Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Проекты

У нас в гостях: Андрей Яковлевич Сукнев

У нас в гостях: Андрей Яковлевич Сукнев

Основатель Большой Байкальской тропы, член Общественной палаты РБ и РФ, член общественного Совета при РОСТУРИЗМЕ.

Еще лет 10-15 назад никто в Бурятии о  туризме серьезно не говорил. Сегодня же о нем не говорит только ленивый. Тема звучит на всех уровнях – от федерального до местного. Но если на федеральном уровне она в основном «звучит», то местные жители давно перешли от слов к делу. Число построенных за эти годы средств размещения семейного типа серьезно превзошло возможности ведомственных и профсоюзных объектов. И по количеству, и по качеству. Силами наших же энтузиастов развивается и событийно-культурное, спортивное, экстремальное и другие направления.

Об этом, и о других важных для нас вопросах мы решили побеседовать с гостем Портала, одним из  известных специалистов по туризму в Бурятии, Андреем Яковлевичем Сукневым.

Андрей Яковлевич, как человек с 25-летним стажем работы в туризме, как Вы оцениваете, правильной ли дорогой мы движемся в Бурятии по этому направлению?

Не хочу выглядеть критиканом и оппозиционером. Сегодня модно всех, кто имеет собственное мнение, причислять к этим рядам J. Но, на мой взгляд, стратегию развития туризма в Бурятии нужно менять, и уж точно серьезно корректировать. То, что происходит сегодня в отрасли, это на моей памяти, уже третья волна. Третья попытка государственного вмешательства в эту сферу.

Первая волна началась еще в 1989 году, когда Ленгипрогором был разработан генеральный план развития туризма на Байкале и была создана государственная компания «Байкалтурист». Республика открылась для приезда иностранных граждан, начал работу «Интурист». Имел счастье работать со старожилами туристического дела Бурятии, нашими краеведами Раисой Андреевной Серебряковой, Ниной Владимировной Комисаровой, которых уже нет с нами, с Татьяной  Тиваненко.  Тогда ситуация была совершенно иной. Ехали журналисты писать про жизнь за железным занавесом. Ехали дамы из Прибалтики обогащать генофонд. Группы, выезжающие в Болгарию и ГДР, контролировали  сотрудники КГБ. Туризмом как таковым это было сложно назвать.

Вторая волна – интерес федералов к Байкалу после приезда Грефа и создание в Бурятии особой туристической зоны. О начале этого проекта было объявлено в 2004-м году. Это была эпоха гигантомании и супер иллюзий относительно того, что стоит только захотеть, и в республику придут крупные инвесторы. Они построят нам суперотели и все автоматически будет хорошо. А местное население … необученное, неготовое к таким переменам, оно потерпит. Кому не нравится, уедут. Разве можно стоять на пути «прогресса и светлого будущего» Республики?

А что плохого в федеральной турзоне? Все-таки государство вложило средства, выделило земли, построило объекты инженерной инфраструктуры? Разве это для нас не возможность для развития?

Дело не в самой турзоне, ее льготах и возможностях, которые предоставило нам государство. Дело в идеологии, которую пытались навязать нам все эти годы. Это идеология «Доброго дяди-инвестора из Москвы». Вот он приходит, все тут строит, туристов сюда завозит. А мы, местные, получаем почетное право стирать им носки. Нигде в мире ТАК к этим вопросам не подходят.

Всегда на первом месте – интересы местного населения. И это делается даже не из вопросов гуманности и сентиментальности. Это делается, в том числе и из соображений устойчивости проектов, их долгожительства. Люди должны быть экономически заинтересованы в чистоте воды, сохранности ландшафтов, первозданности лесов.

То есть Вы, также как и новый руководитель ОАО «ОЭЗ» в Бурятии Игорь Валерьвич Оленников, не видите большой пользы от крупных инвесторов. По крайней мере, на этом этапе?

Мне отрадно отметить, что Игорь Валерьевич понимает, насколько важно выстроить работу с местными жителями. Мы все здесь должны быть заинтересованы в туризме. В том, чтобы сохранить природу, Байкал. Это наша «кормовая база». Нас, и наших детей. Нельзя резать сук, на котором сидишь. И это каждый из жителей Бурятии кожей чувствует. А кто еще не почувствовал, у того это понимание скоро придет. И пример прибайкальских районов уже это показывает.

Вот, про примеры, пожалуйста, поподробнее!

Кто чистит берега Байкала от мусора все эти годы? Ведь на уборку мусора выделяются крохи из бюджета! Местные школьники, волонтеры из Улан-Удэ, Лесхозы. Хотя это не их прямая функция. Они это делают, потому что любят Байкал.  Любят Бурятию. Потому что если они не уберут этот мусор, то через года два-три к берегу просто будет не подъехать. А мусорят кто? Люди с философией тупого потребителя – причем неважно, уз города они или вообще из других регионов. Но мы сейчас не о свинстве говорим. Мы говорим о том, что есть те, кто с ним не готов мириться. И выходит, и делает эту работу.

С этим согласна полностью. Низкий поклон всем волонтерам, детям байкальского побережья, энтузиастам, чье сердце с Байкалом. Если бы не они … Но Вы правы, речь не только об этом.

То же самое с приемом туристов. Где сегодня размещаются горожане, гости Бурятии, когда приезжают на Байкал? В 80% случаев это гостевые дома, и все, что местный житель сумел приспособить под средства размещения – от веранды до сарая.

Мы ждем пятизвездочных отелей от далеких инвесторов и косяки респектабельных дядь и теть, которые в эти отели потянутся. А на деле наши жители берут кредиты, продают коров и строят домики для приема гостей. Потому что гости уже здесь, у нас дома. И далеко не такие богатые и требовательные.

Хотя у ряда хозяев уже получаются по-настоящему райские уголки, в которые не стыдно пригласить и самых-самых. Например, супруги Валерий и Ольга Пестовы в Турке. К ним привозят и московских гостей, и зарубежных. Но основная масса конечно наши, из Бурятии и Сибири. Весь комплекс хозяин Валерий Пестов построил своими руками. Весь огород – это труд хозяйки Ольги. Неспешно, без суеты, два простых хороших человека сделали большое дело, которым гордится вся туристическая Бурятия. Помню, как-то привез к ним высоких гостей. Они осмотрели комплекс, и решили, что здесь без крутого московского инвестора точно не обошлось. И как же было приятно осознавать, что они не правы!

И таких Пестовых у нас на Байкале не один и не два. Отрадно, что молодые ребята подтягиваются и тоже создают достойные места для отдыха.

Вот этим людям надо помогать, поднимать их как флаг. Чтобы остальные понимали, как надо работать. Ведь успех этих гостевых домов не в том, сколько денег они потратили на их строительство. Успех в том, как там относятся к гостям и к своему делу их хозяева.

То есть по существу мы и сами здесь можем справиться?

Конечно можем. Поэтому и нужно менять стратегию развития туризма. Не бегать за чужаками, которых кроме рентабельности мало что волнует. А помочь своим, которые живут на этой земле. Которые строят свой бизнес так, чтобы их детям досталось, чтобы соседям не стыдно было в глаза смотреть. 

Важно в первую очередь думать о том, что в результате развития туризма получат местные жители. Как их грамотно встроить в эти процессы, чтобы они их поняли и приняли. Тогда мы все станем помощниками этому большому делу.

И тогда на эту подготовленную базу проще будет заходить и по-настоящему крупным инвесторам. Всерьез и надолго. Потому что туристический потенциал – это не только и не столько красоты и климат. Это, прежде всего, люди. Это и наша самобытность, это и наше гостеприимство. Это и моральная готовность к новому стилю жизни, к новым видам деятельности.

Строительство тропы на Северном Байкале 2004 год

Лозунг «люди – наш главный потенциал» должен, наконец, воплотиться в жизнь.

Безусловно. Ни одному крупному инвестору не понравится, если территория будет не готова к приходу его объектов. Если будут смуты и протесты. Это слишком большой риск. На земле достаточно мест, где туризм уже органично влился в жизнь местного населения, и куда можно инвестировать, не опасаясь за будущее своего туркомплекса. Мест, где нужно просто построить, а люди приедут. И им будет куда сходить, чем себя занять.

Основа туризма на Байкале – это Байкал и люди. Они равнозначны.

Ведь хозяйский подход – он во всем. Лес загорелся – потуши. Хулиганы разбушевались, успокой. Мусор нашли – ликвидировали свалку. Незаконную рубку леса обнаружили – тоже мимо не прошли. Потому что завтра это все скажется на турпотоке.

Как нужно готовить местное население к такому подходу?

Вы знаете, 25 лет назад, наши люди очень опасались приезда туристов. Это было непонятно и потому страшно. Сегодня те же самые большие противники стали успешными принимающими семьями, организаторами туров, культурных программ, производителями сувениров. На моей памяти таких примеров много. Люди учатся. Им нужно время, во-первых. А во-вторых, им нужна поддержка. Чтобы и похвалили, и помогли финансово, и информационно. Не формально «смотрите все на сайте». А реальная поддержка нужна. Те, кто в республике отвечает за туризм – их же все должны в лицо знать! Одной туристической выставки в год, проводимой в Улан-Удэ, явно недостаточно. Людям не хватает общения, опыта, своевременной информации и помощи в оформлении документов на господдержку.

У нас в Бурятии неплохо себя показывает программа помощи начинающим фермерам. Фермерам помогают специалисты районных администраций оформить все документы, пройти конкурсный отбор и выиграть грант. От полутора до десяти миллионов люди получают на развитие своего бизнеса. Напрашивается аналогия и для туристов. Почему бы их не поддержать подобным образом?

Да, в туризме, как и везде, важна и прямая поддержка. Но еще более важно развитие инфраструктуры туризма. А именно дорог и туристических троп. Пешеходных и велосипедных. Там, где есть дороги и тропы, там есть турист. А значит там выгодно развиваться частному бизнесу. И малому, и большому. Посмотрите на новую дорогу до Максимихи. Когда ее начинали строить, кто-то из умных считал трафик, и все радовались, что хоть двухполосная дорога, но будет. Прошло буквально три года как ее сделали, и уже этим летом мы получили самую большую пробку за всю историю Бурятии – от Горячинска до самого города. А поскольку дорога узкая, риск аварий с выездом на «встречку» очень велик. И к сожалению, не только риск. Статистика  ДТП растет. 

Значит, надо уже закладывать в проекты автобаны?

Вовсе не обязательно. У нас в Бурятии столько красивых уголков! Просто они недоступны. Надо разгружать байкальское направление. Строить дороги в Хоринск, Еравну, Закамну, в Мухоршибирь и Тарбагатай. К Меркитской крепости по-хорошему можно было доезжать за полчаса. А по факту ехать приходится полтора часа. Потому что дороги плохие. По тому же хоринскому направлению сколько озер! У Сергея Савченко озеро с байкальской водой, прекрасно прогревается  летом. Многие бы захотели провести время там, будь дорога получше. А в Еравну кто рискнет добровольно ехать? Хотя там очень красиво!

Тропа построенная в Танхое - 1-я доступная тропа для людей на инвалидных колясках.

И конечно, надо строить тропы. Как инициатор и многолетний руководитель этого проекта, в расширении сети троп вы видите большие перспективы для туризма.

То, что тропы являются неотъемлемой частью инфраструктуры туризма, я говорю не как руководитель проекта «Большая Байкальская тропа», а как практик, занимающийся приемом туристов уже много лет. Именно по этой причине я обратил внимание на опыт строительства троп в Канаде и США, стал тиражировать его на Байкале. Не устану повторять, что тропа – это важнейший компонент всей системы. Тропа позволяет туристам путешествовать безопасно, комфортно. И она же бережет природу от лишнего вторжения. В Новой Зеландии, например, тоже не сразу «на ура» восприняли идею строительства троп. А сегодня власти острова сажают вдоль троп плодоносящие деревья, чтобы королевские птицы слетались к ним. Теперь бердвотчерам нет нужды бегать за птицами по непроходимым лесам. И лес в сохранности. И птичек пофотографировали. Все довольны.

В общем, если начать думать в сторону того, как туристам, да и людям вообще, создать более удобную и комфортную среду, тогда и начнется реальный вклад государства в развитие туризма. Я Вас правильно понимаю, Андрей Яковлевич?

Основой новой стратегии развития туризма должно стать создание многофункциональной среды для туристов. Если про дороги и про тропы мы уже сказали, то давайте не промолчим и про вокзалы, остановки. Посмотрите, так ли уж они ориентированы на удобство людей? Понятно, что народ наш терпелив и не то выносил. И возможно сильно удивится, если скажешь, что бывает и по-другому.

Тропа на Шумак. Там нужна серьезная работа по планированию тропы, строительству мостов, указателей, входных групп. 

Но сегодня уже многие и многие жители Бурятии бывали там, где привычные нам вещи обустроены намного человечнее. Те же трамвайные остановки. У нас нигде и никогда уровень перрона на остановке не совпадает с уровнем пола в трамвае. Людям, в том числе и пожилым, приходится буквально вскарабкиваться в вагон. А ведь решить этот вопрос лишь дело техники. И во многих странах, и даже городах его решили. То же самое – железнодорожные перроны. Мало уже на земле осталось мест, где нужно преодолевать крутую лестницу, прежде чем попасть в вагон. Там, где перроны были запроектированы еще по советским стандартам, проблемы можно решить  сборными конструкциями. И это уже совсем другой уровень отношения к человеку. И туристы это видят. Хочется же возвращаться туда, где не пыль в глаза пускают, а туда, где действительно можно напитаться хорошим отношением друг к другу. И не только за деньги.

О да! Совпадение уровня перрона с уровнем пола в вагоне трамвая или поезда, это конечно то, что в первую очередь бросается в глаза нашему брату. И сразу риторический вопрос «Боже, почему же у нас-то не так!». Хотя Боже тут не причем, конечно. Все сами делаем.

Да. Искать виноватых на стороне дело неблагодарное. Мы – за ответственность. Лично каждого. Кто хочет, всегда найдет возможность и сделает. Чем и занимаемся. Потому же хочу обратить внимание еще на одну нашу боль. Она касается и жителей, и туристов. Это отмена электричек по ряду направлений. Она сразу ударила по карману людей. Теперь хочешь ехать на Байкал – ищи автомобиль. А значит, увеличилась нагрузка на дорогу, экологическая нагрузка. И конечно нагрузка на карман. Ведь электричка – это самое доступное средство для туризма. Особенно для тех, кто едет со снаряжением. Тот же велосипед в маршрутку или в машину не возьмешь. Я уже не говорю про наших дачников, которым нужно перевозить огромное количество сумок, инструмента и прочего добра, чтобы обустроить свой быт.  

Тема электричек, безусловно, очень болезненная. Думаю, она найдет отклик в сердцах многих наших читателей. Но, честно говоря, до разговора с вами, я и не задумывалась о туристическом ее аспекте. А ведь действительно, взять с собой велосипед и поехать на Байкал можно было только на электричке!

Надеюсь, наш с Вами материал внесет свою скромную лепту в разрешение этого вопроса!

Не могу удержаться, чтобы и дальше развить эту тему. Представьте, если мы построим велодорожки вдоль самых красивых участков трассы М-54. В районе города Бабушкина, в районе Боярска. Да там много где можно их строить. Сколько ребят у нас сейчас увлекаются велоспортом. И, рискуя здоровьем, катаются по городу и пригородам. Это же наши дети! Кому, как ни нам, создать для них условия для развития? Пусть катаются в самых красивых местах! Взяли велосипеды, доехали на электричке до Боярска, покатались по безопасной дорожке вдоль Байкала, пофотографировали. Вот он, вклад в развитие Бурятии и ее светлого будущего!

Сколько будет теплых воспоминаний в сердце! Захотят ли наши дети потом променять это все на шумную Москву и вечно серый и мокрый Питер? Если у нас все будет повернуто лицом к человеку, будут перспективы, то и дети наши захотят жить и работать в Бурятии. И большие инвесторы захотят доверить нашей земле свои проекты. Только так, и никак не наоборот!

Андрей Яковлевич! Спасибо за интервью. У Вас действительно есть свой взгляд на многие уже сложившиеся в нашем создание вещи. И. признаюсь, этот взгляд лично мне очень симпатичен и близок. Надеюсь, и Вам, дорогие наши читатели.

А сейчас, традиционные блиц вопросы нашему гостю:

Сельский образ жизни для Вас это -?

Это дорогие сердцу воспоминания про детство, когда босиком по траве и лужам, запах парного молока, свежеиспеченного хлеба из русской печки.

Дело, которым Вы можете гордиться?

Большая Байкальская тропа.

Дело, которое Вы еще хотите обязательно завершить?

Сеть Национальных троп России.

Чему бы Вы еще хотели научиться?

Выучить бурятский и китайский языки.

Кого Вы бы назвали своим учителем, наставником?

Свою бабушку Анастасию Павловну Сукневу. Она возилась со мной с трех месячного возраста,  неграмотная, но была очень добрым порядочным человеком. Ушла в 90-м году. Но я, мои родственники, мои друзья и знакомые все ее помнят и цитируют…

Какие исторические личности вызывают в Вас восхищение?

Антон Макаренко, Антуан Де Сент Экзюпери.

Ваше главное качество?

Я неплохой генератор идей.

Ваша мечта? 

Создать условия в Бурятии, чтобы наши дети отсюда не уезжали.

Что вы хотите пожелать читателям портала “Родное село”?

Не унывать, использовать кризис для получения новых знаний, личного роста. Счастья, здоровья  и удачи всем!

Нина Шодорова

Автор: Модератор
Просмотров: 5690

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -