Каменка была достаточно быстрой и относительно полноводной речкой с крутыми обрывами берегов и множеством примыкающих оврагов. В начале XX века в её устье даже заходили небольшие суда – здесь была пароходная верфь, которая занималась ремонтом или переоборудованием речных судов.
На Каменкие работали каменоломни, несколько мельниц. Весной жители Ново-Николаевска страдали от паводков, которые подмывали, а порой и вовсе сносили постройки в нижнем её течении.
Вода в Каменке была и так очень мутная, а в черте города еще и загрязненная бытовыми и производственными отходами. Однако мальчишки с удовольствием в ней купались, а воду из реки применяли для технических и противопожарных целей вплоть до 1950-х годов.
В 1925-26 годах через реку был наведён первый железобетонный мост, получивший название Сибревкомовский (по выходившей на него улице). Высота моста тогда составляла 23 метра, а ширина рассчитывалась под запуск трамвая. Извозчикам разрешалось двигаться по мосту только шагом. Трамвай там так и не пустили, а вот троллейбусы и автобусы по нему ходили.
Вид на долину Каменки был довольно неприглядный. Каньон был усыпан находящимися в относительном беспорядке тысячами стареньких деревянных строений. Об этом, например, можно судить по до сих пор сохранившимся домам по ул. Левый берег Каменки с номерами 1474-1488.
Каньон реки, рассекающий город с сетью прилегающих оврагов был серьезной проблемой для растущего города, его транспортных и иных коммуникаций, и в 1960 году было принято решение о благоустройстве долины реки. Работы по замывке реки начали в 1967 году от улицы Большевистской к железнодорожным путям и до Оби, потом – до улицы Лежена.
Песок для замывки земснаряды брали прямо со дна Оби, и по трубам гнали к месту замыва. Большие трубы шли от реки, проходили под Большевистской (там долго время был очень удобный пешеходный переход), потом ползли вдоль Каменки, до рабочей площадки, где из них изрыгалась смесь песка и воды. Вода уходила вниз, в Каменку, а бульдозеры раскатывали-трамбовали песок. И так два с лишним десятка лет. Вот эта труба.
Операция значительно углубила фарватер Оби (до 5-6 метров), вода отошла от берегов, в результате чего наша набережная стала «сухой». Ведь проектировали её и строили до решения о замыве.
Кроме того, в рамках то же программы были построены дамбы по Военной, Кошурникова. Одновременно шло возведение моста по Октябрьской магистрали. Кстати, это не совсем верно, что река бежит на месте нынешней Ипподромской. Течение её «виляло». Например, она бежала и по краю нынешней «Ауры». Я вот здесь путём наложения старых карт прорисовал линию реки. Но во многих местах коллекторы «подравняли» эту линию.
Общая длина реки – 33 км. Так что под землей сегодня совсем небольшая её часть. Всего до 1992 года было замыто 6 км 100 м реки. Протяженный открытый участок Каменки сегодня можно видеть только в Дзержинском районе.
Дальше река уходит под насыпь, продолжая течение в трубах и бетонных коллекторах. В некоторых местах глубина залегания реки доходит до 25 метров (восьмиэтажный дом). Надо отметить, что там, под землей вовсе не царит мрачное безмолвие. По подземной реке любят прогуливаться диггеры, они красиво подсвечивают пространство, там устраиваются различные фотосессии, проходят рок-концерты.
Есть у реки и своя легенда. Крутые обрывы её берегов и примыкающие овраги породили байку о том, что где-то в них спрятана часть золота Колчака, что провозили через Ново-Николаевск в ноябре 1919 года.
На самом деле, пропажи золота именно у нас не зафиксировано, но легенда увлекательная – золота пока не нашли.
Комментарии