Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Кокорин Михаил Иванович

28 февраля 2012
Кокорин Михаил Иванович

ЖАР СЕРДЦА МИХАИЛА КОКОРИНА


Посланцами будущего называли в 80-х годах строителей знаменитой магистрали. Прошло почти тридцать лет с того времени, как высадился на Бурятском участке Байкало-Амурской магистрали сводный ударный отряд "Комсомолец Бурятии". Его командиром был назначен Лев Леонидович Бороев, комиссаром – Михаил Кокорин. ОТРЯД объединял более ста юношей и девушек, прибывших на БАМ исключительно по комсомольской путевке: желающих попасть на "стройку века" было хоть отбавляй.

 

Молодежь десантировалась вертолетами к месту назначения, разбудив вековую тишину муйской тайги и долины. Первая бамовская зима, как, впрочем, и последующие, была суровой, морозы доходили до 50 градусов и выше. Жили в вагончиках и даже в палатках. Отряд разбили на несколько самостоятельных бригад, часть присоединили к плотникам, лесорубам, электрикам, железнодорожникам.

Труд их был поистине титаническим: "Комсомолец Бурятии", перелопатив миллионы кубометров земли, построил поселок Таксимо с подстанцией, промышленными базами, средней школой, детским садом, домом культуры, объектами железнодорожной станции плюс уложил сотни километров путей от Тайшета до Куанды! Добрая память осталась от бойцов отряда на станции Небель Иркутской области, станции Даван, в Северобайкальске, поселках Новый Уоян, Северомуйск, Муя. Вдоль трасс в некогда таежной глухомани выросли новые села и города. Свою лепту в строительство ЛЭП Романовка - Багдарин внесла бригада лесорубов, которая работала на рубке просеки тяжелейшего участка трассы.

Когда укладывали "золотое звено", на станцию Куанда прибыл агитпоезд ЦК ВЛКСМ. Поздравить бамовцев приехали дважды Герои Советского Союза генерал армии Д.Д. Лелюшенко, летчик-космонавт СССР полковник Ю.В. Малышев, связная "Молодой гвардии" подполковник в отставке В.Д. Борц.


В книге "БАМ - жар сердец молодых» приведены дневниковые заметки командира отряда Бороева о буднях стройки, о повседневной жизни отряда. Вот некоторые из них: "20 апреля. Ребята собрались на собеседование с руководством поезда 575, которое при выборе места работы учло желание каждого бойца. В этот же день... кто был назначен плотником, кто монтажником, кто поваром...".
"15 июня. Многим было тяжело привыкать к труду строителей. Приходили в общежитие уставшие, но с бодрым настроением.

 

Знакомства, дружба и братство парней и девчат со всех уголков нашей многонациональной Родины, вся эта обстановка снимала усталость. Вечерами в общежитии можно было слышать разные суждения, мол, хотелось бы большего размаха, хотелось бы найти на БАМе такое место, где сегодня еще нетронутой стоит тайга, где можно было бы начать с нуля. Разговоры эти стали темой бурного собрания. По его решению я должен лететь в Улан-Удэ и просить в обкоме комсомола, чтобы нам дали построить будущую станцию Таксимо".

 

Интересна находка поисковой группы отряда "Комсомолец Бурятии" гидросамолета возле горы Шаман, потерпевшего крушение в 1940 году. Позже гора по инициативе отряда Всесоюзным географическим обществом была переименована в вершину Первопроходцев. Память о них увековечена и на железнодорожной станции Таксимо, где установлен памятник погибшим членам экипажа.

Журналист Владимир Медведев вспоминает, что при первой встрече с ним в 1986-м командир отряда «Комсомолец Бурятии» Михаил Кокорин радостно сообщил, что молодежь поселка борется за то, чтобы ему присвоили статус города и переименовали в Корчагин! «Как тебе, а?»

Глядя на сегодняшний аляповатый Таксимо, даже трудно поверить, что когда-то эти мечты казались реальными. Но в 80-х верили: будет все так, как они захотят. Ребята сворачивали горы на укладке пути: в отдельные месяцы их результаты были выше, чем у знаменитой бригады Александра Бондаря. Они строили планы насчет освоения Прибамья, которым не суждено было сбыться - оба, пусть и в разное время, наложили на себя руки. 

 

В суровых условиях строительства БАМа Михаил Кокорин был не просто комиссаром и командиром. В первую очередь он показывал своим ребятам пример стойкости, трудолюбия. Не зря в состав отряда был зачислен Павел Корчагин – герой-комсомолец, который поднимал отряд на трудовой подвиг.

Первая половина отряда «Комсомолец Бурятии» на БАМ отправлялась из Улан-Удэ в августе 1980 года. А вторая — 28 марта 1981 года. 

Десант был проведен на самом высоком уровне. Бойцы отряда вспоминают, что на площади Советов улан-удэнцы бурно рукоплескали, провожая их. 


Комсомольцев доставляли до Северомуйска через Нижнеангарск, оттуда пассажиров переправляли в Таксимо на вертолетах.

В Таксимо ребят встречали с хлебом-солью и полевыми цветами.

Было очень трудно, но и очень интересно. Комсомольцы первого отряда, приехавшие в августе 1980-го, всю зиму жили в палатках, но постарались до приезда ребят 2-го отряда построить общежитие. Оно стояло рядом со старым зданием школы № 1. 


Комсомольцев разместили в комнатах по 4 человека. Семейным невозможно было предоставить отдельные комнаты. Поэтому первое время все жили в общежитии, но старались подыскать себе жилье, чтобы можно было жить семьей. Кто-то строил для семьи балок, кому-то удавалось устроиться в общежитии другой организации. 


Время шло. К 1988 году кто-то из членов отряда уже получил жилье, но нуждалось еще 24 семьи.


30 мая 1988 года командир отряда Михаил Кокорин сообщил своим товарищам, что в СМП-670 поступило более 80 вагончиков, используя которые можно быстро строить дома. На комсомольском собрании было предложено построить свой молодежный микрорайон. 2-х этажные дома строить для тех семей, у которых по двое и больше детей, а остальным — одноэтажные. Но молодые комсомольцы возмутились: у них все впереди! Поэтому все коттеджи одинаковые снаружи. Внутри планировка могла быть разной. 

31 мая началась разметка отведенной территории на участки размером в 6 соток. Вначале было решено оставить 2 участка в центре, друг напротив друга, пустыми, хотели на этом месте впоследствии построить штаб или клуб, но потом все-таки построили жилые дома. Уже на другой день начали валить лес и выкорчевывать пни. 

После начали заливать фундаменты. Заливали все вместе. Оказалось, что работая только своими силами, можно очень сильно затянуть строительство, ведь работали только в нерабочее время. Поэтому на строительство поставили бригаду плотников СМП-670 из числа комсомольцев отряда, остальные в любое свободное время помогали на строительстве своих домов. 

Так как дома строились из вагончиков, строительство шло быстрыми темпами. Первыми заселились семьи Чуриных и Виктора Кокорина. А в декабре 1988 года последняя семья вошла в новую квартиру. 

Микрорайон получился замечательный! Все знали друг друга. Кроме того, можно было не беспокоиться за детей, отпуская их гулять на улицу, ведь улица была тупиковой, не проезжей. 

Зимой здесь всегда заливали каток, летом было футбольное поле, натягивали волейбольную сетку, была площадка для игры в баскетбол. Играли и в настольный теннис. В микрорайоне устраивали общие собрания, праздники. В общем, жить здесь было здорово! 


Есть в Таксимо улица Первостроителей. Это и его улица, Михаила Кокорина, человека, который щедро делился с людьми жаром своего сердца.

Автор: очирова
Просмотров: 2982

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -