  ушли,

Отсюда ушли вы в бессмертье.

 

Вот имена двенадцати павших героев-защитников Родины: Абидуев Мангала, Анандуев Базардара, Бадмаев Норбо, Бадмаев Цыбан, Бадмаев Рыгзен, Батуев Дугаржап, Гончиков Гунга, Дандаров  Дагба, Дугаров Дышин, Дылыков Дамбажамсо, Насатуев Намдак, Ринчинов Уржэн. С фронтовыми  ранами, наградами Родины вернулись Биндарья, Ринчинов Цыбан, Жамбаев Гомбо-Цырен (награжден орденом Красной звезды и несколькими медалями), Дондоков Дарма, Максаров Дондок-Намжил и другие.

 

Из книги Д.Д.Дагбаева «Он погиб подо Ржевом» (Улан-Удэ, 2000):

 

« Я помню, как работали наши матери-женщины в трудные годы войны. Вставали чуть свет, им приходилось ложиться далеко затемно. После утренней дойки коров ездили за 8 – 10 километров на быках, чтобы косить сено, метать зароды, вязать снопы. Каждая доярка должна была, кроме основной работы, скашивать вручную не менее 450 снопов. Потом, наскоро покушав, спешили на вечернюю дойку. А зимой, кроме того, должны были подвозить сено, солому, дрова, принимать приплод и выполнять другие разнообразные работы. Но никто не роптал. Все трудились, не щадя своих сил. Находили время, чтобы поддерживать в порядке домашнее хозяйство… Нелегкий труд испытали и мы, дети. Довелось испытать на своих хрупких детских плечах всю тяжесть военного времени… Но не было случая, чтобы колхозные амбары были пустыми. В войну колхозники в наших краях обрабатывали землю, сеяли хлеб не меньше, чем до войны. Не сокращалось поголовье скота. Это также было большим вкладом в победу» (стр.30-31).

 

В конце 1950х  годов небольшие  колхозы стали укрупняться.  Улус Тарбагатай, как и село Нарын вошли в состав объединенного колхоза имени ХХ1 партийного съезда, став отделением колхоза. В разное время на базе Тарбагатая находились несколько чабанских стоянок, молочно-товарная ферма (здесь находились летники), откормочный пункт, стригальный пункт колхоза. Близлежащие поля посеяны пшеницей и рожью. К огорчению тарбагатайцев, в эпоху освоения целины, как теперь очевидно, зря распахали пастбища и кормовые угодья  под растениеводческую продукцию. Родовые земли были уничтожены.

 

Тем не менее колхоз на протяжении трех десятков лет находился среди передовых в республике. Особенно успешным был период шестидесятых-семидесятых годов, когда председателем колхоза был Дондок Баданов.

 

Из книги Д.Д.Дагбаева «Он погиб подо Ржевом» (Улан-Удэ, 2000):

« В родном Тарбагатае (описаны семидесятые-восьмидесятые годы – Ред.) пасется скот казахской белоголовой, овцы бурятского типа забайкальской тонкорунной породы, за которыми ухаживают люди разных возрастов: ветеран Великой Отечественной войны Гомбо-Цырен Жамбаев, дети заслуженного животновода республики Жамсо Бадмаева, дочь старейшего животновода Гармажапа Батуева и многие другие…

 

В 1960-70-х гремела слава  Жамсо Бадмаева, награжденного за свой непростой и нелегкий труд орденами Октябрьской революции и Трудового красного Знамени. Он, известный чабан, всегда жил заботами о труде, всегда находился в водовороте стремительного течения нашего времени. Вместе с женой Цыржэмэдэг, награжденной орденом Знак почета, он неоднократно становился сотником, то есть выращивал по сто и более ягнят от сотни овцематок…

 

Замечательной труженицей слыла Цыпилма Гармажапова, добивавшаяся вместе с мужем Лобсаном высоких производственных показателей в овцеводстве… На земле отцов хорошо трудился Иван Гунгаев…Сыновья Ивана и Жалмы Гунгаевых ухаживают теперь за колхозным стадом лошадей».

 

По-доброму вспоминает Данзан Дагбаевич Дагбаев об Осорме Рыгзеновой, десятки лет проработавшей учителем в Хара-Кутулской средней школе, Лыгжэме Адвокатовой, работавшей директором Кижингинской восьмилетней школы, в Кижингинском райкоме партии, Цыренме Дагбаевой-Ункуевой, сестре автора, десятки лет работавшей в Госбанке республики, Цыбик Цыбановиче Цыбанове, многолетнего заместителя секретаря парткома Онохойского лесокомбината, учителях Цыбане Токтохоевиче Токтохоеве, Жимбе Гунгаевиче  Гончикове, отце известного телеведущего Софьи Жимбеевны Гончиковой.

 

Очень уважаемы тарбагатайцы – инженер Авиазавода Владимир Ринчинович Уржумов, проработавший несколько лет в Индии, Цырен Дамдинович Дамдинов, кавалер ордена Трудового Красного знамени, слесарь авизавода, учитель математики Валентина Цыреновна Митыпова,  заместитель руководителя Управления федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия Раиса Жамсуевна Бадмаева. Тарбагатайские корни имеет и первый сумоист республики Анатолий Михаханов, мать которого Дулсан Бадмаевна – уроженка этих мест.

 

И, конечно, самыми известными выходцами Тарбагатая наряду с Д.Д.Дагбаевым  являются его друзья и родственники - один из классиков бурятской литературы, писатель и поэт Чимит Цыдендамбаевич Цыдендамбаев, его младший брат самодеятельный художник Шоймпол Цыдендамбаев, многолетний министр финансов Бурятии Чимит-Доржо Вампилович Ендонов, первый секретарь Курумканского и Кяхтинского райкомов партии, председатель Госкомцен Ким Дамдинович Дагбаев.


Колхоз имени ХХ1 партсъезда, как и все колхозы и совхозы, с начала 1990-х вступил в тяжелейшую пору спада производства. В начале 1990-х в годы радикальных реформ Д.Д.Дагбаев и Ч.В.Ендонов, в пору разукрупнения и фермерского движения,  предприняли попытку создать самостоятельное отделение колхоза. Сначала Д.Д.Дагбаев, а затем Ч.В.Ендонов стали сами проживать в летнее время в Тарбагатае.

 

Вслед за ними стали строить дома и другие тарбагатайцы. Однако экономика и тяжелейшее социальное положение в  стране не позволили восстановить  производство. На десяток лет удалось сохранить клуб и школу, была построена водоколонка, проведено телевидение и телефонная связь. Каждое пятилетие они организовывали литературные праздники, посвященные своему знаменитому земляку Чимиту Цыдендамбаеву. По инициативе К.Д.Дагбаева построен новый субурган.  И за это им тоже благодарны тарбагатайцы. Каждый год они проводят праздники села, встречаются на обоо, и радуются встрече с малой родиной.

 

Рассказал д.п.н., проф. Эрдэм Данзанович Дагбаев по материалам исследований и книг отца Данзана Дагбаевича Дагбаева 

 

Просмотров: 4690

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное


Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -