Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Как на 60-летие республики «Мать-Бурятия» приехала

История возникновения символа

Для всех стали при­вычными атрибуты современной жиз­ни. Привыкли мы и к новым символам, к числу которых можно отнести и «Мать-Бурятию», гостепри­имно встречающую всех, кто заезжает в центр нашей столицы. Однако мало кто задумывается о том, кем и когда был придуман этот об­раз. Как раз об этом – сегод­няшний рассказ.

Перед далеким юбилеем

Шел 1983 год, год 60-ле­тия Бурятской АССР. Развер­нулась широкая подготовка к празднованию. Естественно, у властей было желание прове­сти красочный праздник для народа. Тогда входили в моду массовые постановки на ста­дионах с участием большого количества людей не только на подиуме, но и на поле, и на трибунах. Это позволяло мгновенно менять фон, на котором выступали исполни­тели. В целом получалась кра­сочная картина. В наше время искусство проведения таких мероприятий получило высо­чайшее развитие, и мы всё это мы наблюдаем вживую. Тогда для Бурятии это было внове, поскольку предстояло прове­сти не только культурный или спортивный праздник. Это было серьезное партийно-го­сударственное, общественно политическое мероприятие. В течение полутора-двух часов на стадионе 25-летия Бурят­ской АССР должна была быть показана вживую вся славная история развития Бурятской Автономной Советской Соци­алистической Республики.

Думаю, что ни у кого из руководителей республики не было сомнений в том, что организатором всех побед, достижений в социалисти­ческом строительстве, а они действительно имели место быть, была КПСС. Это, конеч­но же, звучало во всех речах и статьях, решениях и поста­новлениях.

В республике проводи­лось огромное количество торжественных собраний, конференций, вручались гра­моты, ордена и медали. И все понимали, что происходя­щее становится возможным благодаря только родной коммунистической партии, ее мудрому руководству. Выдающаяся роль партии на различных мероприяти­ях обозначалась большими транспарантами. К примеру, на праздничную демонстра­цию в колонну ставили гру­зовик, на котором сооружа­ли короб с надписями типа «Партия – наш рулевой» с пор­третами вождей и так далее. Создавалась атмосфера праздника, ощущалась приподня­тость настроения, была уве­ренность в завтрашнем дне. Никто не сомневался в том, что мы живем в лучшей стра­не в мире. И это была правда: праздник охватил всех!

По законам жанра

Центральное событие юби­лея должно было состояться на стадионе имени 25-летия БурАССР. Чтобы он прошел на высоком идейно-полити­ческом и культурном уров­не, пригласили специалиста из Москвы. Это был человек, участвовавший в создании красочного, как сейчас сказа­ли бы, шоу во время Олимпиа­ды-1980 в Москве. Это означа­ло, что и высокое партийное руководство Бурятии прислу­шивалось к мнению москов­ского специалиста.

В республике же осущест­влять массовые представле­ния в то время умели немно­гие. Самым опытным был, вне всякого сомнения, Виктор Вавилович Измайлов, талант­ливый журналист, человек широкой эрудиции, руково­дитель телевидения и, как бы сейчас сказали, креативный, а в то время говорили «твор­ческий человек». Ответ­ственным от республики за художественную часть пред­ставления назначили именно его. За идейно-организацион­ную часть, по всей вероятно­сти, отвечал Геннадий Басаев, первый секретарь Улан-Удэн­ского горкома КПСС. Полагаю, поэтому он появлялся на каж­дой репетиции.

Написать сценарий это все равно, что написать книгу. Те же законы жанра: должны быть драматургия, централь­ная фигура, вокруг которой вращается все остальное…

Перед Виктором Измайло­вым и приезжим московским специалистом была поставле­на задача написать сценарий, ярко отражающий всю 60-лет­нюю историю республики под руководством КПСС. Но шли восьмидесятые. Как сейчас мне думается, в воздухе уже витало какое-то невидимое дыхание приближающейся перестройки. До этого време­ни можно было руководящую и направляющую силу изо­бразить по сложившимся пар­тийным канонам, и не было бы никаких проблем. Все было бы принято, согласовано и ут­верждено. Но две креативные личности уже не хотели идти проторенными путями. Они хотели представить народу что-то новое, по-человечески понятное, теплое.

Как рождалась идея

Не знаю точно, у кого из них в голове родилась идея создать образ Матери-Буря­тии, но она появилась. Виктор Вавилович говорил, что появ­ление этой фигуры разреши­ло все творческие мучения: с этого момента сценарий на­писан был на одном дыхании. Согласование и утверждение сценария проходило на самом высоком уровне.

Идея создания образа Матери-Бурятии вызвала некоторое смятение в умах высшего партийного ру­ководства. Сразу возникли вопросы: «А что подумают там…», имея ввиду ЦК КПСС. Однако авторитет столично­го постановщика и его кон­такты со Старой площадью сыграли свою роль.

Сценарий был утвержден, и встал вопрос: кто будет ис­полнять роль Матери-Буря­тии? В то время и этот вопрос решался непросто. Постанов­щики могли только предло­жить кандидатуру. Начались просмотры. Смотрели, пре­жде всего, профессиональ­ных актрис, появились кан­дидатуры, но не решения.

Дело решил случай

В бытность Виктора Из­майлова директором студии телевидения его кабинет на­поминал какую-то творче­скую лабораторию. Туда бес­прерывно заходили и так же выходили люди, сам он разговаривал с несколькими посе­тителями сразу. При этом ку­рил, не выпуская сигарету изо рта. Все знают: курит хозяин – курят посетители. В это же время Виктор Вавилович раз­говаривал еще по телефону, плечом прижимая к уху труб­ку. Одним словом, атмосфера была по-человечески теплая и в полной мере творческая. Все его подчиненные заходи­ли, как говорится, без стука.

Московский постановщик так же нередко сиживал в ка­бинете Виктора Вавиловича и видел многих его сотруд­ников. И однажды он ска­зал ему: «А кого мы ищем на роль Матери-Бурятии? Я уже видел ее, она только что вы­шла от тебя. Высокая такая, с грудным голосом».

Виктор Вавилович все по­нял, пригласил Ирину Ирды­неевну Бальжирову и сходу предложил роль Матери-Бу­рятии – центральную роль на праздновании. С присущей ему энергией буквально «вылил» ей на голову все творче­ские задумки. Мать-Бурятия должна была выезжать на поле стадиона верхом на коне, провожать воинов-сы­новей на фронт и так далее… Словом, по сценарию все кру­тилось вокруг нового персо­нажа – Матери-Бурятии.

Фото из семейного архива БАЛЬЖИРОВЫХ

Отстояли «конную часть» праздника

Ирина, конечно, внима­тельно прочитала сценарий и не увидела для себя никаких сложностей. Сожалела о том, что текст за нее читал диктор, ей самой очень нравились те­плые, проникновенные сло­ва, вложенные сценаристами в уста Матери-Бурятии. Но в те времена не было беспро­водных микрофонов. Ирина беспокоилась по поводу того, что она должна была выезжать на поле стадиона на коне. Она понимала, что бу­дет очень красиво, но как бу­дет вести себя конь под сед­лом не очень, прямо скажем, опытной наездницы. Были и сомнения, но хода назад не было. Виктор Вавилович уже всем доложил, что исполни­тельницу роли Матери-Буря­тии нашли. Все согласились, и теперь для беспартийной Ирины Ирдынеевны эта роль стала партийно-правитель­ственным заданием.

Пошли репетиции, трени­ровки на ипподроме, где ей подобрали спокойную, кра­сивую лошадку. Ирина с удо­вольствием каталась на ней. Задачи гарцевать не было, и всё шло хорошо.

И вот настал день гене­ральной репетиции. Коня до­ставили на стадион. Ирина верхом красиво выезжает на поле стадиона, грянули фан­фары и… конь встал на дыбы. Я это увидел и ахнул, пред­ставил, что сейчас произой­дет. Но всадница сгруппиро­валась, наклонилась вперед, прижалась к шее коня, и он встал на ноги, успокоился. Ирина была несколько взвол­нована, но нисколько не ис­пугана. Но очень сильно от­реагировал Геннадий Басаев, он вообще хотел отменить «конную часть», но сцена­ристы бросились защищать свою задумку. И он тогда ска­зал: «Пусть Мать-Бурятия будет на коне, но мы не мо­жем рисковать, два человека должны вести коня за узду. Это традиция встречать по­четных гостей». Этим он и поставил точку, так и было во время празднования на ста­дионе.

Кульминация торжеств

Когда настал долгождан­ный день праздника, народу на стадионе было великое множество. Приехали гости – представители ЦК КПСС, при­глашенные из Москвы, авто­номных республик, соседних краев и областей. Централь­ной фигурой был Первый се­кретарь Монгольской Народ­но-революционной партии (МНРП) Юмжагийн Цэдэнбал. Первый секретарь Бурятского Обкома КПСС Андрей Модо­гоев подъехал с ним на един­ственном в республике авто­мобиле «Чайка» к служебному входу стадиона. Вскоре они поднялись на центральную трибуну, и праздник начался.

Все было чудесно, была прекрасная погода, солнце, приподнятое настроение было у всех. Мы с нашими детьми были на стадионе и, конечно, очень волновались за мамочку. Но все получилось нормально, она величествен­но выезжала верхом на поле стадиона, согласно сценарию и в своей роли провожала сво­их сыновей на фронт, вручала им оружие, а потом встречала их после войны, а весь народ преодолевал послевоенную разруху и строил социализм – светлое будущее…

Сфотографировать историю

Мы сидели на трибуне, оттуда и я фотографировал. У меня был «Зенит» с обыч­ным, не длиннофокусным, объективом, заряженный цветной фотопленкой. Эта пленка была «позитивной»: сразу получался слайд, и его можно было показывать на экране. Именно так я и пока­зывал потом в кругу семьи то, что мне удалось снять во вре­мя празднования. Напечатать фотографии в то время я не мог. Гораздо позже в Москве мне удалось с этих позитивов сделать фотографии, а спустя еще какое-то время оцифро­вать пленку, и у меня есть не­сколько цветных фотографий празднования 60-летия Бу­рятской АССР на стадионе им. 25-летия республики.

Я видел много черно-бе­лых фотографий этого со­бытия, но не видел цветных. Специальным поиском не за­нимался. Был бы рад увидеть. Может быть, кто-то прочита­ет эту статью и откликнется. Сегодня цветными фотогра­фиями никого не удивить, но тогда это было ново, особенно в руках непрофессионала.

Фото из семейного архива БАЛЬЖИРОВЫХ

«Здороваюсь с Ирдынеевной»

Скульптура «Мать- Бурятия» появилась, есте­ственно, позже. История соз­дания этой скульптуры уже описана в прессе. Но наши друзья, люди, которые видели празднование 60-летия Бу­рятской АССР, называют эту скульптуру «Ирдынеевной». Наш семейный друг Анатолий Семенович Нетронин гово­рит: «Каждый раз, когда еду через селенгинский мост, здо­роваюсь с Ирдынеевной».

Празднование 60-летия Бурятской АССР было послед­ним юбилеем республики, проведенным советской вла­стью, последующий пришелся на начало лихих девяностых. И это всё – уже история.

Фото из семейного архива БАЛЬЖИРОВЫХ

Баир БАЛЬЖИРОВ

Источник: газета Бурятия

Автор: Модератор
Просмотров: 3143

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Прогноз на 2023 год
Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) дал прогноз на 2023 год. 2023 год – это год синеватого Зайца в стихии Воды. Год благоволит людям, родившимся в годы Свиньи и Овцы. Заяц является символом успешности, прагматичности, честолюбия и даже некоторой приспос

Лунный календарь
Апрель 2024

1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
9
1
10
1
11
2
12
3
13
4
14
5
15
6
16
7
17
8
18
9
19
10
20
11
21
12
22
13
23
14
24
15
25
16
26
17
27
18
28
19
29
20
30
21
     

Май 2024

  
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
1
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
10
19
11
20
12
21
13
22
14
23
15
24
16
25
17
26
18
27
19
28
20
29
21
30
22
31
23
  

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -