Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Новосибирская областьБаганский районБарабинскБарабинский районБердскБолотнинский районВенгеровский районДоволенский районЗдвинский районИскитимИскитимский районКарасукский районКаргатский районКолыванский районКоченевский районКочковский районКраснозерский районКуйбышевКуйбышевский районКупинский районКыштовский районМаслянинский районМошковский районНовосибирскНовосибирский районОбьОрдынский районСеверный районСузунский районТатарскТатарский районТогучинский районУбинский районУсть-Таркский районЧановский районЧерепановский районЧистоозерный районЧулымский район

Школьный музей – центр социокультурной жизни села.

20 ноября 2016
Школьный музей – центр социокультурной жизни села.

        Нас тревожит сегодня нигилистическое отношение молодежи к национальной культуре, отсутствие интереса к историческому прошлому народа, здоровой национальной гордости.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», определила как одну из важнейших задач – сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России.

Важная роль в их решении отведена краеведению, которое стало компонентом основного образования, а музей как раз и имеет к этому самое непосредственное отношение. Школьные музеи потому и живут, что нужны. Но особенно необходимы они у нас в глубинке, где часто являются едва ли не единственными очагами культуры.

Наш музей возник совсем недавно, если официально, то паспортизацию он прошел одним из первых в нашем Краснозерском районе. Но функционировать он начал намного раньше. В 1998 году в нашей школе был создан историко-краеведческий кружок. Ребята подобрались активные, деятельные, заинтересованные. На совете музея решили собрать материал о своей малой Родине- о нашем хлебоприемном пункте, о Половинновском элеваторе (так он называется теперь). Мы его называем рабочим поселком, т.к. он функционирует как отдельная хозяйственная единица, вне зависимости от села Половинное. Жители поселка с большим вниманием отнеслись к детям, с удовольствием делились с ними не только воспоминаниями, но и предметами быта тех лет, книгами, копиями документов, фотографиями и даже оригиналами своих наград и грамот.

Материал за 2 года собрали большой, и вот с 2000 года по решению школьной администрации нам было выделено помещение, и мы открыли музей. По своему профилю он имеет статус комплексно-краеведческого, т.к. имеет несколько различных тематических экспозиций, что расширяет возможности нашей деятельности. Деятельность нашего музея определяется различными функциями. Прежде всего, это конечно развивающая, ведь это центр творческого общения, досуговой занятости детей; далее образовательная – музей у нас многопрофильный, в нем можно познакомиться с видами хозяйственной деятельности, деревенского быта, исторические  ценности и многое другое, а также социально – адаптационная, ведь у нас можно получить консультацию, методическую помощь учителю, ученику, библиотекарю, студенту и вообще любому жителю нашего поселка. Фонды музея составляют более 2000 экземпляров. В соответствии с нашими функциями мы и строим свою работу, используя самые различные формы.

Очень важная не только в педагогическом, но и социокультурном смысле краеведческая работа была проведена к 50 –летию нашего поселка, которое мы отмечали в июне 2006 года. В жизни нашей страны была так называемая  целинная эпопея, а наш элеватор как раз и обязан ей, т.к. он возник на совершенно необжитом месте «где лишь ветры трубили»

Первые колышки, первые палатки, первые землянки, мазанки, пластянки… Как это было? Кто были первыми поселенцами?

Очень много вопросов было у нас с детьми, в ходе узнавания своей малой Родины. Мы решили, что нужно больше встреч с жителями поселка и поэтому в эту работу мы включили жителей села. Начались встречи детей со взрослыми дома, в школе. Весь год мы выясняли – кто? Когда? Откуда и по какой причине прибывал к нам сюда на поселение. Собирали их воспоминания, фотографии, обрабатывали весь этот огромный объем материала и теперь уже можем рассказать о результатах нашего труда.

Во – первых, мы с детьми нашли в архивах Новосибирской областной  конторы заготзерно приказы за №3, №61, №192, №181, №197,№214 за летний период 1956 года «Об основании нашего хлебоприемного пункта»;

Во– вторых, мы оформили две книги «Из воспоминаний  первых жителей поселка» вместе с фотографиями;

В–третьих, оформили фотовыставку в музее и в нашем сельском клубе «Из истории рабочего поселка»; оформили несколько фотоальбомов о тружениках села, об их жизни в те нелегкие годы:

  • Каким был поселок вначале своего существования
  • Первые времянки
  • Первая улица с красивым названием – Малининская
  • Первые рабочие помещения (склады, гаражи, подъездные пути и т. д.)
  • Как шла жизнь наших селян, их рабочий ритм, достижения, праздники, творчество, развлечения – все эти материалы были собраны детьми, запечатленные в фотодокументах. Конечно, мы не забыли о том, каков поселок сейчас – красавец элеватор, асфальт, прекрасное здание детского сада и первый современный коттедж.
  • Выяснили, как наши бабушки и дедушки и даже прадедушки и прабабушки работали в первые годы, какие трудности испытывали, в чем нуждались и т.д. и как им живется сейчас.
  • Провели во всех классах классные часы, экскурсии, рассказали о людях, оказавших судьбоносное влияние на становление нашего поселка
  • Провели викторину «Из истории поселка».
  • Собрали материал из районной газеты «Краснозерская новь» - о первоцелинниках, о других целинных селах нашего района.

Все это послужило хорошим подспорьем в подготовке юбилейного мероприятия нашего села «Нам - 50», в котором наши дети и учителя приняли самое активное участие, подготовили совместно с работниками клуба большой праздничный концерт. А с каким интересом слушали со сцены ветераны отрывки воспоминаний первых поселенцев, многие не стеснялись слез. А те, кто недавно приехал в наш поселок? Для них тоже было немало интересного, того, что они никогда, быть может, и не узнали о стариках живущих с ними рядом. Казалось бы – всего то 50 лет! А какие разительные перемены произошли за эти годы…

В год празднования 60 – летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание мы уделили воспитанию у учащихся патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов, выстоявших в этом тяжелом испытании и отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Всего, конечно, не перечислишь, но самыми значимыми мероприятиями для музея были уроки мужества, встречи с ветеранами  Великой Отечественной войны – Латаревым Алексеем Павловичем – кавалером двух орденов Славы, разведчиком, воином, защищавшим город – герой Ленинград; Гладких Александром Васильевичем, прошедшим всю войну на знаменитой «Катюше» и дошедшего с боями до самого Берлина, помогавшего залпами артиллерии советским бойцам во взятии Рейхстага. Излишне говорить о том, что общение с настоящей личностью воспитывает детей лучше всякого многословия.

Группа «Поиск » собрала материал по теме «Дети войны», приняла участие в районных историко – краеведческих чтениях школьников в 2004 году и отмечена Дипломом I степени. Кроме того, мы составили картотеку живущих ныне ветеранов войны, создали «Книгу памяти школы», в которой каждый ученик, каждый учитель вписал имена своих родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне. Провели по этой тематике лекции, экскурсии, беседы, классные часы, оформили фотовыставку, провели конкурс детских рисунков «Салют, Победа!», организовали трудовые десанты и еще многое другое

Таким образом наш музей стал координационным центром социокультурной деятельности, центром патриотического воспитания не только наших детей, но и для всех жителей нашего поселка.

В нашем музее имеются экспонаты военного времени: документы, благодарности, вещи, принадлежавшие ветеранам. А если говорить о тематико-экспозиционном плане музея, то он  включает в себя еще и такие разделы, как «Солдаты России», «Они сражались за Родину», «Он расписался на рейхстаге », «Солдат не сдается», «Наши земляки – краснозерцы – Герои Советского Союза». Детьми собран материал об участниках локальных войн в Афганистане и Чечне.

Курсанты военно–патриотической школы «Родина», участвовавшие в экспедиции в 2002 году около города Волгограда у хутора Вертячий, а в 2004 году близ города Мурманска, подарили нашему музею военные раритеты, которые они привезли с этих раскопок. С их помощью дети смогли увидеть вещи, принадлежавшие людям военного времени, услышали много интересного и поучительного.

В связи с празднованием 70 – летия Новосибирской области у нас в районе начала работать программа «Родная культура». Это комплексная  программа «Всему начало здесь, в краю родном». Однако этой проблемой мы серьезно занимались и в предыдущие годы, поэтому сейчас мы более  активно включились в эту работу и систематизируем уже накопленный материал, прежде всего:

  • Создаем книжный фонд;
  • Собираем статьи из региональной периодической печати;
  • Оформили альбомы «легенды Краснозерья», «села нашего района», «Малые села, не существующие ныне», «Экология нашего района», «Красная книга Новосибирской области»;
  • Собираем фотографии о нашем селе; видеозаписи на краеведческую тематику;
  • Ксерокопии документов и других материалов;
  • Творческие работы школьников (родословные, рефераты, рисунки, доклады)
  • Появляются и новые экспозиции, так в прошлом году мы оформили стенд на тему «Дела молодых»

Весь накопленный материал является ценным источником информации для наших земляков, как  людей старшего поколения, так и студентов, учащихся. Например, «В Сибирь, за лучшей долей», «Народные приметы, поговорки, пословицы». Создаем базу данных по теме «Родной край» и этот материал пользуется постоянным спросом.

Наши предки были талантливыми и умелыми, поэтому наша задача сегодня – сохранить это наследие и показать их таланты современному поколению. Для этого мы открыли в музее этнографический раздел, где дети могут воочию увидеть, как жили их дедушки и бабушки в 50-е – 70-е годы прошлого столетия. Этот раздел занимает у нас половину музея, где собраны предметы домашнего обихода тех лет. Селяне с удовольствием помогали нам  воссоздать дух того времени, а дети , приходя в музей с интересом и большой увлеченностью рассматривают  предметы старины, национальную одежду, реликвии прошлого. А у нас их достаточно большой выбор. Это и  различные прялки, и веретено, и лагушок, и деревянная ступа, и сундуки, и множество самых разных ламп и светильников – все это, без сомнения, вызывает большой интерес, в глазах детей загораются искорки познания, а в нашей работе это самое главное.

На данный момент в связи с проведением районного конкурса «Россия – это мы» все наши старшеклассники вовлечены в активную работу по написанию родословной. Мы проводим эту работу в соответствии с районной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Краснозерском районе на 2006 -2010 годы». В эту работу включились все – учителя, родители, родственники детей, появилась потребность воссоздать историю своей семьи. Почти каждый день в музее есть посетители, спрашивают, консультируются, как и что сделать лучше, как оформить ит.д. Безусловно, это сыграет определенную роль и в воспитании детей, и пополнит музейные фонды, появятся семейные реликвии, письма, открытки, фотографии, игрушки, утварь. А как результат появятся семейные альбомы или генеалогические таблицы, и этот материал поможет поведать немало интересного, позволит сохранить культурные ценности, память народа для новых поколений.

Таким образом,  нужно сказать, что наш музей стал сегодня одним из общественных центров, в деятельности которого видится завтрашний день социокультурной жизни села, ведь практически ни одно общественное мероприятие поселка не проходит без нашего участия. У нас существует тесная связь с клубом, сельской библиотекой, местной администрацией – мы  помогаем друг другу взаимно и выполняем все вместе одну важнейшую задачу – воспитание патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств. И если из школы выйдет человек, социально ориентированный, с четкой жизненной позицией, патриот своего Отечества, способный жить в гармонии с нашим многообразным миром и с окружающими его людьми, значит мы на правильном пути.

Таким образом, краеведение – это основа не только в ознакомлении с историко-культурными традициями нашего народа, но и основа формирования гражданско-патриотического сознания и участия детей в социально значимой деятельности. Оно создает благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации.

Просмотров: 2749

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -