В "Материалах по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Бийском уезде", изданных в конце XIX в., возникновение этого населённого пункта датировано 1739 г. Однако эта дата не подтверждается документальными источниками. Бердские крестьяне, утверждавшие в 1750 г., что они живут в ряде деревень Верхнего Приобья уже "немалое время", назвали деревни Шипуново, Вяткино и другие, но Белово среди них нет. Нет этой деревни и в росписи приписных крестьян по церковным приходам 1751 г., составленной весьма тщательно. Наиболее раннее достоверное свидетельство о существовании Белово содержится в списках 1759 г. Причём называется оно дважды. В деревне Белово ведомства Белоярской слободы записаны крестьяне Григорий Степанович Степанков с сыновьями Иваном, Иваном Меньшим, Максимом и Михаилом, Захар Алексеевич Большаков и Василий Гаврилович Шибаев с сыном Данилой, а в деревне Белово Бийского ведомства перечислены бердские крестьяне Семён, Леонтий и Фёдор Ларионовичи Лямкины и Пётр Петрович Рознин. В третью ревизию (1763 г.) деревня Белово также учитывалась по двум ведомствам - Красноярской слободы и Бийской слободы. В Белово в ведомства Красноярской слободы были записаны 23 души мужского пола в семьях Григория Степанкова, Максима Дранишникова, Алексея Качегарова, Никифора Соснина, Василия Шибаева и Захара Большакова, а в Белово Бийского ведомства - семьи Леонтия, Фёдора и Ивана Лямкиных и Фёдора Калмыкова. Всего по двум ведомствам в этом населённом пункте в третью ревизию было учтено 74 жителя, в том числе 33 мужского и 41 женского пола. Сопоставление ревизских и других списков дало возможность установить, откуда прибыли в деревню Белово её первопоселенцы. Степанковы переселились из деревни Заплывино на Чумыше, оттуда же прибыли и Качегаровы, но сначала в деревню Большую Речку, а из неё - в Белово; Дранишниковы и Большаковы приехали из деревни Дранишниково на Чумыше. Соснины в первые две ревизии учитывались в Белоярской слободе, оттуда переселились в Вяткино, а из неё, после 1759 г., в Белово; Василий Шибаев переехал из деревни Камышенки, бердские крестьяне Лямкины в 1750 г. жили в деревне Вяткино и оттуда переселились в Белово, бердский крестьянин Калмыков сначала жил в Большой Речке и в Белово переехал оттуда, Пётр Рознин, записанный в деревне Белово в списке 1759 г., происходил из деревни Чернодыровой Бердского ведомства, к 1763 г. переехал в деревню Клепиково. В четвёртую ревизию (1782 г.) деревня Белово учитывалась также по двум ведомствам - Красноярскому и Бийскому. По первому ведомству в ней учли 74 жителя, в том числе 33 мужского и 41 женского пола, а по второму (Бийскому) - 63 жителя, в том числе 28 мужского и 35 женского пола. Между третьей и четвёртой ревизиями в деревне Белово поселились Легостаевы, Зотеевы, Казанцевы и др. После разукрупнения слободских ведомств деревня Белово была полностью включена в состав Барнаульской слободы (с начала XIX в. - волости). В пятую ревизию (1795 г.) в ней было учтено 104 жителя, в том числе 46 мужского и 58 женского пола. Наибольшее число жителей в этом населённом пункте было зафиксировано переписью 1926 г. Тогда в селе Белово Чистюньского района насчитывалось 519 хозяйств и в них 2619 жителей. В переписи 1939 и 1959 гг. село Белово учитывалось в составе Топчихинского района, а в последующие переписи - в Усть-Пристанском районе. На 1 января 1994 г. в селе Белово Усть-Пристанского района было 484 жителя.
С момента образования село Белово входило в состав Красноярской слободы, а затем, с 1795 г., - в Барнаульскую губернию с центром в селе Вяткино. Позднее, к 1782 г., по именам первых поселенцев названы и некоторые места в окрестностях села: местечко Петухово, Кочегарово, Шибаев Яр.
В 1917 г. село входило в состав Алтайской губернии, а к 1920 г. организовался Беловский сельский Совет, председателем которого стал Иван Карпович Польщиков.
Шли годы, село переходило из одного района в другой. И только в январе 1965 г. Белово переводят в Усть-Пристанский район Вяткинского сельского Совета.
Жизнь на селе, особенно до революции, была крайне тяжёлой.
Так, одна из старожилов тех лет А.Н.Маланцева вспоминала.
- Какая она, жизнь-то, была. Вся в работе: за скотиной ухаживала, пашню обрабатывала. Всё летечко безвыездно жили на пашне. Хорошо было тем, у кого свои молотилки, сброски, самовязки. А многие бедняки так и находились в зависимости у богачей Микушиных, Вдовиных, Сосниных, Важениных. Так до самой революции и гнули спину на них. Только и было радости для молодёжи, что весёлые игры на Масленицу и Рождество. Особенно любили катание на лошадях по красивой Оби. Частенько мужики мерялись силушкой, тут уж не обходилось без драк. Шли стеной друг против друга все стороны деревни. В ход пускали и стяги, и колья из тына, и палки. Не обходилось и без тяжёлых последствий.
В школе обучались только дети богатых, ближайшая больница находилась в 35 верстах от села. Редко заглядывал врач, в основном лечением занимались местные знахарки. Далеко не все выдерживали горячку, тиф, сибирку.
Из воспоминаний другого старожила Ф.И.Зименкова.
- Было так: хочешь учиться - учись, не хочешь - не ходи. Однако в школу попадали сынки богатых. Сидели по четыре человека за партами. Преподавали русский язык, арифметику, географию, Закон божий. На последний урок приходил поп, доставалось от него ученикам: бил линейкой, ставил коленями на горох и гречиху. Учебный год начинался в октябре, а заканчивался в апреле. Были книги, а писали в основном на грифельных досках.
Не все учились грамоте в волостной и сельской церковной школе, как и не все одинаково жили. "У таких, как Селивановы, хозяйство состояло из 20 коров, столько же лошадей, дом добротный, большая площадь пахотной земли, - вспоминает участник Русско-Японской войны Ф.П.Иванов, 1877 г. рождения. - От хозяйства имели большой доход, скот и зерно продавали купцам Сальникову, Никулину. В селе имелись торговая лавка и молочное отделение, где перерабатывали молоко.
Многие полегли в войну, а кто остался в живых, были в наймах у богачей. Еле сводили концы с концами, венчаться приходилось в холщовых штанах.
Воевали беловцы против колчаковцев и белочехов за правду русскую, за установление Советской власти на Алтае. Помнят, как пылала Усть-Алейка, подожжённая белогвардейцами, как был повешен вместе с женой Терентий Вдовин, как пришлось скитаться в степи с малыми детьми. Многие пали в жестоких боях, кто от пули, кто от кровавых ран, а некоторые от смертной казни.
В декабре 1919 г. установилась Советская власть. Активными участниками новой жизни стали П.К.Атясов, С.М.Рыбин, М.Е.Тюпин, И.П.Баландин, Ф.С.Блинников, А.С.Труфапов. Это они возглавляли на селе первые колхозы.
Но вновь прервалась мирная жизнь. В боях с немецкими захватчиками участвовали 190 человек из села; 121 человек погиб. Многие награждены боевыми орденами и медалями. В их числе Алексей Дмитриевич Афонин.
В октябре 1941 г. 18-летний юноша Алексей Афонин, как и многие его сверстники, встал на защиту Родины. Прошёл курсы молодого бойца и был зачислен в лыжный истребительный батальон. Славный солдатский путь прошёл он до Австрии. Воевал в тылу врага, был ранен. После госпиталя - учёба на связиста, и снова передовая. Воевал на Сталинградском, 2-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. За выполнение важного боевого задания по восстановлению связи пехотинцев с командованием награждён орденом Отечественной войны II степени. О храбрости и мужестве советского солдата из далёкого алтайского села говорят его боевые награды: орден Славы, медали.
Комментарии