Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Я и моя семья

4 октября 2012

Краткая биография Астраханцевой В.П., и рассказ -воспоминание о семье.Астраханцева Валентина Петровна- председатель Совета ветеранов Иволгинского района, секретарь отделения ПАрии Единая Россия в Иволгинском районе, Председатель Совета Женщин Иволгинского района,Заслуженный учитель РБ.

Я и моя семья

 

Я, Астраханцева Валентина Петровна родилась 9 января 1952 года. (в 3-4 часа дня) в селе Шарагол Кяхтинского района Бур.АССР.

 

Мои родители: Назимов Петр Дмитриевич 1924 года рождения, из казачьего рода. Фронтовик, разведчик, артиллерист, военный шофер. Воевал на 2 – ом Белорусском фронте, был ранен, контужен. После войны учился в кооперативном техникуме, работал бухгалтером, председателем сельпо.

 

По состоянию здоровья вынужден был уйти с работы. Осколок оставался в голове, болела от шума, стука голова. Принял пасеку в колхозе им. Ранжурова. Любил трудиться от зари до зари. Работал очень хорошо, его пасека считалась лучшей в республике. Любил рыбалку, охоту. Сам смастерил хорошую лодку. Вязал сети, имел хорошее ружье, бинокль и другие охотничьи принадлежности.

 

После болезни гриппом получил осложнения на сердце и легкие. Простудился, заболел двусторонней пневмонией. Лечился в больнице г. Кяхта, Улан-Удэ. Умер дома 17 октября 1965 года в 5 часов утра.

 

Мама – Назимова Александра Андрияновна, девичья фамилия Домышева, родилась в 1925 года рождения в селе Турка. После окончания 10 классов была направлена на работу учителем в Саганурскую школу. После войны окончила педагогический институт. Работала учителем биологии, географии, химии в Шарагольской школе. Педагогический стаж – 40 с лишним лет. Отличник просвещения, заслуженный учитель Бур.АССР.

 

Наши родители большое внимание уделяли воспитанию своих детей.

Мама всегда работала в две смены. Агитатор, шеф на фермах, концерт художественной самодеятельности. По вечерам шила детям из бедных семей одежду, телогрейки, рубашки и др. одежду. Ее кабинет биологии утопал в зелени и цветах. А пришкольный участок славился в республике. Мой брат Владимир и я с раннего детства были с мамой на учебно-опытном участке (члены кружка юннатов). Владимир выращивал лук Кааба огромных размеров. Мама занималась селекционной работой – выводила новые сорта кукуруз.

 

А в детстве до школы с нами больше занимался папа. Очень рано с 3-х лет учил читать, писать, играть в шашки, шахматы. До школы мы все хорошо читали, играли в шахматы.

 

Отец очень любил с друзьями (директор школы Огнев Петр Никитович и парторг колхоза) поиграть в шахматы, обсуждать политические события в стране и слушать радио (на селе  наши родители первые купили радиолу «Урал»), их политические дебаты продолжались до утра.

 

Наш папа не курил и не пил. Я его видела выпившим только один раз в жизни, когда они с мамой ходили на день рождения к друзьям.

 

Помню мне он очень понравился, был весёлым, добрым. Над детям дал денег по рублю, мы прыгали и веселились. Я думала как хорошо тем детям, у которых отцы пьют каждый день. Отец очень любил читать художественную литературу. Дома у нас была хорошая библиотека. Меня он научил решать задачи. Я поначалу в 1-2 классе их совсем не понимала. А когда он мне рисовать на листочке схемы, чертежи, мне стало всё понятно.

 

Я очень любила математику благодаря занятиям с отцом. Дома зимой по вечерам он проводил с нами разные конкурсы стихов, загадок, поговорок. Сам на ходу сочинял разные задачи, загадки (приходили наши соседи – подружки Бобыкина Валя и Лиза).  А мы его просили рассказать о войне. О войне он рассказывать не любил, после таких рассказов он не спал всю ночь, ходил по дому, на двору.

 

Очень переживал за своих погибших друзей однополчан. Рассказывал как снарядом разрывало рядом друзей. Как в кровавой (алой от крови, пене переплывал с тростинкой в зубах Вислу, Одер.). Наше безработное детство прошло в с. Шарагол. Мы любили летом купаться в реке, а зимой кататься с горы на санках и лыжах, а также на больших санях – подвозках. У всех были лыжи и коньки на палочках с валенками «Снегурочка». Саша и Владимир любили гонят клюшками шайбу.

 

Летом до темна играли в лапту, казаки-разбойники, прятки и другие игры. Владимир с детства выступал на сцене, пел песни и читал хорошо стихи. Я участвовала в сценках, плясках, играла разные роли, например, Зою Космодемьянскую и др. Мы жили в очень красивом месте, на бугре, у реки Шараголки, притока Чикоя. За Чикоем стройной грядой тянулись горы Монголии, а между Чикоем и Шараголклй на островах росла черемуха. Весной они были очень красивые, белые, а их аромат, дурманящий и пьянящий, мне помнится до сих пор. Вся деревня весной высыпает вечером на завалинки.

 

Со всех сторон слышались песни, гармошка и частушки. Пели все и стар, и млад. Что за день произошло в деревне, можно было услышать вечером все события в частушках. Все любили сочинять их на ходу. Молодые парни и девушки не только красиво пели и плясали очень хорошо. А какие в деревне свадьбы были: на тройках с колокольчиками, лентами, песнями и плясками. Летом деревня днём пустела. Все работали на сенокосе. Дети возили копны, гребли сено, ворошили, у всех была дневная норма. Взрослые косили вручную и на косилках.

 

С первого по четвертый класс я училась у замечательной  учительницы Лихониной Ольги Фёдоровны. Мы, дети очень её любили. Встречали возле дома и по очереди носили её балеточку с тетрадками и учебниками.

 

В пятом-седьмом классах классной руководительницей была Соковикова Клара Александровна – учитель географии, добрейшей души человек. Мамина подруга, учила добру, дружбе, самостоятельности. Мы просто любили географию и хорошо знали этот предмет. Мама вела ботанику, зоологию, химию, её уроки были очень интересными. Она возила нас на экскурсии в многодневные походы.

 

По биологии и химии у меня были только «5». Я старалась маму не подводить. Стыдно было что-то не знать. Да и мама часто просила проверять тетради с контрольными работами. Мне всегда это очень нравилось. А когда я куда-то торопилась мне помогали с проверкой мои подруги. Игр познавательных и игрушек в доме всегда было очень много.

 

Эпизоды из раннего детства я помню с 2-3 лет. Помню свои любимые куклы. Как жили в маленьком доме. Как родился младший брат Саша. Как мы его качали в кроватке и сами качались с Владимиром и не раз роняли качалку и бедного Александра вместе с ней роняли на пол с матрацем, одеялом и подушкой.

В детстве все мы очень любили ставить концерты перед бабушками наряжались в тюли, мамины туфли, платья. Танцевали, пели.

 

В 5-6 классе я увлеклась сбором  краеведческого материала. Мы встречались с первыми комсомольцами, пионерами, фронтовиками. Вели летопись отряда. Обрамляли альбомы. Разыскивали военные фотографии, письма. Я переписывалась с Тимофеем Андреевичем Назимовым из Улан-Удэ. Он работал в отделе кадров педагогического института.

 

Дядя писал в письме и первой революции и гражданской войне. В 7 классе меня избрали Председателем Совета Дружины, а летом в каникулы я участвовала в Республиканском слете - председателем Совета дружин, на слете познакомилась с Бондарь Людмилой из с. Тунка.  Слёт проходил на Трифоновой поляне за Иволгой.

Впервые в Иволге на Трифоновой поляне я была в 1966 году.

 

Трифонова поляна в те времена была очень красивой. Густые заросли папоротников, и цветы венерины башмачки до сих пор остались в моей памяти как необыкновенное чудо! В Шарагольской школе у меня было много хороших подруг: это Бобыкина Лиза и Валя, Аносова Галя и Тома, Ногачеева Нина, Аносова Надя, Жаркова Люба, Жаркова Люда. После смерти папы в 1966 году летом мы переехали в Тунку. Тунка! Иркут! Саяны! Леса с ягодой, грибами, черемухой! Такую красоту пером не описать!

 

Школа – дом родной! Любимое занятие – спортивный туризм. Волейбол, баскетбол, легкая атлетика, бег, прыжки в длину и высоту. Участвовала в смотрах художественной самодеятельности. Комсомол!!! Член комитета комсомола, культмассовый сектор. Любимые предметы: математика, особенно геометрия, физика, химия, литература, история, география. Любила работать в краеведческом музее экскурсоводом.

 

Наш класс был очень дружный, лучший по школе. Все занимались спортом . Хорошо учились 10 девчонок и 14 парней.

 

Училась легко и хорошо, благодаря хорошей зрительной памяти и образному восприятию. Я очень внимательно слушала объяснения учителей и видела, представляла образно о чём они рассказывали. Учителя были просто замечательные, творческие. Мы их уважали и любили. До обеда занятия, после обеда с 2-х до вечера спортзал, репетиции, кружки. Зимой лыжи, коньки.

 

После смерти отца за нашей учебой строго контролировала мама. На кухне для всеобщего обозрения родни и соседей вывешивался экран успеваемости. А рядом список дел по дому для Вали, для Володи и для Саши. Мама купила на краю деревни очень красивый ухоженный дом с заброшенными хозяйскими постройками (баня, подвал, кладовая, амбар).. Огромный сеновал над стайками для птиц, для коров,  и телят, свиней.

 

А о замечательных, добрых соседях надо писать отдельный большой рассказ. Трудолюбивые, добрые, отзывчивые люди.

 

Огромное им всем спасибо. А дом мама вынуждена была продать, т. к. нужны были деньги на учёбу.  Все трое студентов учились в г. Улан-Удэ. А бедная мама одна управлялась с хозяйством и работой. Дирекция школы выделили маме квартиру возле школы. Для неё это было очень удобно в центре (главное, что рядом книжный магазин – самый любимый). И от бабушки Степаниды Иннокентьевны недалеко.

 

Почему я поступила в педагогический, а не в медицинский, о котором я мечтала больше. Может случай или судьба. Я понимала, что я не могу видеть мучения больных людей, их боль и страдания и всегда чувствовала душой и сердцем.

 Да и очень интересная статья в газете оказалась, где писалось о пед. Институте и особое мое внимание привлек биолого-химический факультет.

 

Когда я сказала маме о своем решении поступать в педагогический институт на биофак. Мама была сначала очень удивлена такому выбору. В начале хотела меня переубедить, а через три дня сказала: Решай сама, если бы мне сказали сейчас выбирать где учится, я бы тоже выбрала педагогический институт, а профессия интересная и благородная.  Я это хорошо запомнила, радостно окрыленная поехала в г. Улан-Удэ. Я была уверена, что обязательно буду учится именно в педагогическом институте, когда только прошла по коридорам храма науки.

 

Я просто усердно готовилась к экзаменам и день и ночь. Уставала сидеть. Ложилась на кровать. Зайцем посещала с подружками из г. Улан-Удэ подготовительные курсы по химии, физике, биологии в сельскохозяйственном институте. Химию и биологию сдала на пятерки. Ура! Ура! Я поступила! Я студентка!

 

Прекрасные преподаватели БГУ Заруцкий Г. Л., Зенин, Боровицкая, Арский открыли для меня удивительный мир биологии, растения, животных, человека. Химия и физика  были любимыми и интересными для меня со школы.  Я научилась хорошо рисовать на практических занятиях по ботанике, зоологии. Я с увлечением часами сидела за микроскопом. На 1 и 2 курса по субботам – медицина, практика в больницах, лабораториях и в итоге –диплом медицинской сестры ГО. От сессии до сессии живут студенты весело, а сессии всего 2 раза в год. Мои увлечения в свободное от учебы время – спорт – волейбол, легкая атлетика.

 

Лето – прекрасная пора полевых практик, палатки, экскурсии, походы. Гербарии растений, коллекции насекомых наблюдения за птицами. 5 утра - слушаем пение птиц. С 7 – экскурсии до позднего вечера, реки, озера, тайга, луговые болота, горы.

Все экспонаты окрестностей села Красноярово. Трифонова поляна пройдены и изучены. Собрано 100 различных гербариев растений.

 

Школа – педагогическая практика, первые уроки. Первые наставники.

4 курс – апрель. Встреча с суженным Анатолием в Иволге. Дружба. Любовь! И затем свадьба!

 

Июнь 1972 года. Рождение первого сына Александра.

Первые шаги самостоятельно семейной жизни – радостных, сладких и горьких.

Сентябрь 1972 год. 5 курс. Практика в Иволгинской средней школе – трехмесячная.

Семья, муж, сын, подруги. Жили у нас и по очереди возились с моим сыном.

Первые наставники – педагоги в  иволге Тыкшеева Нэлли Александровна, Шишмарёва Нина Дмитриевна, Базарова (Тыхешкина) Ольга Владимировна, Черепанова Инна Васильевна. Низкий поклон, огромное спасибо. Только вы и только вы учили  любить детей, учили педагогическому мастерству – нести знания каждому ученику.

 

Ваш профессионализм, знания, опыт покоряли нас студентов – практиков. С интересом и увлечением сидела за разработками первых планов, уроков.

Практика пройдена на отлично!

 

Мои первые ученики – Наталья Ивановна Калаганская, Татьяна Елизаровна Акулова (Давыдова).

 

Июнь 1974 год – госэкзамены сданы, получила диплом!

Сентябрь 1974 год – я учительница Иволгинской средней школы. Мои первые коллеги – биологи – химики: Тыхешкина Ольга Васильевна, Чиркина Дина Яковлевна, Шишмарева Нина Дмитриевна, Базарова Галина Юндуновна, Мергинева Татьяна Терентьевна.

 

Мои наставники: Тыхешкина Нэлли Александровна.

Они отточили, отшлифовали, заводили до седьмого пота и зеркального блеска. Мучили, учили и сделали меня – человеком, педагогом! Думающим, любящим, упорным и настойчивым!

 

Низкий им поклон и огромное спасибо!!! Спасибо!!! Спасибо!!!

За годы работы в школе всегда была занята в общественной жизни коллектива.

Комсомол!

 

Наша партия – наш рулевой. 5 лет – секретарь первичной партийной организации.

Я благодарна соратникам партийцам: Брянскому Илье Михайловичу, Алимасовой Марии Николаевны, Эренпрайс Ирины Павловны, Подзоровой Любмилы Ивановны. Под строгим партийным контролем я старалась оправдать их доверие быть честной, целеустремленной, требовательной к себе и другим. 

 

Трудилась на совесть по-коммунистически на благо детей, народа и Родины. Это был наш партийный девиз. Мы верили в светлое будущее, строили коммунистическое общество и были счастливцы. Несмотря ни на какие трудности. Было огромное стремление к новым знаниям, к самосовершенствованию. Это период работы над собой над своим характером, волей. Новый мир знаний, открытий, в педагогике.

 

Открытые уроки. Курсы. Семинары. Творческие отчеты. Как было это недавно!  Как это было давно! Депутаты поселкового Совета (Работа в комиссии, обследование семей). Выполнение наказов избирателей. Решение социальных проблем села и района. Интересно! Огромное желание трудиться на благо народа. Так воспитала партия! Комсомол!

 

1)      Базаров Бадма Жалсанович

2)      Егоров Иннокентий Матвеевич

3)      Фомина Любовь Ивановна.

 

В моей педагогической работе было три директора, три незаурядные личности. Грамотные, творческие люди. Очень требовательные к себе и к другим. Руководители от бога. Своим примером учили жить и работать на совесть.

 

За годы работы в школе с 1974 года по 1988 год:

  • Учитель биологии
  • Член комитета комсомольской организации учителей ИСШ
  • Член профкома
  • Руководитель производственной бригады
  • Руководитель пришкольного участка в течение 5 лет, всегда занимали I место в районе
  • Депутат поссовета
  • Депутат райсовета
  • Секретарь партийной организации с 1984 по 1988 годы
  • Член ревизионной комиссии райкома партии Иволгинского района
  • Классный руководитель
  • Участник художественной самодеятельности
  • Руководитель кукольного кружка
  • Руководитель Малой Тимирязевки

(II место по стране, грамота Министерства сельского хозяйства – приз цветной телевизор).

  • Руководитель кружка юннатов.
  • Руководитель методического объединения.

 

С 1988 – 1990 гг. -  секретарь райисполкома Иволгинского района (работа с депутатами, председатель комиссии по делам несовершеннолетних)

Заместитель председателя женсовета

 

С 1990 – 1993 год – зам. Председателя исполкома по социальным вопросам

Зам. Председателя райсовета – Борсоева Владимира Александровича, после указа Б. Н. Ельцина райсовет распустили и я вернулась в школу.

С 1993 -200 год учитель биологии, социальный педагог.

С 2000-2003 год – зав. районным отделом образования. После перестроечного времени. Очень слабая материальная база школ, дошкольных учреждений. П/л «Черемушки» – жалкое зрелище, разруха, изгороди нет.

 

Стадо коров гуляет на территории лагеря и в корпусах Стекла в окнах разбиты кровля в пищеблоках и корпусах протекает.

 

За 2001-2003 годы – восстановлены ограждения, отремонтированы пирс, корпуса, достроен новый деревянный корпус, отремонтирован гостевой корпус, ремонт мебели, построена баня.

 

Сотниковская средняя школа – ремонт здания

Ороногойская средняя школа – ремонт котлов, установлены насосы в котельной

Ганзуринская средняя школа – проведен капитальный ремонт

 

  За годы работы в РУО

Совместно с районной администрацией, Министерством образования, директорами и коллективами учителей и учащихся аппарат Управления РУО, методический кабинет добился хороших успехов в развитии системы образования Иволгинского района.

    В районе возобновились ежегодные конкурсы учителей года. Победители районного конкурса успешно в республиканских конкурсах. С 2001 года стали традиционными в районе научно-практические конференции учащихся «Шаг в будущее».

 

Открыта вечерняя школа и комбинат школьного питания в отремонтированном здании бывшего интерната. В 2000г. открыт подростковый клуб «Кедр». Возобновил работу районный центр дополнительного образования. По грантовские средства отремонтировано здание бывшей детской консультации, и открыт районный экологический центр «Баян Тугад». Автор проекта, ученица Иволгинской средней школы Алферова Оля. Исполнители и руководители: Астраханцева В.П, Алферов В.И., Алферова В.М.

 

Совместно с министерством образования РБ РУО работает над созданием единой информационной сети. Сельские школы получают первые комплекты компьютеров на 1 января 2003 года в районе.

 

    На курсах в региональном центре Интернет образования директора школ и учителя района осваивают Интернет технологии.

 

    Особое место в системе образования уделяют инновационной эксперимантальной деятельности.

 

    С 2001-2002гг. школы района работают по проблеме качественного образования и воспитания, личностно-ориентационного обучения, над построением системы непрерывного регионального этно-экологического образования в районе. (науч. Руководитель зав. кафедрой экологии БИПКРО Денисова А.И.)

В 2002-2003гг. созданы районные экспериментальные площадки при школах и ДОУ. ДОУ детский сад «Березка» - экологическое образование и воспитание дошкольников.

Сотниковская средняя школа – школа комплексного непрерывного образования и профессионального самоопределения, социальной адаптации.

 

Гильбиринская  средняя школа – формирование этноориентированной личности на основе этнокультурной традиции.

 

   Нижнее-иволгинская ср. школа – создание образовательного центра этноэкологического направления.

 

Сужинская средняя школа – создание образовательно-культурного центра.

   В районе проведен комплекс мероприятий по аттестации и аккредитации учебных учебных заведений.

 

    Улучшилось качество работы и повысилось мобильность методической службы в район. (руководитель районной методической службы Эрдынеева Л.С.) за счет тесной взаимосвязи с БИПКРО, БГУ и др. образовательными учреждениями. Проведена аттестация педагогических работников.

 

Успешно реализуются образовательные целевые федеральные, республиканские и районные программы.

 

С 2002 года проводятся экологические конференции «Зеленые походы». Создана общественная организация ассоциация детей и подростков. Туристический клуб «Зеленые мили» руководитель Астраханцев С. Возобновляются районные туристические слеты.

 

Особое внимание уделяется качеству преподавания, качеству знаний учащихся, воспитательной работе с трудными подростками, одаренными детьми.

Как источник дополнительного финансирования и трудового воспитания учащихся развиваются подсобные хозяйства в Гильбиринской, Н-Иволгинской, Ганзуринской, Кибалинской, Иволгинской и др. школах.

 

Через создание попечительских советов начинается  развитие общественного управления школой.

 

В 2004 года по работе я назначена председателем комитета по социальной политике. Реализация программы социально-экономического развития района, районных цнлнвых программ в системе образования, здравоохранения, культуры.

- Организация работы постоянных межведомственных комиссий: борьба с туберкулезом, по охране материнства материнства и детства, социальной помощи, по организации летнего отдыха, занятости и оздоровления детей, пропаганда здорового образа жизни.

 

- Организация и проведениерайонных массовых мероприятий, научно-практических конференций, семинаров-тренингов, конкурсов и т.д.

- Координация, контроль работы по реализации национальных проектов «Образование». «Здоровье», «Доступное комфортное жилье».

С января 2006 года – работаю зав. Отделом по культуре, социальной политике, делам молодежи и спорту администрации МА «Иволгинский район».

 

Веду общественного работу, являюсь председателем районного отделения Союза женщин РБ с 2000 г., руководителем районного экоцентра «Баян Тугад». Член партии Единая Россия, руководитель исполкома, член комитета иволгинского районного отделения ВПП Единая Россия, член женского клуба «Валентина».

 

Стараюсь жить в гармонии сама с собой, с природой, с окружающими людьми. Пользуюсь оздоровительными системами Норбекова, Малахова, Пропагандирую  здоровый образ жизни и др.

 

Мои увлечения: Цветоводство, Огородничество,Народная медицина, Фэншуй, Фотография, Туризм.

Считаю своим долгом помогать нуждающимся, делать добро. И выполнять 9 основных заповедей на каждый день. Помогать детям и внукам.       

 

Астраханцева В.П.        

Автор: soelovna@mail.ru
Просмотров: 4329

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -