Алтайский край

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Алтайский крайАлейскАлейский районАлтайский районБаевский районБарнаулБелокурихаБийскБийский районБлаговещенский районБурлинский районБыстроистокский районВолчихинский районЕгорьевский районЕльцовский районЗавьяловский районЗалесовский районЗаринскЗаринский районЗмеиногорскЗмеиногорский районЗональный районКалманский районКаменский районКамень-на-ОбиКлючевский районКосихинский районКрасногорский районКраснощековский районКрутихинский районКулундинский районКурьинский районКытмановский районЛоктевский районМамонтовский районМихайловский районНемецкий Национальный районНовичихинский районНовоалтайскПавловский районПанкрушихинский районПервомайский районПетропавловский районПоспелихинский районРебрихинский районРодинский районРомановский районРубцовскРубцовский районСибирский районСлавгородСлавгородский районСмоленский районСоветский районСолонешенский районСолтонский районСуетский районТабунский районТальменский районТогульский районТопчихинский районТретьяковский районТроицкий районТюменцевский районУгловский районУсть-Калманский районУсть-Пристанский районХабарский районЦелинный районЧарышский районШелаболихинский районШипуновский районЯровое

Село Вяткино

12 октября 2016
Село Вяткино

 
Первым переселенцем, по документам краевого архива, был Егор Савин, который обосновался здесь в 1748 г., и этот год считается датой возникновения Вяткинского населённого пункта.
Поиски сведений об этом населённом пункте осложнены тем, что в Верхнем Приобье есть несколько деревень под таким названием. Кроме Вяткино на Чарыше в ряде документов середины XVIII в. так же называется деревня Усть-Алейская (ныне Старо-Алейка Топчихинского района). Наиболее ранний из найденных до сих пор список жителей деревни Вяткино на Оби относится к 1750 г. Это роспись на поставку провианта для рудников и заводов бердских крестьян, живших за пределами Бердского ведомства в ведомстве Бийской крепости. В деревне Вяткино были записаны Василий Шипунов, Анисим Вяткин, Осип Фёдорович Вяткин, Семён Ларионович Лямкин и Алексей Семёнович Чуманов. Они должны были поставить провиант за 19 душ мужского пола. В том же 1750 г. 31 мая в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства обратились крестьяне А.Соколов и Т.Казанцев - выборные от большой группы бердских и чаусских крестьян, записанных в этих ведомствах во вторую ревизию, а фактически живших на территории Верхнего Приобья в деревнях Тырышкино, Завьялово, Шипуново, Соколово, Вяткино, Большой Речке, Конниково, Савиново, Чернодырово, Инское, "в которых поселились уже тому назад немалое время своими домами". Крестьяне просили отчислить их от Бердского и Чаусского ведомств и числить по новым местам жительства. Дат переезда на новые места просители не назвали, поэтому невозможно установить это "немалое время" применительно к деревне Вяткино на Оби. В Алтайском архиве сохранилась запись допроса пришлого Егора Сергеевича Савина 6 июня 1748 г. Он сообщил, что 10 лет тому назад, т.е. в 1738 г., ушёл из деревни Вершинино ведомства Бердского острога в деревню Вяткино ведомства Белоярской слободы. Если это сообщение относится не к Вяткино (Усть-Алейской), а к Вяткино на Оби, то этот населённый пункт уже существовал в 1738 г. Считается, что название эта деревня получила по фамилии одного из первопоселенцев Онисима Вяткина. Переселился он из деревни Койново ведомства Бердского острога. В ней оброчный крестьянин Онисим Вяткин был записан ещё в ландратскую перепись 1719 г. В 1751 г. при росписи приписных крестьян по церковным приходам называется, среди прочих, деревня Вяткино и в ней шесть крестьянских дворов, в которых всего 53 жителя, в том числе 25 душ мужского и 28 женского пола. В третью ревизию 1763 г. в деревне Вяткино ведомства Бийской слободы было учтено 76 жителей, в том числе 45 душ мужского и 31 душа женского пола. Главами семей были Яков Анисимович Вяткин, Савелий Анисимович Вяткин, Кузьма Анисимович Вяткин (сыновья первооснователя деревни), Степан Иванович Черемных (бердский крестьянин, поселившийся сначала по правую сторону Оби в деревне Клепиково, а после 1750 г. переселившийся в Вяткино), Василий Кириллович Клепиков (тоже бердский крестьянин, осевший сначала в деревне Клепиково) и Леонтий Родионович Вяткин, прибывший из деревни Койново Бердского ведомства, очевидно, родственник первопоселенцев деревни Вяткино на Оби. Из первопоселенцев, названных в списке 1750 г., Василий Шипунов переселился в деревню Комарово на реке Иткуль, Семён Лямкин осел в деревне Белово на Оби, Алексей Чуманов переехал в деревню Самсоново на Чарыше, а названного в документе 1748 г. Егора Савина, как пришлого, поселили в деревне Гилево на реке Алей. К следующей, четвёртой, ревизии (1782 г.) деревня Вяткино несколько выросла. В ней было учтено 123 жителя, в том числе 68 душ мужского и 55 женского пола. Рост населения произошёл главным образом за счёт детей, родившихся в семьях старожилов. Извне прибыла только семья Захара Сазоновича Косачева (Пахорукова), переселившегося с сыновьями из деревни Камышенки. Значительный прирост населения произошёл только после освобождения крестьян от заводской зависимости. По данным 1893 г., в селе Вяткино Барнаульской волости было 114 крестьянских дворов и 17 некрестьянских, всего 741 житель. Наибольшее число жителей в этом населённом пункте зафиксировала перепись 1926 г. Тогда в селе Вяткино Пристанского района было учтено 653 двора и в них 3538 жителей, в том числе 1686 мужского и 1852 женского пола. В дальнейшем число жителей убывало, и на 1 января 1994 г. в селе Вяткино жили 1358 человек.
Село Вяткино расположено на левом берегу Оби в 12 км от Усть-Пристани. Поверхность в окрестностях села холмистая, с большим количеством оврагов. Почва чернозёмная и глинистая.
До Великой Октябрьской социалистической революции в селе жили крестьяне-середняки и крестьяне-бедняки. Помещиков здесь не было, так как вся территория Алтайской губернии считалась собственностью царской фамилии. Были здесь и кулаки, такие, как Моревы, Киреевы, Каширские, Турищевы, Блатиковы. Они имели по 20-30 га земли, много скота и по 5-7 работников.
Торговлю в селе вели купцы Кузнецов и Брылин. До сих пор стоит кирпичный магазин купца Брылина. В селе жили владельцы мельниц, паромов. Большинство населения - бедняки, батраки.
На самом видном месте села Вяткино стояла большая церковь, имеющая много земли. Многие жители села работали на церковь и платили ей часть урожая, кроме этого надо было платить налоги царю.
В селе была небольшая церковно-приходская школа, в которой учились дети зажиточных крестьян, купцов, а дети бедняков с ранних лет трудились вместе с родителями, оставаясь неграмотными и бесправными. Днём и ночью работали крестьяне в поле, обрабатывая благодатную сибирскую землю самыми примитивными орудиями труда: сохами пахали, жали серпами, молотили цепами. Хлеба собирали мало, одежду, обувь, предметы первой необходимости делали сами, хотя в частных магазинах всё это можно было купить, но не было денег. Вечная бедность и нужда были уделом большинства жителей села. 
В 1918 г. до жителей села дошла весть о том, что в России совершилась революция, царя свергли и установили новую власть - советскую, народную. В этом же году и в Вяткино земство было распущено и вместо него избран волисполком во главе с Проскуриным Трофимом. Началась новая полоса в жизни жтелей села.
Но радость бедноты была недолгой. Ранним августовским утром 1918 г. по Оби на пароходе в село прибыл отряд белочехов. Они обстреляли село из пулемётов, затем высадились на берег и потребовали от жителей, под угрозой расстрела, различных продуктов. К пароходу потянулись люди, неся в руках печёный хлеб, мясо, молоко, яйца. Каждый житель ждал, что белочехи и колчаковцы уедут. Но, увы! 7 августа 1918 г. мужчин и женщин собрали в местную церковь на богослужение, а когда оно кончилось, началась порка всех тех, кто хотел жить по-новому. В этот день перед церковью, на площади запороли плетьми и расстреляли 13 человек - наиболее активных сторонников Советской власти. Это Антон Каширских, Николай Обухов, Игнат Морозов, Алексей Лепшин, Назар Лепшин, Григорий Лепшин, Никита Щеглов, Василий Есин, Пётр Евдокимов, Иван Фёдоров, Николай Деревнин, Павел Колесников.
На месте гибели этих большевиков сейчас стоит обелиск. До сих пор помнят старожилы эти страшные мрачные дни господства белочехов и белогвардейцев. Они вытаптывали огороды, отбирали продукты питания, издевались над женщинами. Своими зверствами они вызвали мощное партизанское движение. Свидетель тех дней В.Г.Смагин рассказывал, с каким трудом устанавливалась Советская власть на селе. Не хотели владельцы земель и богатств уступать свои права. Гибли сотни людей, но беднота не сдавалась. Зимой 1918-1919 гг. огнём горела Алтайская земля. Зиминский подпольный партизанский центр руководил борьбой. Большинство мужчин села, вооружившись лопатами, самодельными пиками, берданами, револьверами, сражались с белогвардейцами, наступавшими от села Усть-Пристань.
В боях за Советскую власть прославились партизаны Ион Петрович Ведешев, Василий Иванович Меремьянов, Фёдор Григорьевич Смагин, Захар Прокопьевич Попов, Фёдор Алексеевич Тулаев, Александр Михайлович Тивиков, Николай Андрианович Рытов, Иван Николаевич Рогалев, Никифор Григорьевич Малахов, Тимофей Николаевич Копаев, Филипп Иванович Глебов, Леон Васильевич Журавлев, Владимир Филиппович Барсуковских и многие, многие другие.
В декабре 1919 г. партизанские отряды Алтая объединились с частями Красной Армии и освободили край от колчаковцев. 
Началась мирная созидательная жизнь. Очень трудно начиналась она. Алтайский край и его сёла были разорены гражданской войной, погибли тысячи людей, был страшный голод в деревнях и городах, а кулаки в это время прятали в ямах и гноили тысячи центнеров хлеба.
В 1921 г. в селе образовалась коммуна из бедняков и середняков. Коммуны создавались просто: объединяли бедняки свои немудрёные хозяйства - у кого лошадёнка, у кого плуг, сгоняли коров, овец - и артель готова. Поработает иной мужик в коллективе месяц - другой, не понравятся ему порядки артели, и он вправе забрать своё имущество и выбыть из коммуны.
Первые коммунары очень ревниво оберегали общественное добро и были нетерпимы к малейшим проявлениям бесхозяйственности. А кое-кто из коммунаров не мог сразу освободиться от собственнических пережитков. Вот почему и рассыпалась вскоре эта коммуна. Крестьяне опять стали засевать свои небольшие участки земли и вести единоличное хозяйство.
Обживая пустующие земли, они стремились поселиться там, где были вода, пастбища. Так, в 1925-1926 гг. возникли посёлки Травное и Моховское. Первыми поселенцами стали Максим Вяткин, Алексей Квасов, Григорий Базаров, Кирилл Уваров, Самуил Лепшин, Алексей Кульнев, Егор Крюков и др.
В 1930 г. в селе началась коллективизация. Первой возникла артель им.Молотова, председателем которой стал Иван Павлович Руденко. Посевная площадь колхоза - около 600 га. В 1931 г. возник колхоз им.Будённого во главе со Степаном Сергеевичем Красовских, а в 1935 г. был образован колхоз им.Жданова, возглавил который Василий Степанович Козлов. В 1935 г. артель им.Молотова разделилась на два колхоза: им.Сталина (председатель - Михаил Артемьевич Проскурин) и им.Молотова (председатель - Трофим Никифорович Кононенко). В посёлке Травное создали колхоз им.Эйхе, которым руководил Афанасий Алексеевич Квасов, а в 1937 г. его переименовали в колхоз им.Фрунзе.
Первые колхозы были экономически слабыми. В среднем на каждый колхоз приходилось по 1000-1200 га земли. Вначале пахали на лошадях, убирали урожай жатками, косилками, снопы вязали вручную, а затем возили их в село и обмолачивали молотилками. В среднем получали по 6-7 ц пшеницы с гектара.
В колхозах было по 25-30 коров, 15-20 лошадей, приблизительно по 100-150 овец. Учёт труда и оплата за него осуществлялись начислением трудодней, на которые в конце сельскохозяйственного года выдавали колхозникам пшеницу, ячмень, овёс, семечки, т.е. разделу подлежало всё, что производилось в колхозе.
Успешной коллективизации крестьянских хозяйств способствовала машинная техника, которая была сосредоточена в МТС. Уже в 1933 г. в коробейниковской и усть-пристанской МТС насчитывалось 54 трактора, часть из которых использовалась на Вяткинской земле. Внедрение механизации в полевые работы повлекло за собой расширение посевных площадей. В среднем на каждый колхоз в 1937 г. приходилось 1408 га пашни. Больше внимания стало уделяться культуре земледелия.
Шли годы, крепли и богатели колхозы, лучше начинали жить колхозники. Расширялись посевные площади, увеличивалось поголовье скота. Всё больше товаров народного потребления появлялось в магазинах. В селе работала семилетняя школа. Открылся медпункт.
Ко времени перестройки (80-е годы прошлого столетия) с.Вяткино уже играло в районе существенную роль в производстве зерна, молока и мяса.
Сегодня жители села пытаются перейти на так называемую рыночную экономику, хотя многое не получается. Уж слишком сильно в перестроечный период было разрушено сложившееся и отлаженное хозяйство." 
Глава из книги И.С.Алексеева "От села к селу".

 

Просмотров: 10624

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Село Вяткино
12.10.2016
Вяткино
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -