Система аграрного образования Минсельхоза России включает 59 вузов, (26 университетов, 32 академии, 1 институт), расположенных в 51 субъекте Российской Федерации, 25 учреждений дополнительного профессионального образования (институты и академии повышения квалификации).
Более 87 процентов от общего числа студентов обучается по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные – по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры.
Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется по 122 специальностям и 70 направлениям бакалавриата и магистратуры. Подготовку кадров со средним профессиональным образованием осуществляют 26 высших учебных заведений по 51 специальности.
По программам высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) обучаются 429,2 тыс. студентов (в т.ч. 197,8 тыс. очно), а также 9,5 тыс. аспирантов и докторантов; по программам среднего профессионального образования – 25,6 тыс. чел.
Министерством постоянно ведется работа по оптимизации системы аграрного образования, к настоящему времени имеется положительный опыт реорганизации вузов в форме объединения. На базе сельскохозяйственного и ветеринарного институтов в г.Омске в 1994 году создан Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина, в г. Саратове в состав Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова в 1998 году вошли академия ветеринарной медицины, сельскохозяйственная академия и агроинженерный университет. В настоящее время эти объединенные университеты являются одними из самых крупных и эффективно функционирующих вузов, подведомственных Минсельхозу России. Кроме того к аграрным вузам в течение последних десяти лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 НИИ. В течение нескольких лет обсуждается вопрос об объединении аграрных вузов, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, с целью создания крупных многопрофильных агротехнологических университетов, что позволит обеспечить комплексность решения образовательных и научных задач, поставленных реалиями времени.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Минобрнауки России провел мониторинг деятельности федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования (далее – вузы). По результатам мониторинга определены вузы Минсельхоза, имеющие признаки неэффективности по следующим показателям: средний балл ЕГЭ (не менее 60), финансирование научных исследований (не менее 50 тыс. руб. на одного преподавателя), число иностранных студентов среди выпускников (не менее 0,7%), финансирование из всех источников (не менее 1100 тыс. руб. на одного преподавателя), площадь учебных корпусов на 1 студента (не менее 11 кв.м.).
К категории «имеющих признаки неэффективности» отнесено 46 процентов аграрных вузов. Только среди педагогических вузов доля таких вузов выше - 70 процентов.
Рассматривая показатели, по которым сравнивались все образовательные учреждения независимо от профильности, следует заметить, что вузы, подведомственные Минсельхозу России, обладают рядом особенностей, обусловленных отраслевой спецификой:
- все аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их неэффективностью, а низкой престижностью сельскохозяйственных профессий, так как уровень заработной платы в сельском хозяйстве составляет 50% от средней по экономике страны и сельские территории социально не обустроены. Поэтому в аграрные вузы поступают выпускники сельских школ (более 60%), у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у выпускников городских школ;
- аграрные вузы имеют более низкие показатели по двум финансовым критериям, что связано с исторически сложившимся недофинансированием (в среднем на одного студента в аграрном вузе затрачивается финансовых средств из федерального бюджета на 25-30% меньше, чем в других вузах). Низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований.
Минсельхоз России провел отраслевой мониторинг подведомственных вузов по 11 показателям. Дополнительно к показателям мониторинга Минобрнауки России рассматривались следующие показатели: отношение количества ставок, занятыми штатными преподавателями с учеными степенями и званиями, к общему количеству ставок; отношение количества ставок, занятых докторами наук и профессорами, к общему количеству ставок; профильность реализуемых образовательных программ; трудоустройство в АПК; эффективность аспирантуры; количество созданных хозяйственных обществ. По результатам отраслевого мониторинга 14 вузов нуждаются в оптимизации.
Согласно решению Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений от 22 ноября 2012 г. (протокол №ДЛ-15/05пр) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывает предложения по оптимизации и реорганизации подведомственных образовательных учреждений и их филиалов.
В результате оптимизации планируется: укрупнение учебных заведений, увеличение объемов финансирования образовательного и научного процессов, повышение средней заработной платы научно-педагогических работников, исключение дублирования одноименных направлений подготовки, повышение экономической эффективности деятельности вузов.
Минсельхоз России в настоящее время рассматривает план реорганизации в форме присоединения в 2013-2015 гг. следующих вузов:
в Москве - Московского государственного агроинженерного университета им. В.П.Горячкина и Московского государственного университета природообустройства к Российскому государственному аграрному университету – МСХА им. К.А.Тимирязева;
в Санкт-Петербурге - Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины к Санкт-Петербургскому государственному аграрному университету;
в Ростовской области – Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии и Донского государственного аграрного университета к Новочеркасской государственной мелиоративной академии;
в г. Казани - Казанского государственного аграрного университета к Казанской государственной академии ветеринарной медицины им.Н.Э.Баумана;
в Челябинской области - Челябинской государственной агроинженерной академии к Уральской государственной академии ветеринарной медицины.
Направления образовательной, научной и другой деятельности, проводимые каждым вузом в соответствии с профилем в настоящее время, будут сохранены после объединения и получат дальнейшее развитие во вновь созданных на их базе университетах. Будут созданы студенческие кампусы (институты) с профильной подготовкой. Безусловно, будут учтены глубокие исторические традиции и уникальность каждого учебного заведения. В разработке концепции объединенного университета примут участие ученые советы, факультеты и кафедры реорганизуемых вузов.
Кроме того, для повышения эффективности деятельности вузов Минсельхоз России проводит работу в следующих направлениях:
- руководству подведомственных вузов поручено совместно с субъектами Российской Федерации разработать программы развития образовательных учреждений до 2020 года и краткосрочные программы оптимизации их деятельности;
- укрепляется руководство вузов: избраны новые ректоры в Иркутской и Нижегородской госсельхозакадемиях, освобождены от обязанностей ректоры Азово-Черноморской госагроинженерной академии, Смоленской, Чувашской, Пензенской госсельхозакадемий.
- осуществляется укрепление материально-технической базы аграрных вузов, ведется строительство и реконструкция учебных корпусов и общежитий, оптимизируется земельно-имущественный комплекс.
Разработанные мероприятия будут реализованы в 2013-2014 годах.
Источник: http://www.mcx.ru
Комментарии