В 1776 году была основана деревня Бергульская в 19 километрах от Каинского форпоста. К тому времени он был уже довольно большим селом, а шесть лет спустя получил статус города, что явилось дополнительным стимулом образования деревни. В Каинске к этому времени проходили ярмарки, где можно было продать свою продукцию или купить что-то для бытовых нужд. Это являлось одной из основ поселения вблизи такого крупного города, находившегося на пересечении важнейших путей сообщения - Московского тракта и реки Омь, которая также являлась значимой транспортной артерией.
Для обживания люди выбрали место на берегу озера, носившего название Бергуль. На татарском слово «бергуль» означает «берег озера» (бер - берег, гуль - озеро); на языке тюрков, казахов, ранее населявших Сибирь, бергуль имеет схожее значение - «одинокое озеро» (бер - одинокое, гуль - озеро).
Место было облюбовано первыми поселенцами Сибири не без основания. Предполагаемое селение должно было расположиться на высоком месте, между двух больших пресных озер, у дороги, идущей из Каинска на север и рассекающей большую красивую березовую рощу. В округе на расстоянии 1-2 километров были прекрасные луга, где буйно росли травы, а дальше были черноземные пахотные земли, росли березовые и осиновые леса, пригодные для строительства жилья и обустройства усадеб. В низких местах рос тальник, в колках - смородина, летом в лесах множество грибов: белый гриб, груздь, подберезовик, подосиновик и другие. В лесах водилось много мелкого и крупного зверя и птицы. Луга по-прежнему являются прекрасными пастбищами для скота летом, и служат для заготовки сена на зимний период.
Такое прекрасное расположение и сочетание лугов и пахотной земли дало возможность первым переселенцам сразу же начать заниматься хлебопашеством и скотоводством.
В озерах Бергуль и Кайлы, несмотря на их незначительную глубину, всегда водился карась и большое количество водоплавающей птицы, что позволяло первопоселенцам кормиться добытым зверем и не голодать первое время.
Давно уже ушли из жизни и памяти первые поколения жителей села Бергуль. Нет почти ничего и в архивах о жизни первых поселенцев нашего села. С огромным трудом, по крупицам мне удается кое-что собрать и записать о бергульцах, так как до сих пор нигде о Бергуле и о жизни местных жителей написано не было.
Старожилы деревни: Фрол Емельянович Легачев, Павел Михеевич Конев, Анастасия Осиповна Бобина - моя бабушка мать отца – рассказывали: первоначально заселение села Бергуль начиналось с южной стороны озера. На том месте до сих пор можно найти следы поселения людей. Но позже поселенцы стали покидать те места и переселяться на северную сторону озера Бергуль, где впоследствии и образовалось большое село Бергуль, где оно стоит, и по сей день. На южном же берегу остались лишь следы - небольшие ямки, заросшие бурьяном, говорящие о том, что на месте углублений когда-то были жилища, строения.
На юго-восток от озера Бергуль в трех километрах (по зимнему пути; летняя дорога была длиной в 8 километров) находится поселение барабинских татар Аул-Бергуль, основанное в 1676 году на берегу озера Яргуль. На тюркском «яргуль» означает озеро с крутым берегом (яр - крутой берег, гуль - озеро).
В Барабу ехали переселенцы из Воронежской, Смоленской, Курской, Там бовской, Орловской, Калужской и других губерний. «Все они, - заметил побывавший в Барабе в 1878 году путешественник Н М Ядринцев, - обустроились и живут безбедно, хотя многим это стоило немало трудов».
Бергуль же, я полагаю, образовали крестьяне, прибывшие из Воронежской губернии. Воронежская губерния находится, как нам известно, между рекой Дон и ее притоком речки Чалая. Переселенцы, ехавшие с тех мест в Сибирь, называли себя «чалдонами». Об этом писалось в исторических книгах, но в официальных словарях такого толкования нет. Поэтому в толковом словаре Владимира Даля сказано «чалдон - это бродяга, беглый, варнак» и так далее. Вызывает большое сомнение в правильности толкования слова «чалдон». Чалдоны были не только в Бергуле. Они были и в Горбуново, Булатово, Кузнецово и других населенных пунктах Каинского уезда того времени.
Коренные барабинцы (татары) без сопротивления встречали новых соседей и легко входили в новый уклад жизни. Между пришлыми русскими и местными татарами установились тесные экономические и культурные отношения. Русские и татары вместе ходили на охоту, дружили. Русские учились татарскому языку, татары - русскому. Татары переняли у русских многие ремесла, начали использовать сани и телеги, а русские научились татарским методам охоты и рыбной ловли, пользовались лодками и лыжами (чангами) местных татар. В зимнее время для передвижения по глубокому снегу использовались широкие лыжи, подшитые шкурками и мехом. Соседи делились друг с другом секретами выживания в неурожайные засушливые годы. Браки между русскими и татарами были нередки.
Трудолюбивые крестьянские руки любовно обихаживали ставшую родной землю, людские сердца навсегда прикипали к роскошным лесам, озерам, богатым рыбой, к живой зелени луговых степей, густо одетых березовыми рощами. В семьях хлебопашцев подрастали дети и внуки. Так осуществлялось первоначальное освоение благодатного края, ставшего скоро важнейшей житницей всей Западной Сибири. Хозяевами деревенских усадеб становились уже внуки первопоселенцев. Для них этот благодатный край был Родиной, отчим краем, родной землей.
Позже в селе Бергульском Каинского округа Томской губернии, где было немало переселенцев, была построена Христорождественская церковь, работавшая в полном объеме. Это свидетельствовало о силе духа, уверенности новопоселенцев в будущем процветании на новом месте, социальной организованности новоселов.
С церковью связано распространение грамоты. Грамотные церковные служители по просьбе крестьян обучали их детей на дому еще до открытия школ. В соответствии с Указом Священного Синода от 13 июня 1884 года начали создаваться первые церковно-приходские школы.
При Александре III начиная с 1887 года в России шла большая работа по внедрению начального образования Упор был сделан на церковно-приходские школы. Приходское духовенство по совместительству занялось учительством в массовом порядке, детей знакомили не только с основами христианского учения, но также учили читать, писать и считать.
В начале 1896 года в селе Бергульском была открыта школа грамоты. В 1898 году она была переименована в церковно-приходскую, в которой обучалось мальчиков - 30, девочек - 6. Первым учителем церковно-приходской школы был Матвей Леонтьевич Кривошеин, назначенный Томской Духовной Семинарией, а законоучителем в ней состоял местный священник Петр Гирсамов. Учитель получал жалованные от Епархиального училищного совета 12 рублей и от общества 5 рублей в месяц. Школа помещалась в наемном доме, весьма неудобном. В 1899 году Каинским отделением Епархиального училищного совета куплен дом за 180 рублей на школьное помещение.
Священнику Петру Ивановичу Гирсамову удалось укомплектовать школу учителями, учебниками и построить здание под школу. Школа была построена на церковной земле и застрахована на 1000 рублей. Школа состояла под попечительством крестьянина села Бергульского Бориса Чепурина и находилась под покровительством церкви, священник Петр Гирсамов много времени и внимания уделял работе в школе.
В 1915 году в школе окончили полный курс, со свидетельством о знании курса двухклассной школы: мальчиков - 24, девочек - 26, одноклассной школы: мальчиков - 26, девочек - 27. Отказов в приеме в школу не было.
Школа стала неотъемлемой частью жизни села. В 30-х годах она размещалась в трех домах, находящихся друг от друга на расстоянии километра. Вместимость их была очень мала. Строительство Бергульской школы было намечено на 1941 год. Но в связи с началом Великой Отечественной войны строительство школы в Бергуле так и не было начато, Оно не было начато и после войны. С истечением времени жителей в Бергуле стало резко уменьшаться, следовательно, уменьшилось и количество детей. В 1954 году семилетнюю школу в Бергуле перевели на начальную, 4-классную. В начале 70-х годов была построена школа на 2 класса из материала бывшей церкви, которая была разобрана. В настоящее время учащихся возят в школу в Аул-Бергуль.
В кн.: ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Памятник воинам с. Бергуль Куйбышевского района Новосибирской области,
павшим на фронтах Великой Отечественной 1941-1945 гг. Фотоальбом.
Автор-составитель Александр Иванович Бобин.
Новосибирское книжное издательство, 2009 г.
Комментарии