Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

«Юность, опаленная войной…»

 «Юность, опаленная войной…»

Что знают современные дети о тяготах военных и послевоенных лет? Какие ценности диктует общество современному подростку? К сожалению, наше поколение  оторвано от своих корней, не помнит историю своей Родины, не обучено гордиться ею. И это – не наша вина, а наша беда.

У каждого из нас в жизни должна быть встреча с человеком, которая невидимым светом озарит долгие-долгие годы, которая наложит отпечаток на все твои мысли и поступки. Я благодарен судьбе, что она подарила мне такую встречу. И сегодня я хочу рассказать вам о человеке уникальной судьбы, труженике тыла – Полотиной Таисии Семеновне.

Несколько лет назад я пришел  работать в Совет музея  истории школы № 127, ныне – гимназии № 14 «Университетская». Собирая информацию о ветеранах школы № 127, я впервые пришел в гости к Таисии Семеновне. С этих пор – она мой лучший друг, наставник и учитель. Она пережила войну, голод и лишения послевоенных лет, но сумела сохранить детский задор в глазах, оптимизм,  неземную доброту и любовь к людям.

«Плохих людей не бывает, есть люди, которых не поняли в этой жизни», - часто с улыбкой повторяет Таисия Семеновна.

Она родилась 10 июля 1928 года в деревне Мальково, Купинского района Новосибирской области.

В войну семья переехала в совхоз Лузино, Омской области. У родителей было 8 детей, поэтому с 12 лет пришлось работать. В настоящее время Таисия Семеновна имеет медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Полотина ТаисьяСеменовна. 1952 год

 Детям войны, наравне с взрослыми, приходилось испытывать на себе все тяготы того времени. С 1 мая по 1 октября маленькая Тося работала и на комбайне (вилами поправляла копны), и на сенокосилке, и на волокушах (на быках тащили копну к скирде). Конечно, очень сильно пострадало здоровье, но в то время умели работать, не думая о себе. Даже дети отдавали все заработанные деньги фронту и сумели собрать на танк. И это в то время, когда в Омске можно было купить картошку, муку, сахар.

Зимой  Тося и училась, и работала. Работать приходилось, так как дети по карточке получали 100 граммов  хлеба, а служащим полагалось 400. Поэтому зимой она была и секретарем, и школьным библиотекарем.

Учиться приходилось в невероятно сложных условиях. Книг не было, учебников не было. Тетрадей, бумаги тоже не было. Из библиотеки ученикам выдавали старые списанные книги, на них и писали. Писали и на полях газет. Чернила делали из свеклы или из сажи. Каждому ребенку полагался в день лишь маленький кусочек хлеба. Кроме него мама давала дочери еще две картошинки, которые она съедала вместе с кожурой.

Сырую картофелину разрезали на несколько частей, грели на печке (без масла) – это и был обед для подростка, который и работал, и учился. И теперь, когда мои одноклассники  жалуются, что родители не могут им купить новый компьютер или сотовый телефон – в моей памяти всегда всплывает этот горестный рассказ Таисии Семеновны.

Зимой было очень холодно. Утром вода в стакане, в ведре замерзала. Чтобы хоть как-нибудь обогреть школу, после уроков все шли на заготовку дров. Теплой одежды тоже не было, и маленьким лесорубам после работы приходилось долго согреваться возле большой, но нежаркой печки.

В 1944 году Таисия Семеновна окончила 9 классов, и переехала в село Десподзуновка, Омской области. Пошла работать в местную школу учительницей начальных классов (тогда не требовалось специального образования). Одновременно заочно училась в педагогическом техникуме. Всего в школе было 45 человек (только начальная школа). Четыре класса и три учителя. В классе Таисии Семеновны училось 12 детей. Переростки, даже ровесники. Всем учителям тогда в качестве зарплаты полагалось 8 килограммов муки.

По тем временам целое богатство. Тем не менее, ее не хватало. Когда пекли хлеб, добавляли туда картошку, тертую вместе со шкуркой, а дрожжи делали из хмеля.

Какие же качества нашего народа помогли одолеть врага? Я рассказал Вам лишь эпизод из жизни маленькой Тоси Полотиной. Невольно возникает вопрос – а сможем ли мы сейчас в подобных условиях думать не о себе, а о своем народе? Я не знаю ответа на этот вопрос…

Когда Тося подросла, а война уже закончилась, это тяжелое время не оставило ее. В послевоенные десятилетия страна жила думами о войне, о подвиге народа, на примере героев той войны воспитывались целые поколения.

С 1952 года Таисия Семеновна Полотина работает вожатой в пионерском лагере «Артек».

В послевоенные годы зимой  в «Артеке» поправляли свое здоровье дети-инвалиды, больные или раненые. Смена длилась ровно одну четверть. Дети там отдыхали, лечились и, параллельно с этим, учились. Летом же «Артек» собирал детей со всего мира. Это был образцово-показательный детский лагерь советской эпохи.

Таисию Семеновну поставили работать вожатой в первый советский отряд. В летнюю смену приезжали отдыхать ребята из Китая, Франции, Греции, Германии, Италии, Польши, США и других стран. И наши советские ребята просто обязаны были быть лучшими, так как речь шла о репутации страны. Поэтому в советский отряд собирались лучшие таланты во всей страны. Юные спортсмены, художники, артисты – все направления должны были быть представлены в рамках одного отряда. И советские ребята были лучшими!

Евдокия Тимофеевна Дубинина, мама пионера-героя Володи Дубинина в гостях у артековцев.

В «Артек» часто приезжали многие знаменитые люди. Приезжал герой Советского Союза Маресьев, о котором Борис Полевой напишет «Книгу о настоящем человеке».  Постоянно отдыхали в Артеке и встречались с ребятами мама Зои Космодемьянской, приезжали мамы  Володи Дубинина, Олега Кошевого и других юных героев, погибших в войну. Запомнился ребятам из первого отряда приезд девочки Риммы из Ленинграда.

Во время войны она попала в оккупацию и фашисты били ее за то, что она отказалась снимать пионерский галстук.  

Запомнилась ребятам  и экскурсия на самый большой теплоход Черноморского флота  того времени – «Россия». Это был персональный гитлеровский корабль, захваченный во время войны. Там был бассейн с настоящим пляжем, фонтан, музыкальный салон с белым роялем, кинотеатр. Капитан этого гигантского корабля Манн водил артековцев  по всем палубам и лично показывал его ребятам.

Многое можно было бы рассказать об артековской дружбе.

Рассказать о том, как, встречаясь через 20 лет, плакали от радости. Как ездили на встречи друг с другом. Можно было бы рассказать о мальчике Алексуткине Вите, который называл свою вожатую мамой (его родную маму расстреляли фашисты),  и после «Артека» много лет он искал Таисию Семеновну. В своем письме, написанном ей через 15 лет, он по-прежнему называл ее мамой.

Прощание после каждой смены было бурным. Казалось, что вся душа оставалась с этими детьми. Да и дети плакали, стучали в окошко автобуса. Но наступала следующая смена, приезжали новые дети,  и все начиналось заново…

Таисия Семеновна обладает редким педагогическим даром раскрыть любой талант своего ученика. Танцевать или петь, читать стихи или рисовать. Что-то особенное мог делать каждый ученик!

И сейчас среди бывших ее учеников очень многие выбрали творческую профессию. Артисты и поэты, журналисты и музыканты. Но даже если они не выбрали своей профессией творчество – все равно в памяти у них осталась встреча с этим уникальным человеком.

Наш народ пережил страшную войну. Три моих прадеда воевали, но волею судеб остались живы, и всем моим прабабушкам суждено было остаться женами, а не стать вдовами.  Моя бабушка  еще ребенком прошла фашистские концлагеря, а с 1945 года воспитывалась в детском доме. У нее никогда не было семьи! И в этом виновата война! Мой прадедушка пережил блокаду Ленинграда. До самой своей смерти, даже в самое сытое время, он во всех своих шкафах хранил продукты питания (консервы, сахар, крупу).

  Я даже не пытаюсь рассказать своим одноклассникам об этом. Они все равно не поймут. К сожалению, не в каждой семье бережно хранится ее история. Но я никогда не забуду рассказы моей мамы!

Мои предки  много успели рассказать моей маме о той войне, а она передала эти воспоминания мне. Пока в нашем народе жива преемственность этих рассказов о том времени – он будет жить! Ибо «Тот, кто помнит прошлое – достоин  будущего!»

Просмотров: 2405

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -