Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Наши первопроходцы БАМа

20 августа 2018
Наши первопроходцы БАМа

Вступление

После 17-го съезда комсомола было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» от 8 июля 1974 года. Стали всенародными комсомольские призывы: «Все на БАМ!», «Всё для БАМа!»

8 июля 2018 года строители Бурятского участка БАМа впервые с огромной радостью праздновали свой, теперь уже законный, праздник – День БАМовца! На митинге, проведённой возле памятника БАМовцам в г.Улан-Удэ, все бамовцы единодушно были благодарны народному Хуралу Бурятии за принятие на последней сессии этого воистину важного и ставшего своевременным решения. На митинге мы, бамовцы, встречались друг с другом с гордо поднятой головой, счастливой улыбкой, с осознанием важности и нужности стране великой стройки, в которой всем нам довелось участвовать. Доносились радостные приветствия, восклицания, взрывы восторженного смеха! Со всех концов бывшего Советского Союза митингующие принимали поздравления от разъехавшихся строителей БАМа, в которых звучала надежда, что в Москве наше правительство поддержит Народный Хурал Бурятии, и праздник День БАМовца станет повсеместным, международным на всём постсоветском пространстве.

Время скептиков прошло, БАМ необходим стране, в связи с поднимающейся экономикой модернизируется. Мы с полным удовлетворением следим за развитием магистрали, ставшего детищем нашего поколения.  Уже через год страна будет отмечать 45-летие начала строительства БАМа, с благодарностью чествовать тех самых первых романтиков, откликнувшихся на призыв Родины. БАМ строил весь Советский Союз, в том числе и мы, строители бурятского участка БАМа.

Часть 1. Они шли первыми!

Пока БАМ начинал строиться с двух важнейших точек, с запада от Тайшета, Усть-Кута, с востока от Тынды, было принято решение на Бурятском участке  строительство вести десантным способом. Начальной точкой отправления грузов, строительных материалов стала станция Таловка ВСЖД, где была организована огромная база УРСа Минтрансстроя, в том числе база ОРСа СМП-575 мыс Курлы, а затем и база ОРС СМП-572. Любое большое или малое дело не может обойтись без продовольственно-материальной базы. Организация обеспечения строителей продуктами и товарами первой необходимости становилась первостепенной задачей,  самые нужные специалисты и работники торговли шли в составе первых десантов вместе с первопроходцами. Так, Хребтовские Николай Степанович и Роза Николаевна, одними из первых представителей работников торговли, шли на БАМ среди первопроходцев бурятского участка.

Николай после школы закончил  училище механизации, затем был призван на Тихоокеанский флот. Служил старшиной группы мотористов, демобилизован в звании старшины 2-ой статьи. Работал в народном хозяйстве, но природная пытливость направила его в Ростовское училище холодильного и технологического оборудования. Получив специальное образование, столь необходимое при развивающейся технологии современной торговли, стал механиком торгово-холодильного оборудования.

Роза после школы закончила кооперативный техникум г. Улан-Удэ, начинала работу рядовым бухгалтером на предприятиях. С нарабатыванием опыта, рос престиж места работы.

Перед БАМом Николай и Роза Хребтовские работали в Итанцинском ОРСе. Они проявили себя инициативными, грамотными специалистами. Роза работала старшим бухгалтером, Николай механиком. Они откликнулись на приглашение работать на только что организованной базе ОРС-572 БАМа. В 1975 году со станции Таловка начался их героический путь на БАМ, Хребтовские стали, не побоюсь этого слова, покорителями дикой тайги.

 Из Таловки всё необходимое для БАМа первоначально вывозилось  в Улюнхан, где шло накапливание на перевалочной базе в ожидании зимника. Мехколонны уже отсыпали автодорогу Улюнхан – Тазы – Уоян.

Время диктовало свои требования, сидеть, ждать зимника или дожидаться окончания строительства дороги на Уоян уже не представлялось возможным. Нужно было успевать использовать тёплое время года, закладывать новые посёлки по будущей трассе БАМа. Был заложен Новый Уоян, нужно было строить и запускать столовую, хлебопекарню, требовалась срочная доставка необходимых для стройки материалов, конструкций, оборудования. Автоколонны штурмовали непроходимые таёжные дороги, я вправе написать, что молодые водители на своих плечах доставляли на БАМ  грузы. С огромным трудом, но пошёл такой необходимый груз потоком. Автоколонны составлялись в основном из пяти машин высокой проходимости, дабы в пути на сложных участках помогать друг другу. Огромное везение, если грузовики были оснащены лебёдками.

Николай сопровождал оборудование, которое было возможным перевозить по этим дорогам в Уоян. И то, по прибытию на место назначения ему приходилась устранять поломки оборудования, без чего по таким дорогам невозможно было обойтись. Николаю приходилось делать несколько рейсов за месяц, он сполна выхлебал бамовской «романтики», по колено, а то и по пояс проваливался в грязь, подкладывая под колёса машин брёвна, камни, подставляя плечо, вместе с ребятами подталкивая забуксовавшие машины.  Сколько наглотался выхлопных газов при таких сложных условиях, благо, тайга успевала одаривать Николая своим свежим густым ароматом, хотя при этом мошка не забывала напитаться молодой здоровой крови первопроходцев. 

Особо ценное торговое оборудование отправляли вкруговую через Тайшет, Усть-Кут, Николай снова сопровождал дорогостоящее оборудование. Естественно, в этих поездках Николай принимал непосредственное участие при погрузке-выгрузке оборудования, руководя этими процессами, он отвечал за целостность и сохранность груза.

В начале октября 1975 года Хребтовские перебрались в Улюнхан, ставшим для них промежуточным этапом трудового пути на БАМ. В Улюнхане явно наблюдался дефицит жилья, семье с двумя маленькими сыновьями был предоставлен небольшой служебный домик возле проходной базы.

Приказом № 12 от 9 января 1975 года было организовано «Управление строительства БАМТОННЕЛЬСТРОЙ», в которое был включён Тоннельный отряд-11. БАМ двигался на восток, впереди Северомуйский хребет, самый сложный участок БАМа, впоследствии уважительно названного «Золотой пряжкой БАМа». В Улюнхане в апреле 1976 года была организована база ТО-11, которому предстояло пробить тоннель под хребтом сразу с двух сторон хребта, с запада и востока навстречу друг другу. Значит, будут построены два посёлка, один  будет дислоцироваться на западных отрогах Северомуйского хребта, другой с восточной стороны хребта. Для обслуживания ТО-11 был образован ОРС ТО-11, значит, нужны специалисты. Хребтовских Николая и Розу перевели на работу в эту новую организацию.

Наступил момент заброски десанта для начала строительства временного рабочего посёлка ТО-11 с западной стороны хребта. Небольшой отряд в количестве нескольких человек во главе временно назначенного начальника ОРСа ТО-11 Жданова М.В. на вертолёте МИ-8 прилетел на место будущей дислокации посёлка в целях рекогносцировки местности. В составе этого отряда прилетел и Николай Хребтовский. Во время полёта он видел, что мехколонны продвигаются на восток. Долетев к месту, высмотрели небольшую поляну, сели. На этой полянке в будущем будет построена школа. С одной стороны река Ангаракан, за ней гора, с другой тоже гора, а вокруг глухая тайга. В этих местах БАМ пока был проложен только в проектной документации, пока даже визирка геодезистов не дошла. Выяснив ситуацию, улетели обратно, стали готовить первый десант.

Николай Хребтовский в числе этого первого десанта по старым лесным дорогам добрался на вездеходе до места строительства нового бамовского посёлка. С ними до места дислокации мехколонны, отсыпавшей земполотно, добиралась их кассирша с огромной суммой денег, предназначенной для выдачи зарплаты работникам этой мехколонны. В те времена о спецохране знать не знали, честнее бамовских водителей и их попутчиков не было никого.

Прибыли, зачистили от стланика место под палатки. Молодые романтики любовно дали посёлку красивое название Радужный, при восходе солнца сопка переливалась всеми цветами радуги. Началась борьба за отвоёвывание каждого квадратного метра у непроходимой тайги, для лесоруба нет хуже работы, чем рубить стланик. Но работа кипела, все делали всё. Соорудили печь для выпечки хлеба, и сами же его пекли. Рубили деревья, стволы которых шли в дело, строили бревенчатые домики, устроили баню. Из этих же брёвен соорудили настил для подготовленной ими вертолётной площадки, дабы принимать более тяжёлые вертолёты.

Сцепка из пяти мощных бульдозеров на специально сваренных струбцинах притащили электростанцию. Прибыли экскаваторы, поставленные на лыжи для более высокой проходимости.  Стали прибывать ещё машины, люди, раскинули палатки для столовой, магазинов.

Пришла колонна из пяти машин, притащили три первых жилых вагончика. Элитное жильё в то время! Один из них выделили Николаю, как старшему и особо ценному работнику. Вспоминая то время, Николай Степанович смеётся, что он был на тот момент единственным бурятом в интернациональном Радужном. Его уважительно называли Первым, имея в виду, что он первый представитель из бурят, а ещё аксакалом, в свои 40 лет он был старше юнцов комсомольцев – добровольцев. А этим юнцам надо было же у кого-то набираться опыта, равняться на кого-то. Жизненный опыт Николая выручал при многих обстоятельствах, он мог найти выход из любого трудного положения.  

Прибывали отовсюду машины, вертолёты с грузом, время торопило, уже скоро осень, а там нагрянет и зима. Несколько раз прилетала Роза, оставшаяся с детьми в Улюнхане. Она, как материально ответственное лицо, сопровождала прибывающий груз. Эти полёты давали возможность лишний раз встретиться с мужем, почты, как таковой, не было, связь поддерживали только через водителей, вёзших груз на БАМ. Только из этих записок они получали весточки друг от друга. Редкие свидания были особо ценны.

Пока строился, осваивался посёлок Радужный, тоннельщики вплотную вели здесь подготовительные работы на подступах Северомуйского хребта для начала строительства Западного портала тоннеля. Впереди проходка…

Ленинградский стройотряд прорубил просеку, 134-ая мехколонна прошла через Северомуйский хребет, где тоже была разбита вертолётная площадка над будущим Восточным порталом, где недалеко через много лет установят Северомуйское кольцо. Однажды Роза в очередной раз прилетела в сопровождении груза, в иллюминатор она уже видела посёлок, но лётчики увидели, что вертолётная площадка занята ранее прилетевшими вертолётами. Решили лететь дальше, сели на площадку Восточного портала. Роза впервые ступила ногой на землю Муйской долины. Она тогда ещё не знала, что это место станет для неё и её семьи землёй обетованной!

Летом 1976 года  для Розы и её детей Улюнханская эпопея закончилась, они вертолётом прилетели в Уоян. Им выделили совсем крохотный домик, бывшую сторожевую будку. Здесь они прожили то время, пока Роза сдавала материальный подотчёт и бухгалтерские документы, сворачивала свою деятельность в ОРСе СМП-572, тем более, что её уже перевели на работу в ОРС ТО-11. Конечно же, она всей душой рвалась к мужу, который ждал семью с нетерпением. Узнав, что семья уже в Уояне, Николай приехал за детьми, Роза вскоре должна была воссоединиться с семьёй, сдача материальных ценностей на её подотчёте подходила к концу.

К концу августа 1976 года Николай вновь приехал, теперь уже за женой. Для учителей, ехавших в Радужный к началу учебного года в только что построенную школу, выделили  открытую грузовую машину, оборудованную скамейками. Николай и Роза тоже загрузили на эту машину свои нехитрые пожитки и они тронулись в путь. Это пишется легко, а они же ехали по ужасной нескончаемой дороге всю в выбоинах и колдобинах. Отсыпанная бамовская трасса быстро разбивалась колёсами многочисленной тяжёлой техники в наступивший сезон дождей.

Прибыли. Сосед Николая выселился из вагончика, Роза стала полноправной хозяйкой в нём. Она совмещала работу с обустройством семьи на новом месте, готовила мальчишек к школе. Ведь совсем скоро дикие таёжные окрестности впервые услышат школьный звонок. Старший Слава пойдёт в 4-ый класс, младшенький Костя в 1-ый. А надо успеть ещё заготовить на зиму грибы, ягоды, хорошая поддержка особенно подрастающим детям при долгой зимовке. Благо, далеко ходить не надо, вышел из дома, прошёл чуть вглубь в тайгу, грибы и ягоды чуть ли не сами запрыгивали в вёдра, настолько обильна и богата была тайга. Правда, в магазинах было изобилие продуктов, да ещё таких деликатесов, что на большой земле об их существовании многие даже не догадывались. Если живя в Уояне, в магазинах приходилось стоять в очереди, то здесь в этом плане был рай земной. Единственно страдали из-за нехватки картошки, свежих овощей, многолетняя большая проблема во всех посёлках БАМа. Пользовались сухой картошкой и таким же засушенным луком.

У отца семейства началась горячая пора. Николаю уже некогда было принимать участие в дальнейшем строительстве посёлка, в частности жилых домов. Как только закончилось строительство котлопункта, а затем и пекарни, он занялся оборудованием этих объектов. Появился его вожделенный фронт работы, где он мог в полную силу применить свои знания, опыт, где он был мастером своего дела, строились столовая и магазины, и другие объекты обеспечения жизнедеятельности посёлка. Он монтировал торговое и холодильное оборудование, работы было невпроворот.

Николай и Роза были полностью поглощены  жизнью и работой в Радужном.  К 7 ноября 1976 года в одном из построенных щитовых домов семье Хребтовских выделили комнатку, все-таки стало просторнее, чем в вагончике. Пришла зима, адаптация проходила для детей тяжело. Наступили холода, маленькая котельная не справлялась с подачей тепла в дома выросшего посёлка, в начале от невозможности отогреться дети плакали, не выдерживали трескучих бамовских морозов. Но дети есть дети, вскоре им морозы стали нипочем. В школе уроки отменяли, а они с радостью, визгом носились по сугробам, уж снега то было по самые крыши. Через год другой стали появляться санки, чуть подросшие бесстрашные дети бамовцев стали заниматься экстримом. Они облюбовали возвышающуюся над посёлком довольно высокую гору, высота которого составляла примерно полтора километра над уровнем моря. Дети взбирались на самую макушку горы, и оттуда стремглав неслись вниз, развивая нешуточную скорость, такую, что от полёта сносило шапки. Потом матери лечили им обмороженные уши и щёки. В конце концов без жертв не обошлось. За несколько лет перед полной ликвидации посёлка около десяти школьников попали под лавину. Посёлок настигло огромное горе. Но это случилось намного позже, старшие дети, несмотря на запрет взрослых, продолжали таким образом проявлять своё  детское, на их взгляд, бесстрашие.

Вырос и облагородился посёлок Радужный. Но не оставили за посёлком красивое романтическое название, посёлок переименовали в посёлок Тоннельный.

Настал момент начала строительства посёлка для тоннельщиков с  восточной стороны Северомуйского хребта, там уже был образован поссовет. Посёлок получил несомненно точное название Северомуйск по названию окружающего его хребта.  У четы Хребтовских было понимание, что торговые объекты нового посёлка Северомуйск не обойдутся без их участия, тем более что расстояние по бамовским меркам не велико.

Как только Николай запустил торговые объекты в Тоннельном, его уже ждал котлопункт на Восточном портале, там строились пекарня и столовая. Здесь уже вовсю разворачивалось строительство портала, естественно рабочие нуждались в нормальных условиях питания.

 Оба часто по работе ездили в строящийся посёлок Северомуйск, новый посёлок рос на их глазах. Новые дома росли, как грибы после дождя, начал строиться посёлок СМП-597 треста «Нижнеангарскстрансстрой», появлялись необходимые социальные объекты, строилась новая база ОРСа. Николай каждый рабочий день стал ездить сюда, также как и везде, запускал торговые пункты. Особой гордостью стал для него самый сложный объект, строительство холодильного цеха базы, монтаж и запуск огромной аммиачной холодильной установки.

Летом 1978 года ОРС ТО-11 передислоцировался в Северомуйск, был сдан дом по улице Школьная для специалистов этой организации. Семья Хребтовских опять собрала свои уже более весомые пожитки, чем в начале БАМа. Им достались хоромы, аж две полноценных комнаты, несказанная роскошь в те времена, жильё все еще оставалось дефицитным, в комнате в 18 кв.м. ютились по две семьи.  Правда, за бамовскую кочевую жизнь Хребтовские уже забыли о существовании шкафов, мягкой мебели. Всю мебель бамовцы колотили сами, так что особо собирать им было нечего, только количество коробок и чемоданов увеличилось, дети выросли.

Они стали жителями нового посёлка, становившегося день ото дня всё краше. Дети некоторое время немного скучали по своим оставшимся в Тоннельном друзьям, тут у них появился дружочек, чёрненький щенок по кличке Амур, которого привёз из эвенкийского стойбища их друг. Вскоре  у них появились новые друзья, да и лето закончилось, началась школа.

Уже стало ясно, что кочевая жизнь семьи Хребтовских закончилась. ОРС был привязан к Тоннельному отряду, которому  предстояла огромная работа, пробить тоннель под Северомуйским хребтом. Уже тогда было известно, что стройка будет уникальная, протяжённость тоннеля по проекту была более 15 км, самый длинный тоннель в стране. Чтобы ускорить темпы строительства тоннеля, строились вертикальные проходческие стволы с вершины хребта. Достигнув горизонта будущего тоннеля, проходчики устремлялись на запад и восток. Не зря посёлок получил статус «Столица тоннельщиков БАМа». О ходе и этапах строительства Северомуйского тоннеля более компетентные авторы посвятили тома своих работ.

ОРС обслуживал весь посёлок, а он занял почти всю замкнутую огромную площадь. Северомуйск тянулся между горой и рекой Муякан, с запада границей посёлка служило смыкание горы с рекой  Казанкан, таким же образом на востоке река Муякан смыкалась с противоположной оконечностью этой горы. К тому времени численность населения составляла более 12 тысяч человек, построили несколько корпусов школы, детские сады, корпуса больницы, культурно-оздоровительные, обслуживающие объекты.

Коля и Роза сами не заметили, как стали уже Николай Степанович и Роза Николаевна. Это означало, что они приобрели на работе и в посёлке статус и положение, одним словом, авторитет.  Хоть они уже были осёдлыми жителями Северомуйска, им обоим приходилось ездить на недельные командировки в новые появляющиеся посёлки на карте БАМа. Они становились свидетелями строительства почти каждого очередного посёлка на этом участке. Так Роза Николаевна как бухгалтер – ревизор ездила до Витима, а в каждом посёлке строились объекты общественного питания, где пригождались опыт и умение Николая Степановича.

Дальше стали жить, как все бамовцы. В их жизни помимо общесоюзных праздников появились бамовские праздники, такие, как укладка первого звена на обходном железнодорожном пути по перевалу Северомуйского хребта, «серебряное» звено, сбойки дренажных тоннелей, сбойки основного тоннеля. Казалось бы, что они не имели прямого отношения к этим бамовским праздникам, но целью их работы были достигаемые этапы этого общего труда. Хребтовские наравне с непосредственными строителями награждались по мере завершения определенных  этапов строительства БАМа, их труд оценила Родина. Николай Степанович и Роза Николаевна оба награждены медалью «За строительство БАМа», имеют благодарности, грамоты. Они сполна выполнили свою первостепенную задачу: обеспечение строителей БАМа продуктами и товарами первой необходимости.

Просмотров: 2966

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -