СКАЗИТЕЛЮ МАНШУДУ ИМИГЕНОВУ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТНИК НА РОДИНЕ
Героический эпос «Гэсэр» по праву приравнивается к лучшим мировым произведениям устного народного творчества, таким, как киргизский «Манас», финская «Калевала», «Песнь о Гайавате» североамериканских индейцев и другие. В разных вариантах он был распространен по обширным азиатским регионам - в Китае, Индии, Тибете и ряде других стран.
Но многие исследователи, в том числе зарубежные, считают наиболее архаичной из всех бурятскую версию «Гэсэра», которую в 1906 году в исполнении народного сказителя Маншуда Имегенова в деревне Кукунут Балаганского ведомства Иркутской губернии записал ученый-востоковед Цыбен Жамцарано. Это является убедительным доводом в пользу того, что родиной героического сказания является территория байкальской Сибири, а его создателями – предки бурят.
Эпос знают, ценят и любят не только исконные жители Бурятии, но и все население Байкальского региона. Имя его героя здесь на слуху.
В Улан-Удэ стоит памятник Гэсэру. Празднование тысячелетия эпоса проводилось как масштабная культурная акция на стыке тысячелетий, стартовав на родине эпического богатыря в Иркутской области и охватив всю этническую Бурятию. Образы и мотивы сказания находят воплощение в произведениях других видов искусства.
Благодаря «Гэсэру», рассказанному именно Маншудом Имегеновым американскому ученому и журналисту Дж. Куртину в 1900 году, когда тот знакомился с сибирскими народами, мир узнал о существовании такого этноса как буряты, о его богатом духовном мире.
Эта героическая эпопея, записанная Ц. Жамцарано в исполнении улигершина, впервые была опубликована под редакцией крупного монголоведа академика Б.Я. Владимирцова в 1930-31 годах.
Широкая читательская аудитория нашей страны, бывшего Советского Союза, получила возможность прочитать эпос в переводе Семена Липкина и большого русского поэта Владимира Солоухина.
Родину сказителя – село Кукунут Эхирит-Булагатского района посещали и использовали полученные материалы в научных и популяризаторских работах многие зарубежные представители науки.
Несправедливо, что при огромной популярности самого произведения имя первого и лучшего исполнителя эпоса (по-бурятски «улигера»), оставалось и остается малоизвестным широкой общественности. Великому духовному подвигу азиатского Гомера, как называют Маншуда Имегенова, не знавшему грамоты, батрачившему на состоятельных односельчан и никуда не выезжавшему за пределы родной деревни, но обладавшему феноменальной памятью и даром рассказчика, вынесшему из глубины веков бесценное культурное сокровище, необходимо дать заслуженную оценку.
Имена таких сказителей как Гомер, Боян, возможно легендарны, вымышлены, но личность равнозначного им Маншуда Имегенова вполне реальна.
Известны даты его рождения и смерти (1849 – 1909 г.г.), место рождения, есть фотография рапсода, живы его потомки.
Кроме эпоса «Абай Гэсэр» в его исполнении записаны и другие улигеры, вошедшие в золотой фонд бурятских фольклорных произведений.
Еще в 60-е годы прошлого века бурятскими учеными было высказано предложение об установке памятника М.Имегенову, поддержанное впоследствии творческой и научной общественностью этнической Бурятии.
На собрании республиканской общественности в 2015 году было принято Обращение к губернатору Иркутской области воздать должные почести духовному подвигу сказителя, вынесшему из глубины веков всемирно известный эпос. И на сходе жителей деревни Кукунуты от 25 сентября 2015 года принято решение установить стелу.
Отведено место для ее постановки – Исх. № 151 от 28.09. 2015г. муниципального образования «Харазаргайское» Эхирит-Булагатского района Иркутской области, открыть там же музей сказителя, включив возведенные объекты в туристические маршруты.
Есть планы открыть финансирование на постановку памятника сказителю в административном центре бурятского округа - Усть-Орде, проект которого имеется в окружном отделе культуры.
Было бы справедливо под эгидой Министерства культуры Бурятии проводить фестиваль народного творчества с его именем и у нас в республике.
Думается, что российская и мировая культурная общественность с пониманием воспримет оказание должных почестей выдающемуся рапсоду минувшего тысячелетия, человеку, сберегшему одну из вершин всемирного народного творчества. А для жителей региона это будет долгожданным подарком, актом толерантности, межнационального согласия.
Дань памяти великому земляку
Возведение памятников деятелям культуры – это признанная практика поощрения творческих достижений и устремления к ним, это и способ показать приоритетность тех или иных духовных и идеологических ценностей.
С материально-финансовой стороны установка памятника сказителю – знаковой фигуры всего бурятского народа по обе стороны Байкала не потребовала неподъемных средств, жители деревни провели сход, на которой выделили место для мемориального комплекса. В прошлом году подготовили место для его установки.
Нашелся и скульптор, изготовивший памятник великому рапсоду и передавший его кукунутцам.
На днях представителям деревни выдан сертификат на возведение юрты-музея сказителя.
Возведенный на грантовые средства, мемориал может послужить площадкой для проведения культурных акций различного масштаба, вплоть до российского.
А также местом туристических посещений, предоставит возможность для школ проводить экскурсии, более наглядно популяризировать знания о творчестве бурятских улигершинов.
Это большой вклад в дело воспитания патриотических настроений у молодежи и людей старшего возраста.
Выражаем надежду, что население этнической Бурятии, вся культурная и творческая общественность нашей многонациональной страны высоко оценят появление мемориала, посвященного народному сказителю.
Алексей Олоев
член Союза писателей Бурятии, уроженец села Кукунут Эхирит-Булагатского р-на Иркутской области
Комментарии