Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Гневные защитники несколько веков охраняют малое село в Бурятии

9 августа 2017

Каким божествам молятся в местности, где появился первый дацан хори-бурят

Особо почитаемое среди местных жителей обоо, расположенное на самой высокой возвышенности села Зандин, носит название «Ундээр Дамдин-Чойжил», где местные жители просят защиты и благополучия для себя, своих семей и всех живых существ. 

По воспоминаниям одной из жительниц соседнего села Куготы, в годы советской власти в конце зимы (возможно, в дни Сагаалгана) они часто видели огни, исходящие с этой горы, на что старшие отвечали, что это буряты молятся своим богам. 

Примечательно, что название горы и обоо составлено из имен двух буддийских божеств-защитников, по-бурятски «сахюусан». Их тибетские имена Дамдин и Чойжил. Интересно, что в буддийском пантеоне божеств парный образ Дамдин-Чойжил не встречается. Можно предположить, что обоо посвящено сразу двум защитникам-сахюусанам или же это заимствование, пришедшее с Монголии, где в некоторых районах божество Яму именуют Дамдин-Чойжил. Эти божества имеют устрашающе гневный облик. Но бояться их не стоит. Облик гневных божеств воспринимается в буддизме не как средство для устрашения людей, а как «защитники», борющиеся со злыми силами, которые препятствуют человеку идти по пути к просветлению. 

«Имеющий шею лошади» 

Дамдин – на санскрите «Хаягрива».  Буквально означает «имеющий шею лошади» или «с лошадиной шеей». Дамдин – это гневная форма Будды Амитабхи и защитник его рая Сукхавати. Дамдин защищает священные тексты. Его гнев направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы. К особенным умениям Дамдина относят лечение болезней, в особенности кожных. Включая даже такие серьезные заболевания, насылаемыми духами воды Нагами. В народном буддизме у монгольского народа образ Хаягривы связан с мирским благом - приумножением стад лошадей. В тибетских и монгольских изображениях Xаягрива предстает в виде гневного идама с тремя человеческими лицами и возвышающейся над ними небольшой головой лошади. Три его лица имеют синий, белый и красный цвета. Он носит корону из черепов, а под поясом из голов у него надета тигриная шкура, а ногами он подпирает змей-нагов. Из символических атрибутов в руках держит ваджру, жезл, стрелу, капалу (чашу из черепа), лотос, ваджрный меч. 

В качестве дхармапалы (сахюусана) его изображают с одной головой, в его волосах помещают небольшую лошадиную голову, с его плеч свисают одна или две змеи. Ваджра, которую Хаягрива держит в правой руке, представляет мужской аспект - сострадание, а колокольчик в левой руке представляет женский аспект – мудрость. В других руках он держит лук и капалу, накидка из кожи покрывает его плечи и спину. Один из эпитетов Хаягривы – могущественный лотос. 

Владыка смерти

Имя божества Чойжил на санскрите - Яма, Ямараджа. Означает «царь мёртвых» или «владыка смерти». Это бог закона и справедливости, владыка загробной жизни. Чойжил - один из главных дхармапал – защитников буддийского учения, особенно почитаемых в Бурятии. 

В сутрах говорится, что Чойжил считывает карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта. Белые камни – для подсчёта белой, или хорошей кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти необходимо совершать благие поступки при жизни. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Таким образом, Чойжил контролирует процесс перевоплощения душ, вынося решения относительно того, в каком теле воплотиться той или иной душе в соответствии с ее заслугами. 

Чойжил изображается синим. Это цвет грозного божества. Имеет рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём – ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами. 

Как уже отмечалось выше, жители Зандина не прекращали молиться своим божествам-защитникам даже в советские годы атеизма. Более того, сохранили ступу-субурган на месте первого дацана хори-бурят. Поэтому открытие дугана в этом святом месте 19 августа станет знаковым событием в истории всей этнической Бурятии.

Источник: www.infpol.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 2945

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Прогноз на 2023 год
Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) дал прогноз на 2023 год. 2023 год – это год синеватого Зайца в стихии Воды. Год благоволит людям, родившимся в годы Свиньи и Овцы. Заяц является символом успешности, прагматичности, честолюбия и даже некоторой приспос

Лунный календарь
Апрель 2024

1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
9
1
10
1
11
2
12
3
13
4
14
5
15
6
16
7
17
8
18
9
19
10
20
11
21
12
22
13
23
14
24
15
25
16
26
17
27
18
28
19
29
20
30
21
     

Май 2024

  
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
1
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
10
19
11
20
12
21
13
22
14
23
15
24
16
25
17
26
18
27
19
28
20
29
21
30
22
31
23
  

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -