Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Новосибирская областьБаганский районБарабинскБарабинский районБердскБолотнинский районВенгеровский районДоволенский районЗдвинский районИскитимИскитимский районКарасукский районКаргатский районКолыванский районКоченевский районКочковский районКраснозерский районКуйбышевКуйбышевский районКупинский районКыштовский районМаслянинский районМошковский районНовосибирскНовосибирский районОбьОрдынский районСеверный районСузунский районТатарскТатарский районТогучинский районУбинский районУсть-Таркский районЧановский районЧерепановский районЧистоозерный районЧулымский район

История заселения д. Балман

20 сентября 2015

Слово «Балман»- пришло к нам в Сибирь из тюрского и татарского языков. По тюрски - это слово в переводе на русский язык означает медовое озеро. Это значит, что в близи Балмана или на берегах этого озера рос медоносный лес. На татарском языке это слово означает озеро, соединенное какой-то протокой с рекой и в нем водится белая рыба. Самое подходящее для нас татарское название, т.к. озеро действительно в сильные, весенние разливы соединяется речушкой и в нем водится белая рыба, еще и потому, что местные озера, речки и речушки, впадающие в р. Омь - названы татарами и эти названия озер Аккуль, Алабуга, Башкуль, Бергуль, Большой Яргуль, Иткуль и др. в Куйбышевском районе, реки Ича, Бланка, Большая Каинка, Кама и др. в этом же районе сохранились и сейчас. Пока трудно сказать, когда поселись татары на берегу озера Балман, на этом живописном месте между озером и рекой Омь, но это привлекательное место не могло быть не заселенным. Если еще в 1625 году на месте бывших Павловки и Иткуль были поселения по названию Сулбуева и аул Иткуль, расположенных дальше Балмана, то на месте нынешнего Балмана, наверняка жили татары.

Пока не удалось найти подлинные документы о начале заселения Балмана русскими, но по данным архивного управления при Совета Министров СССР, с. Балман является ровесником с. Чумаково и др. старожитейских русских поселений, которым насчитывается примерно 230 лет.

Русских поселенцев привлекало хорошее место для земледелия, животноводства, лес для строительства и отопления, озеро и река давали рыбу, по реке сплавляли лес, рямы и согры, колки, ягоды.

О.А. Миддендорф в своей книге «Бараба» описывает о расположении Барабинских степей и о верховьях реки Оми, по которой он от последней деревушки «Балманка» с целью обследования берегов реки для поселения русских переселенцев на остяцких челноках доплыл до владения р. Ича в Омь и на обратном пути встретил несколько семей остяков, которые прибыли для обмена своей добычи: шкурки мелких пушных зверей, деланные лосиные и оленьи шкуры, деланные шкурки лебедей, несколько мешков сушеной рыбы на нужные им продукты, но зачастую брали продукты у Балманских крестьян в отработку. Летом во время сенокоса остяки отрабатывали крестьянам на сенокосе.

Балманские крестьяне рассказывали Миддендорфу, что остяки работают очень хорошо. Косят ручными литовками здоровее русских. Миддендорф назвал остяков «Сынами природы», - это значит, что добудут - сразу променяют русским, а для пропитания себя - снова на охоту и рыбную ловлю. Запаса продуктов не имели в летнее время.

В это время балманские крестьяне имели уже изрядное количество скота-лошадей и жили в основном безбедно. В зимнее время уезжали в Урман на заготовку красного леса, весной сплавляли для себя на строительство, часть для продажи в Каинск, Мошнино.

Балманские крестьяне занимались земледелием, животноводством и частично побочным заработком. Население постепенно увеличивалось за счет естественного прироста и прибытия новых переселенцев, которые сразу же обзаводились необходимым количеством скота, лошадей, птицей. В связи с тем, что ревизии (перепись) населения производилась редко и только в хорошо доступных населенных пунктах, а по нашей местности данные переписи до 1859 года почти не сохранились, приходится довольствоваться только данными, сохранившимися в госархивах с 1859 года.

К нашему сожалению некоторые труды исследователей Сибири еще не изданы и хранятся в рукописном виде, а к ним доступа нет. В некоторых государственных библиотеках и каталогах значатся нужные книги по нашей местности, а обнаружить их не могут. По данным Новосибирского и Томского госархивов, Ленинградского исторического архива в 1859 году в д. Балман проживало 40 семей и в них 236 человек. В 1893 году в Балмане проживало 65 семей, в них 276 человек. В 1896 году проживало 438 человек, в 1900 году 442 человека.

Крестьяне в 1900 году имели в хозяйствах всего лошадей 409 голов, коров 66 голов, мелкого скота 1085 голов.

Имелось посева:

•         озимой ржи 148 десятин

•         пшеницы                 62 десятины

•         овса                         56 десятин

Если взять для сравнения, то выглядит так:

У Алексея Соколова имелось лошадей - 20, коров - 26, мелкого скота - 40 голов, пашни - 8,5 десятин.

У Дементия Филиппова соответственно лошадей - 15, коров - 25, мелкого скота - 36 голов, посевов - 12 десятин.

Из 70 хозяйств - 15 имели от 10 до 26 коров. По количеству крупного рогатого скота около 10 хозяйств жили выше середняка, а по посеву зерновых культур они не превышали уровня среднего хозяйства. У Капитона Ловцова в семье имелось 12 душ, из них 8 - трудоспособных. У Никиты Адерина из 12 душ - 7 трудоспособных, у Кузьмы Шлюбченко из 12 душ - 6 трудоспособных, следовательно, хозяйства были натуральными, что производили, то и употребляли, за исключением молока и небольшого количества мяса. 30 хозяйств имели уровень жизни ниже середняка, но без коровы не было ни одной семьи, без лошади - 1 семья Александра Аржанникова и они же без посева зерновых культур. Хотя и называли балманских крестьян безбедными, но экономику их нельзя ставить на один уровень. У Карпа Шмакова кроме 2-х коров ничего не было.

Таким образом жил Василий Носов, Михей Шмаков другие. Они вынуждены были батрачить у зажиточных крестьян сами или их дети. Некоторые семьи занимались гончарным производством, кожевенным, пимокатно-кузнечным и др.

В 1911 году в Балмане проживало 86 семей, в них 582 человека, в 1926 году 124 хозяйства, в них 773 человека. В 1911 году в деревне имелось 2 мануфактурных лавки, одна мелкая, а в 1926 году значится сельская школа, изба читальня, маслозавод, мануфактурная лавка.

В ввиду отдаленности Балмана от уездного г. Каинска и очень редкого населения, балманские крестьяне не были ущемлены землей.

В 1893 году за крестьянами было закреплено 5700 десятин земли или на 1 крестьянский двор приходилось более 80 десятин и несмотря на это, в ввиду отсутствия уборочных машин, посевов зерновых культур проводилось очень мало. Все работы выполнялись вручную. На средства прихожан в 1911 году была построена деревянная церковь. Село имело свои устои и обычаи, сложившиеся за время с начала заселения русскими. Дореволюционный Балман ничем не отличался от других русских поселений, сохранялась сплошная безграмотность. Не было избы читальни, клуба, радио. Единственным увлечением молодежи на вечерах были самодельные балалайки, однорядные гармошки. Газеты выписывались очень небольшим количеством хозяйств. Одна небольшая школа на 10-15 человек не могла решить проблему образования населения, а родители с малых лет приучали своих детей работать в хозяйстве.

В Балмане были люди, которые с ненавистью относились к капиталистическому неравенству в экономике, выступали против эксплуатации человека человеком и узнав о Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, была создана партячейка, которой руководил Зонов Филипп Иванович. В октябре месяце 1919 года Филипп Иванович был арестован колчаковцами и в декабре месяце расстрелян. В 1920 году в Балмане установилась Советская власть.

В 1921 году было создана коммуна «КОЛОС», организаторами которой были Носов Григорий Капитонович (председатель коммуны), Носов Василий Михайлович. В коммуну было объединено 6-8 хозяйств осенью 1927 года. В ввиду отсутствия поддержки со стороны руководства и началась коллективизация крестьянских хозяйств, коммуна перестала существовать ком. самостоятельная единица и постепенно влилась в колхоз. Осенью 1929 года в с. Балман прибыли 5 человек из числа двадцатипятитысячников, направленных после демобилизации из 80-го Ленинградского стрелкового полка по коллективизации сельского хозяйства. Один из них Строганов Ефим Иосифович был избран первым председателем колхоза и колхоз был назван именем 80-го Ленинградского стрелкового полка. В 1932 году Строганов был отозван райкомом партии и направлен на другую работу. За два года до 1934 года сменилось несколько председателей. Осенью 1934 года председателем колхоза был избран Гляненко Пантелей Филиппович, который оказался хорошим руководителем колхозного производства.

В 1936 году колхоз приобрел первую грузовую автомашину «Полуторка», а в 1939 году пустил в эксплуатацию электростанцию и в Балмане загорелись лампочки Ильича. Весной 1940 года на полях колхоза появились трактора с прицепными сельхозмашинами из Зоновской МТС.

После Великой Октябрьской Социалистической революции, стала меняться культура села. В деревне появились газеты, особенно «Крестьянская газета», увеличилось число учащихся в начальной школе. В 1935 году начальная школа реорганизована в семилетнюю, а в 1950-х годах - в восьмилетнюю. В 1978 году сдано в эксплуатацию новое, специально построенное за счет колхоза, здание восьмилетней школы, в помещении которой размещен краеведческий музей.

В 1970 году сдано в эксплуатацию типовое помещение сельского Дома культуры. Еще с довоенных лет работает отделение связи, медицинский пункт, библиотека. В новом помещении размещены магазины промышленных товаров и продуктовый. Экономика крестьян значительно поднялась. У абсолютного большинства семей имеются радио, телевизоры, мотоциклы, легковые машины.

С. Балман хорошее. Местами расширяется улица, постепенно строятся, ремонтируются дома, в летнее время регулярно грейдируется улица, а автотрасса Балман-Куйбышев покрыта щебнем.

Большой урон нанесла война 1941-1945 гг. На защиту Родины ушли все трудоспособные мужчины, были мобилизованы на военные заводы девушки и парни подростки. В 1978 году в с. Балман был построен памятник погибшим защитникам Родины, на стеле которого значится 94 фамилии.

Просмотров: 7998

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -