Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Цыбикова Феодора Алексеевна

2 марта 2012
Цыбикова Феодора Алексеевна
Цыбикова Феодора Алексеевна

В 2012 году наша школа будет отмечать свое 90-летие. В свете этого события меня заинтересовала не только история нашей школы, но и жизнь и судьба учителей, работавших в нашей школе.  Далеко не полностью изучены архивы и документы, они ждут своих исследователей и авторов публикаций, но я хочу рассказать об учителе математики  Цыбиковой Феодоре Алексеевне, листая страницы воспоминаний и письма ее учеников. Судьба ее пролегла через Шибертуйскую школу, в которой она начала работать с 1939 года.

 

Из воспоминаний Феодоры Алексеевны, направленной учителем математикив Шибертуйскую семилетнюю школу: « Добирались из города Улан-Удэ несколько дней: то ломалась машина, то заканчивался бензин, который качали ртом прямо из железной бочки. Не было и попутных машин, на которых можно было бы доехать до Шибертуя. Наконец, приехали и у ворот школы нас встретил завхоз Василий Степанович Лобанов. Он принял нас очень приветливо и устроил всех хорошо. Василий Степанович был чудным человеком. Все,   приплясывая, приговаривал:  « Я – говорун и толстяк, простак, но историк и поэт куналейский». Прибадривал, веселил нас и помогал пересилить трудности на новом месте»

 

Так начиналась ее трудовая деятельность и учительская судьба и не одно поколение  шибертуйцев училось у нее.

 

Из автобиографии Цыбиковой Феодоры Алексеевны: «Я, Цыбикова Феодора Алексеевна, родилась в 1920 году в улусе Шараты Аларского района Иркутской области в семье крестьянина – бедняка.

В 1925 году умер отец. В этом же году с прикованной к постели матерью и младшим братом перевез дядя к себе в улус Бутуново, где прожили до 1936года.

 

В начальную школу пошла в 1928 году. В 1933 году поступила в Нукутскую семилетнюю школу. Все три года, пока училась, жила в няньках, а летом работала в колхозе «Путь к социализму».

 

В 1934 –35 годах дважды была делегаткой слета ударников Нукутской МТС, где была награждена почетными грамотами «Лучшему ударнику» и премирована ценными подарками.

 

В 1934 году была принята в ряды Ленинского комсомола. Пионерская и комсомольская организация сумела воспитать во мне чувство ответственности и обязанности перед народом.

 

Работала в колхозе до августа 1936 года. В сентябре 1936 года поступила в Улан – Удэнский педрабфак. В 1937 году была премирована путевкой в Крым за отличную учебу и общественную работу.

Ввиду семейного положения вынуждена была поступить на 10 месячные курсы по подготовке преподавателей математики при И.У.У. г. Улан - Удэ.

 

В августе 1939 года по направлению Минпроса Бур. АССР, приехала в Шибертуйскую семилетнюю школу математиком, где проработала до ухода на пенсию по старости лет, т. е. до августа 1970 года.

В декабре 1943 года стала членом ВКМ(б). За время работы в школе была дважды избрана народным заседателем суда, три раза избрана членом Бичурского райкома партии.

 

Имею правительственные награды, медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне», «За трудовые отличие», «Материнство III степени», «100 –летие В. И. Ленина»

Награждена почетными грамотами Президиума Верховного Совета Бур. АССР за культурную работу на селе, Министерства просвещения РСФСР за заслуги в области воспитания и обучения подрастающего поколения, Минпроса Бур. АССР, райкома партии и исполкома Бичурского района.

 

Партийных и административных взысканий не имела.

 

Награждена медалями: «За трудовую доблесть», «Отечественная война 1941 45 гг.», «30 лет Отечественной войне», «100- летие В. И. Ленина», «Ветеран труда»

 

Эти короткие строки ее биографии, ее жизнь тесным образом связаны с судьбой народа, с его радостями и  бедами. Остановимся и перечитаем каждое слово. Представим, хоть очень и очень приблизительно, что стоит за каждым из них. Хотелось бы четко разложить по полочкам, классифицировать, систематизировать все факты, но не получается. Жизнь человека объемна.  «Все три года, пока училась, жила в няньках, а летом работала в колхозе «Путь к социализму»…».  Что отразилось в этих коротких предложениях? Жизненные невзгоды, бедность, постоянная нужда? Только ли? А тяга к знаниям? Уроки жизни, семья, в котором она росла,  учили тому, с чего начинается учитель. Родные Феодоры Алексеевны рассказывают, что она часто вспоминала свое детство, наполненное малыми радостями и большими горестями, как незабываемую школу жизни, добра и преодоления. Среди ее лучших воспоминаний и школа, в которой она училась, учителя, которые ее учили. Но будучи девятнадцатилетней, ей пришлось взять все заботы о своей семье: больной матери и брате, на себя. И вот, после окончания курсов, начала работать в нашей школе, приехав сюда вместе с матерью и братом.

 

Началась война. Школа испытывала большие трудности. С конца 1943 г. начался массовый отсев учащихся, особенно много выбыло учеников 5-го, 6-го и 7-го классов Шибертуйской средней школы. С некоторыми из них приходилось работать учителям индивидуально.  Учителя в те суровые годы сумели передать не только свои знания, но и вселить надежду и веру мальчикам и девочкам, чье детство и юность пыталась растоптать война.

 

И ничто так дорого учителю, как признание, благодарность и любовь учеников. Да и сама жизнь,  судьба учеников – это   частичка жизни учителя.

 

 Я хочу одновременно с рассказом о Феодоре Алексеевне поведать и о ее учениках, через их письма  своей учительнице и воспоминания.  Вот передо мной два письма любимой учительнице молодого бойца Цыремпилова Цыренжапа Цыремпиловича (1923 – 1942).      Ветеран педагогического труда, младший современник Цыренжапа Цыден  Цыбикжапович  Батуев поясняет:

 

«У нас были яркие, неповторимые педагоги. Забудешь ли Сосору Дугаровну, требовательную и заботливую?  Мария Вахрамеевна, учительница истории, была великолепной рассказчицей. Она играла на пианино, пела нам бурятские и русские песни. А сильнейший математик Феодора Алексеевна! Математику мы знали на «4» и «5». Формулы, тангенсы и котангенсы её ученики наизусть помнят всю жизнь. Она была непререкаемым авторитетом для детей, родителей и педагогов. Феодора Алексеевна с мужем воспитали высокообразованными и своих детей. Среди них врач, педагог, инженер, юрист, есть кандидат наук. Не удивительно, что из пекла войны ученики отправляли её письма».

 

«25 ноября 1941 года.

 

Здравствуйте,Феодора Алексеевна !

 

Шлю вам пламенный красноармейский привет с пожеланием наилучших успехов в вашей жизни.

     

Разрешите сообщить Вам о своей красноармейской жизни. Я служу в рядах Красной Армии хорошо. Здоровье моё, как у всякого бойца, закалённое. Я зачислен в военно – десантную часть. Обмундирование получили. Из Улан – Удэ выехали 20 октября. Ехали11 суток. Проехали Иркутск, Красноярск, Нижнеудинск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Уфу, Пензу, Куйбышев, Саратов . Живём в 25 километрах севернее г.Энгельса. Со мной из Бичурского района ещё пятеро. Здесь до этого, видимо, жили немцы, входившие в состав немцев Поволжья. Сейчас их в связи с военной обстановкой отсюда эвакуировали в Сибирь и Среднюю Азию. Здесь формируются красноармейские части.

  

Вы как живёте? Как работаете? Получаете ли письма от Николая Тимофеевича? Приехал ли учиться Доржо? Какие новые учителя приехали и по каким предметам преподают? Как проводили великий праздник Октября? Какой класс занял первое место за первую четверть? Как там учится мой брат Батоцырен? В седьмом классе сколько учеников и кто классный руководитель? Сколько шестых и пятых в нынешнем году? Где находятся в данное время Дамба Намсараевич и Чимит Митыпович и пишут ли письма? Пришлите мне их адреса. В нынешнем году из прошлогодних учеников в армии находимся двое: Базарсада и я. Нас взяли молодыми. Но кому – то надо же ведь защищать Родину! И мы обязаны служить в рядах Красной Армии. Это даже записано в Конституции в статье 132. Вы, учителя, нас воспитали в духе преданности своей Родине. Мы, ваши ученики, оправдаем Ваше доверие и будем отличниками боевой и политической подготовки.

    

Напишите письмо. Хочется знать обо всём происходящем. Передайте привет всем учителям.»

 

«10.02.1942 г.

 

Здравствуйте, Феодора Алексеевна!

 

Примите от меня горячий красноармейский привет, с пожеланием всего хорошего и счастливого. Сегодня получил от вас письмо, написанное вами 5.01.1942 г. Когда я получил от вас письмо, я узнал о вашей жизни и обо всем, что происходит в родной школе, а также в Шибертуе.  Дальше я напишу несколько слов о своей армейской жизни.

 

 Я служу и живу в рядах Красной Армии хорошо. Здоровье мое, как у всякого бойца закаленное. Так, что себя чувствую бодрым. Служу как вам известно в десантных частях. Со мною, с Бичурского района, служат еще пять человек. Сообщаю вам еще о том, что с 1.01.1942 г. нахожусь на новом месте. Находимся мы от г. Москвы 20-30 км. Данное время мы усиленно занимаемся по парашютному и по всем остальным. Либо мы готовимся для того, чтобы в скором времени были готовы выполнять боевую задачу, поставленную нашим командованием. Скором времени нас поднимут в воздух наши Сталинские соколы. Еще со мной вместе служит Шангин Дмитрий, товарищ Николая Тимофеевича вы его знаете. Он говорит, что вместе учились в Улан-Уде. С ним вместе находимся в одном взводе. Он парень очень хороший. Мне помогает овладевать военной техникой. Наверно мы с ним  вместе пойдем в бой. Кроме меня со мной бурятов нет. Из дома получаю письма.

 

Переписываюсь с Батой, Самбу Аюровым, Шойсороновым. От Базарсады Аюшеева письмо не получаю. Где он находится? Мне очень много помогало то знание, которое я получил  у вас. Мне сейчас помнится ваши слова, которые вы говорили во время занятия. Что слушайте внимательно, знание,  которые получите, пригодятся вам. Я помню, что не слушался вас. За это простите. Сейчас, узнав что это, мне кажется не правильным. Вы меня отлично учили решать задачу, знать физику, геометрию. Вы, учителя Шибертуйской НСШ., воспитывали меня в духе коммунизма и в духе преданности своей Родине. Я заверяю вас, что в грядущих боях за Родину-мать буду сражаться умело, мужественно не жалея своих сил, если потребуется и жизни. Сейчас враг отступает под натиском нашей славной красной армии, оставляя тысячами убитых, оставляя вооружение.

 

Когда-то два месяца тому назад мы  слушали уверенные слова нашего учителя боевого Наркома тов. Сталина, что вот-вот враг должен начать отступление. Эти слова сбылись. Мы теперь уверенно можем сказать, что враг будет разбит, победа будет за нами. Но мы не должны успокоится. Должны еще усиленно работать. Советую вам воспитывать своих учеников так, как воспитывали вы меня. Желаю вам успеха. Пишите письмо. Передайте привет своим родителям и Сосоре Дугаровне, Марии Вахромеевне, Вере Балдановне и всем остальным. Я буду ждать. Пошлите фотокарточку Доржи, Эли. Я ни в чем не нуждаюсь. Купить здесь нечего.

 С приветом ваш ученик  Цыренжап  Цыремпилов»

 

Рассказ ветерана войны и труда Базарсады  Аюшеевича  Аюшева: 

 

«Мы ушли на фронт добровольцами в 1941 году. Нам хотелось получить военную специальность, мечтали попасть в военное училище. Я выбрал Белоцерковское стрелково – пулемётное, которое в войну было эвакуировано в Томск. Цыренжап попал в десантники. Обстановка, отношения в училище и вообще в стране были патриотические и интернациональные. Только поэтому мы и победили в той войне. С войны я вернулся инвалидом II – группы в возрасте 19 лет. Осколки прошили лопатку плюс сквозное пулевое ранение руки. Вернулся в Шибертуй и сначала зашёл к учительнице Феодоре Алексеевне, а потом уж домой. Мы её обожали. Это удивительный человек и мастер – педагог. Учитель от Бога. Она обняла меня, поцеловала, заплакала. Мы на фронте помнили её уроки математики и уроки жизни. Случалось, в школе она даже подкармливала нас. Что греха таить, те, кто в интернате жил, не всегда ели досыта».

 

«В 1939 году приехали молодые учителя: Феодора Алексеевна, Мария Вахрамеевна. Особо хочется отметить учительский дар Феодоры Алексеевны. На вопрос: как вы добивались безукоризненной дисциплины, она отвечала: «Учитель должен быть сам дисциплинированным, человечным, аккуратным. Я работала в школе более 30 лет. Каждое утро приходила на урок на 15 минут раньше». Ее ученик, ныне пенсионер, Цыден Аюрович Дубданов говорит: «На ее уроке ни одной свободной минуты не было, некогда шелохнуться. Прошло более 50 лет, но я четко помню все формулы сокращенного умножения или признаки треугольников». Феодора Алексеевна в совершенстве знала свой предмет. Любая инспекторская проверка с восхищением отзывалась о ее уроках, отмечала высокое педагогическое мастерство. Она проработала в одной школе до ухода на пенсию.  Жаль, что ее труд не заслужил высокой правительственной награды»-, вспоминает ее ученик,  коллега Цыренжапов Бато Цыренжапович.

 

Из воспоминаний Гомбожаповой Цыпилмы :   (1923 г.р.)

  

« Родилась я в 1923 году, в семье из трех детей была старшей.  Мама умерла рано, когда мы были маленькими, и забота о младших брате и сестре легла на мои плечи. Отец наш с утра и до позднего вечера работал, мы оставались дома. Зимой на улицу не выходили – не было теплой обуви. Иногда не доедали. Во сколько лет пошла в школу – не помню, но хорошо запомнила заботу и ласку своей первой учительницы  Бадмаевой Веры Балдановны. Позже учила нас Цыбикова Феодора Алексеевна – учительница строгая, но справедливая. Я училась хорошо. В пору уже нашей юности началась эта проклятая война.

 

Нам пришлось тяжело. Мужчины все ушли на фронт. Мы вместе с учителями выполняли все работы: смотрели за скотом, пахали землю – девушки учились на курсах трактористов и садились на трактора и комбайны во время страды. Они выполняли свои нормы по пахоте и получали благодарственные письма от правительства, которые бережно хранят до сегодняшних дней. Особенно напряженно работали во время сеноуборки: с раннего утра за бригадой косарей копнили и стоговали сено: каждому давали норму – 100 копешек в день. Вечером за мной были закреплены 15 голов коров, которых я должна была подоить»

Работу учителей, школ, как и других людей и предприятий, принято оценивать по конечному результату. Что такое конечный результат учителя, школы? Ученики? Люди?  Чаще всего ответ на этот вопрос утвердительный.

 

Для педагога, учителя смысл работы был и остается не в количестве проведенных уроков, и даже не в количестве переданного знания, а в служении детям, потребность в котором и движет учителем.   Даже эти несколько воспоминаний и письма с фронта говорят о том, что с большим почтением и любовью относятся шибертуйцы к Феодоре Алексеевне, учителю истинно народному, ибо ее ученики становились народом, ее ученики растят хлеб, варят металл, учат, являются матерями и отцами, бабушками и дедушками. Среди ее учеников есть ученые, экономисты, инженеры, одних только учителей математики десятки. И хотя ее уже нет среди нас, все мои односельчане с благодарностью вспоминают о ней. И ее имя не только в Книге почета школы, но и в сердцах и воспоминаниях ее учеников.

Просмотров: 2798

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -