Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Цыдыпова Саяна Чойбалсановна - народная артистка РБ

18 февраля 2012
Цыдыпова Саяна Чойбалсановна - народная артистка РБ
Цыдыпова Саяна Чойбалсановна - народная артистка РБ

Бурятский государственный академический театр имени Х. Н. Намсараева - старейший театр Бурятии. Театр ставит свои спектакли на бурятском и русском языках. Из-за недостатка спектаклей на родном языке на сцене театра были успешно осуществлены в переводе на бурятский язык постановки по пьесам русской, европейской драматургической классики.

              

Я была  приятно удивлена, когда узнала, что в самой нашумевшей премьере 2008 года – в степной трагедии в двух действиях по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Макбет», в спектакле «Максар» или «Степь в крови» главную роль Максармы хатан исполнила моя землячка, народная артистка республики Бурятия Саяна Цыдыпова. Игра этой роли требовала от исполнительницы максимальной творческой работы.

 

Ведь шекспировские персонажи, в том числе и Макбет, эпичны по масштабам своих поступков, пронзительны и остры по восприятию мира, глубоки, но в то же время просты по филосифии взаимоотношений. Это «исполины характеров». И именно эта эпичность самих произведений, уникальный поэтический стиль драматургии Шекспира, особая природа, дух и мелодичность его пьес во многом близка и понятна бурятскому театру и зрителю.

             

Саяна Цыдыпова родилась в селе Хошун-Узур, проучилась и хорошо закончила Хошун-Узурскую среднюю школу. До поступления в театральную студию в Ленинградском институте театра кино и кинематографии Саяна работала режиссером народного театра «Талын наран» при Доме культуры с.  Хошун-Узур Мухоршибирского района.

 

Там поставили отрывок из «Кнута тайши» Х. Намсараева и ей, совсем юной, пришлось сыграть роль Долгор хатан. Через несколько лет эту роль она будет играть на сцене бурятского театра. Она часто вспоминает свои первые роли, первые выходы на сцену. Ей тогда дали роль шестидесятилетней бабушки Фурумати в спектакле «Хорьки»  по пьесе японского автора Мафунэ Мамомото.

 

С тех пор актрисой созданы емкие и значимые по своему художественному уровню и исполнению образы: Олень в спектакле «Король- олень» К. Гоцци, Жалма в СП. «Похищенное счастье» Д-Р. Батожабая, Джурма в «Дамдин лама» Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева ( спектакль принимал участие во 2-м Всепольском театральном фестивале в г. Елена-Гуры), невеста в «Кровавой свадьбе» Г, Лорка, Алма Мэргэн в «Гэсэре» Н. Дамдинова, Есуй в «Чингисхане» Б. Гаврилова, Смеральдина в сп. «Слуга двух господ» К. Гольдони.

 

Вместе с театром приняла участие на фестивале представлении достижений «Российского искусства и кино» во Франции (Ницца-Канны). В спектакле Нелли Дугаржабон «Шаманские сновидения» сыграла роль шаманки. В премьерном спектакле «На стыке веков» по пьесе Г. Башкуева, посвященном празднованию 300-летнего юбилея похода хори-бурят к царю Петру первому в Москву Саяна сыграла роль Эрэшкэн удаган (шаманка)- реальное историческое лицо, которая отдала жизнь за будущее хори-бурят. 

  

И на фестивале «Сибирский транзит», прошедшем в Барнауле в 2008 году она удостоена награды фестиваля в номинации «Лучшая женская роль» за роль Максармы хатан- жены п хана, где после грандиозной победы на поле брани военачальник Максар с другом и соратником Мунхэ встречают духов великой степи- вестниц судьбы. Они предсказывают великое будущее Максару. Предсказания сбываются, воин становится Ханом, убив в сговоре со своей женой Максармой хатан правящего хана. Но Максар не останавливается на достигнутом, обагрив степь множеством своих жертв…

        

Исполнитель главной роли Максара, заслуженный артист республики Бурятия  Баста Цыденович про спектакль говорит следующее: «Это философия буддизма, что к смерти надо идти с любовью. Или к любви идти как к смерти.  Сочетение  любви и смерти, наверное, присутствует в каждом человеке. Это все из самой жизни. Когда мы действительно любим, жизнь идет на грани смерти.

 

Или когда мы идем к смерти, или познаем смерть как единственный опыт нашей жизни,- это как любовь. В этой жизни все связано, как в нашем буддизме и как в крови наших предков, бурятов, монголов…Спокойствие, а не суетность сидит в самой нашей природе. Есть сознание того, что все происходит здесь и сейчас, и нет прошлого, потому что прошлого не вернешь.  Нет и  будущего- оно неизвестно, оно еще не пришло. А в подсознании здесь и сейчас и кроется медитативность и сама наша природа предлагает нам возможность познать жизнь…»

 

«…В Барнаул мы приехали буквально перед фестивалем. Времени для репетиции почти не было. Мы не ожидали, что нас так хорошо примут. Декорации очаровали зрителей, им казалось, что мы играем на фоне уходящей вдаль степи »,- сдержанно рассказывает о своем главном достижении Саяна Цыдыпова.

  

В переводе с бурятского «Максар» означает повелитель подземного мира, обладающий большим войском. Перемещение шекспировского героя в бурят-монгольскую историю стало поводом поговорить о высоком и важном в жизни человека. В книге отзывов написано: «Хорошо передавалась партитура состояний, настроений, все время напряжение висело в воздухе.

 

Этичность, как бы отстраненность от  всего суетного,- небо и земля общаются, власть и любовь- все это принципиальные моменты, о чем мы в жизни не задумываемся, копаемся в мелочах, а главное ускользает. Мы как бы теряем свою природную основу, а эти герои живут силой чувств, силой природы. Мы перешли на компьютер, нас обкатали, и мы стали как полуроботы, закрыв в себе эмоциональные каналы. Мы все анализируем и, значит, идет разрушение природы человека.

 

А природа- она пульсирует, вибрирует, а мы все думаем, размышляем. Это конечно не плохо, но чтобы сохранить себя, нужна партитура переживаний, что мы и увидели в этом спектакле…Большой спектакль по объёму, он захватывает, и такое ощущение, что когда человек волну запустил, потом эта волна возвращается и накрывает, как по цепочке разыгрывается эта огромная стихия, страсть. Что не понятно ни единого слова меня не смущало, потому что такая энергетика от актеров исходит и мощь. Язык воспринимаешь как мелодию, как песню. Ракушка- звук создает впечатление мира огромного, и кажется, что эти страсти разыгрываются не здесь вот, а в космосе…»

   

Саяну Цыдыпову Чойбалсановну не зря называют степная «Леди Макбет». За 20 лет работы в театре бурятской драмы имени Х. Намсараева, Саяна исполнила на бурятском и русском языках более 50 ролей разного плана в спектаклях российской и мировой классики и оригинальным пьесам бурятских авторов, в которых отразилось развитие национального театра. Наиболее значимыми ролями актрисы становятся образы сильных, независимых героинь. Вне сцены, без грима Саяну Цыдыпову трудно узнать. Неброской, даже хрупкой красотой она напоминает скульптуры девушек Даши Намдакова. Почти физически ощущаешь, как при внешней сдержанности внутри нее бьёт жизнь.

  

Саяна Цыдыпова- любимая актриса режиссеров, они любят её за то, что она не ждет от режиссеров указаний, умеет сама отбирать нужное для роли черты. На репетициях Саяна не размышляет вслух, не расплескается эмоционально. Завораживающе - органичная она гипнотизирует зрителей, которые не могут оторвать от неё глаз.

 

- Большой успех выпал на её героиню Цэвэлмаа в спектакле «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ, где образ простой девушки бурятки был представлен не только с её земными радостями и безутешными скорбями, но и крупно в трагическом плане, философски обобщенно. В 2001 году за эту роль Саяна стала лауреатом Госпремии Республики Монголия.


- Одной из этапных ролей последних лет является исполнение роли Долгор в спектакле «Япон Долгор» по пьесе Б. Эрдынеева, роль драматическая, поданная трепетно, с глубокой внутренней импульсивностью и темпераментом.


- Интересной получилась роль Дженни- Малины в спектакле Брехта «Трехгрошовая опера» Б. Брехта. Постановщик оставил ей минимум текста, но при этом был у актрисы максимум выразительности - шарм, сценическое обаяние, интеллект, все это проигрывается актрисой в пластике.

         

И зритель видит, что образы, созданные Саяной Чойбалсановной в последние годы, подтверждают возросшее мастерство, широту диапазона и незаурядность актерской палитры. От роли к роли шлифуется и оттачивается её мастерство и что ныне она достигла поры творческой зрелости. Об этом свидетельствуют создание роли Маши в «Чайке» А. Чехова, Харахан в «Бальжин хатан», Вера в «Утиной охоте» А. Вампилова.

 

Саяна работала с русским театром в «Шаманских сновидениях», съездила с ними на гастроли в Америку; сыграла в новом спектакле Республиканского кукольного театра «Пространство духа» Акутагавы. « Саяна-один из наших бриллиантов! Провалов у нее не бывает! Это уже говорит о ее актерском интеллекте,- лаконично высказался о Цыдыповой один из известных в Бурятии режиссеров. Режиссеры едины во мнении, что Саяна никогда не опустится ниже своей планки.

    

Я заинтересовалась биографией и творчеством Саяны Цыдыповой потому, что тоже хочу быть такой как она - талантливой актрисой, народной артисткой; также как она выступать, вживаться в роли, страдать и радоваться, плакать и смеяться на сцене как она.

  

Замечательный художественный руководитель нашего села, заслуженный работник культуры, человек,  преданный своему делу, Сергей Дамбаевич Очиров вспоминает:  «Саяна с детства мечтала стать артисткой. Первую главную роль она сыграла у нас, у себя в деревне, в пьесе Баира Эрдынеева «Бэшэгдээгуй шулэг» (дословный перевод –« Не написанное стихотворение»).

 

После окончания школы вместе с Баиром Эрдынеевым она 3 раза ездила в Ленинград, чтобы поступить в театральную студию в Ленинградском институте театра кино и кинематографии. Там производился набор в бурятскую группу. Конкурс был огромный. Тем не менее она поступила и окончила ЛГИТМиК, драматического искусства в 1988 году и принята в труппу театра Бурятской драмы.»

 

Я тоже хочу, чтоб моя мечта сбылась также,  как и сбылась мечта Саяны Чойбалсановны. Я буду также твердо идти к намеченной цели как она, чтобы и мне удавалось сыграть блестящие роли, будь то роль пожилой бурятки-труженицы, во взгляде которой- средоточие мудрости. Пережила тяготы войны, а душа, вселенская, материнская- она жива, по- прежнему греет и дарует ласку и нежность; или будь то  роль юной девушки, на лице которой отразились доверчивость и наивное восприятие этого мира».

 

И пускай сейчас мои роли незначительные - в школьных, районных и республиканских конкурсах. Стараюсь участвовать в ежегодных смотрах-конкурсах «Гэсэр - Дангина» и т.д. Очень нравится пробовать себя в той или иной роли, менять костюмы, выходить на сцену, играть на зрителя и для зрителя. Именно в такие моменты я чувствую, что я – вторая Цыдыпова Саяна  Чойбалсановна.

  

И я точно  знаю, что стану артисткой, что исполнится моя заветная мечта.

 

Намжалма Цыбикова, ученица 6 класса  Хошун-Узурской СОШ им. Эрдынеева Ш-Н.Э.

Автор: zebzema
Просмотров: 3169

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное


Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -