Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Новосибирская областьБаганский районБарабинскБарабинский районБердскБолотнинский районВенгеровский районДоволенский районЗдвинский районИскитимИскитимский районКарасукский районКаргатский районКолыванский районКоченевский районКочковский районКраснозерский районКуйбышевКуйбышевский районКупинский районКыштовский районМаслянинский районМошковский районНовосибирскНовосибирский районОбьОрдынский районСеверный районСузунский районТатарскТатарский районТогучинский районУбинский районУсть-Таркский районЧановский районЧерепановский районЧистоозерный районЧулымский район

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ПОСЕЛЕНИЯ: село КАМА.

7 сентября 2015
ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ПОСЕЛЕНИЯ: село КАМА.

 

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ПОСЕЛЕНИЯ: село КАМА.


Как указывает летопись, с 1700 года началась колонизация Барабинской степи. Для этого использовалась даровая сила ссыльных. Это они прокладывали дороги на север от Московского тракта, гатили болота, копали канавы и, выбрав повыше место, оседали на постоянное жительство как «ссыльные пашенные крестьяне». Но и оседлость давалась пришельцам нелегко. Местные жители — татары, камасинцы, эвенки и другие сибирские народности зачастую не уступали своих земель русским для пашен и огородов, хотя сами ничем, кроме охоты и рыбной ловли, не занимались.
Возникновение села Камы, как русского поселка, относится к 1768 году, когда из Каинска на север была направлена группа ссыльных угличан. В числе их были главы семейств Чистяк, Добрыга, Показ и другие. Был им дан наказ "осесть на пашню государеву на реке Выдренной».
Выдра по-татарски Кама. В давние времена изобиловала эта река рыбой и зверем, за что и получила свое название. Стали угличские мужики ловить рыбу и зверя, корчевать лес и пахать земли. От первых поселенцев пошли фамилии Чистяковы, Добрыгины, Обласовы, Показановы. Не раз приходилось схватываться им в кровавых сечах с богатым и надменным родичем царевича Маметкула — Туруханом. Как память о тех далеких временах, живет в народе название гривы за селом по дороге на Коноваловку. Зовется эта грива Туруханом.
 

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СИЛЫ


Ко времени начала первой империалистической войны Кама стала большим волостным селом с глубоким классовым расслоением населения. Жили здесь зажиточные крестьяне - владельцы сотен голов скота, жили здесь и бедняки, был и небольшой процент ссыльных. И когда в 1917 году было свергнуто царское самодержавие, основная масса жителей села безоговорочно встала на сторону революции.
Солдаты-большевики, пришедшие с фронта, взяли власть в свои руки.
Первым председателем волревкома был избран камский крестьянин-середняк Кузьма Филиппович Обласов, секретарем волревкома стал сын ссыльного большевика Николай Щеглов. Солдат-большевик Артемий Пуртов был избран членом волревкома, Демид Мальцев - председателем военно-революционного Совета, Антон Бобров, Яков Акулов, Амплей Поляченко - членами волревкома.
Они - волревкомовцы и их товарищи - солдаты революции неукоснительно проводили в жизнь ленинские декреты, укрепляли революционную власть на местах. Когда вспыхнуло в Сибири колчаковское восстание, большевики села Камы создали свой партизанский отряд, которым командовал первый военный комендант станции Омск (после революции) полный Георгиевский кавалер, житель Камы Павел Осипович Показанов.
Солдат-большевик Павел Родионович Добрыгин стал начальником штаба партизанского отряда Стародубцева.
Всех их, первых строителей и защитников Советской власти, выдал белогвардейским карателям камский поп Нестеровский. Погибли они смертью храбрых на боевом посту, завещав живым свою славу и свое дело.
Павел Осипович Показанов, передавая перед расстрелом свою офицерскую фуражку жене, сказал следующие слова:
— Голова, носившая эту фуражку, погибает не даром. Не плачьте обо мне. Дело, за которое мы погибаем, будет жить. Его продолжат наши товарищи...
Каминцы свято чтут память героев революции. В ограде клуба стоит обелиск с красной звездой. Это памятник героям гражданской войны, первым коммунистам села Камы. Но немеркнущей вечной памятью им, отдавшим жизнь за счастье народа, является повседневный сегодняшний труд членов колхоза, все добрые дела за пятьдесят лет.

ТЖ 01.11.1967

Просмотров: 6980

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -