Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

История основания Малокударинской Покровской церкви

4 апреля 2014

Памятные исторические события, связанные
 с историей населенного пункта.

Одним из таких важных событий является основание церкви.
Иркутская Епархиальная ведомость 11 декабря 1876 г №50 Летопись Верхнеудинского округа. Урлукской волости, Малокударинской Покровской церкви составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям.
1876 году 1 июля исполнилось 50 лет со времени освещения Малокударинской церкви, что и побудило познакомиться с причинами и последующей судьбою до настоящего времени.
Памятная книжка Забайкальской области. Календарь на 1897 г. стр. 110.
18) Верхнее Кударинская – покровская, построена в 1816 году, деревянная, священник Симеон Афанасьев. Рещиков, диакон Тим. Симеон Рещиков, старосты: кр-не: Петр Андр, Грудинин, Парфен Дмитр. Серебренников, приписн. Церковь Дунгуйская Свято Духовская, постр. 1884 г. деревян.
Священники:
1. Игнатий Правоверов- первый иерей, служил с января 1827 г. по 10 февраля 1834 г., затем уехал на служение в Камчатскую с семейством.
2. Николай Алексеевич Рубцов- служил с 4 сентября 1836 г. по 1838 г.
3. Иоанн Секистин – служил с 19 января 1839 г. до 19 июля 1859 г., в 1870-х гг. иеромонах ИННОКЕНТИЙ Чикойского Иоанно- Предтеченского монастыря.
4. Александр Яковлев Гаряев- служил с 19 июля 1859 г. до своей смерти 29 апреля 1865 г.
5. Алесандр Васильев Кондаков- служил с 24 мая 1867 г. до своей смерти 21 августа 1871 г.
6. Михаил Афанасьев Рещиков – служил с 21 декабря 1872 г по 13 августа  1879 г.
7. Петр Лахин- служил в 1880-х гг., скончался в 1890-х гг.
8. Симеон Афанасьев Рещиков- служил до 10 августа 1902 г.
9. Иоанн Кулешов- служил с 16 октября 1902 г.
10. Дмитрий Андреев Солдатов- служил с 1903 г по 10 сентября 1904 г.
11. Василий Иоаннов Ерженин – служил с 20 сентября 1904 г. по 1910-е гг.
12. Леонид Горбунов- служил на должности псаломщика в 1910-е г.
13. Дмитрий Петров Тяжелов- служил с 1911 г. по 13 декабря 1912 г.
14. Федор Стрекаловский- служил с марта 1913 г.
               Иркутские епархиальные ведомости.
                      Сентябрь 1879 г. №35
               Епархиальные распоряжения.
                                 Стр. 266.
Священник Мало-Кударинской церкви Михаил Рещиков согласно его телеграмме, поданной от 12 августа с. г., резолюцию Иркутского архипастыря, последовавшего от 13 числа августа, перемещен к Усть-Кяхтинской церкви.
                              Иркутская
                       11 декабря 1876 г.
                                  №50
                       Епархиальная ведомость
Летопись Верхнеудинского округа, Урлукской волости, Малокударинской Покровской церкви составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям.
В 1876 году 1 июля исполнилось 50 лет со времени освящения Малокударинской церкви, что и побудило познакомиться с причинами основания и последующею судьбою до настоящего времени.
С. Малая Кудара или Верхяя Кудара стоит в горах, на реке Кудара, в 60 верстах от впадения в реку Чикой и названа по реке прибавлением Малая или Верхняя отличие от Кудары казачьей станицы, стоящей на берегу Чикоя при впадении в него реки Кудары, которая носит название Большой или Нижней.
Между туземцами-же, бурятами М-Кударинской церкви и остающихся прихожан, которым не хотелось отпустить от себя помощников в постройке. Узнав о том, что кударяне подали прошение о разрешении выстроить церковь, принимавшей деятельное участие в постройке Большекударинской церкви не хотят участвовать в постройке тамошняго храма, отзываясь тем, что свою церковь сами едва ли будут в состоянии а о поддержании ея и содержании причта и говорить нечего, в виду чего и предупредили Преосвященного не давать кударянам дозволения строить церковь, если они действительно решатся просить об этом. Ждали, ждали кударяне ответа на свое прошение и не могли дождаться. Между тем Благочинный представил прошение и приговор малокударинских крестьян только в следующим 1823 г феврале месяце. В то время жил в Кяхте купец Николай Матвеевич Игумнов, усердный чтитель храмов Божьих и щедрый жертвователь на их украшение. Он также принял участие в постройке храма в Малой Кударе и вошел в затруднительное положение усердствующих к нему. Чтобы доставить кударянам возможность скорее начать постройку он посоветовал: более опытным из стариков лично съездить в Иркутск к Преосвященному, что и было принято.Составлено новое прошение, и просители помолившись Господу Богу и Его Пречистой Матери, отправились в путь зимой в начале 1824 г или конец 1824г. напутствовали: Павел Тайшихин и Иван Красиков. По приезду в Иркутск, они явились к Преосвященному, который милостиво принял их, и подали прошение.
Но Преосвященный, предубежденный в несостоятельности просителей содержать причт и церковь, не иначе обещал разрешить постройку церкви, как по надлежащим удостоверении в противном о чем сделать дознание и предписано было Троицкосавскому духовному правлению. К тому же дворов и душ муж пола было не достаточно для того, чтоб можно было открыть самостоятельный приход, именно дворов было только 67 и душ  мужского пола 214. Просители дали с себя подписку, которой обязывались: по постройке церкви внести на свечи 200 рублей серебром и затем ежегодно до образования значительной кошельковой суммы вносить по 150 р.с…, что и исполнилось до конца 40-х годов. Таким образом, когда было обеспечено содержание церкви и причта, разрешение состоялось 14 мая 1826 г.
Радостно встретили кударяне весть, что давно желанное разрешение дано. Работы закипели, как будто старались возвратить потерянное на переписку время. В год храм был готов к освящению и в 1826 году 10 (1) июля кударяне торжествовали освящение.
                                        

№51
Выписка из ведомости по Иркутской епархии Николай Матвеевич Игумнов пожертвовал 3 колокола:
              1. в 3 пуда, 25 фунтов.
              2. 2.1 пуд, 3 фунта
              3. 3---25 фунтов.
Церковь деревянная, однопрестольная, длиною на 9 саженях, шириною 3, 3 саженя. Освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В начале церковь была очень недостаточна и утварью и ризницею. Теплота до 1869 года подавалась чайной чашкой. В 1859 году Кяхтинским купцом Немчиновым Я.А. пожертвован колокол в 13 пудов самый большой в настоящее время по церковной колокольни. Кяхтинским же купцом И.П.Новиковым священническое облачение из золотой парчи бывшее почти единственным в церковной ризнице до 1873 г. пожалуй, с первого раза, странным покажется почему к новостроенной церкви командируются для служения священник из Куналея, а не из Кудары Большой в приход, которой прежде стояла Кудара Малая и которая ближе по расстоянию и удобнее по сообщению; а тем более не из Урлака, отстоящего только в 25 верстах. В Кударе Большой в это время был один священник Кузнецов, не всегда исправный и по своему приходу. В Урлаке и всегда один священник полагался, а приход огромный. В Куналее же в это время было 2 священника. Вот один из них и определяется на время сюда.
                           Забайкальская
                    Епархиальная ведомость
                    Выходят два раза в месяц
                                   №1
                            1-го января
                                Чита
                      Проводы пастыря (стр.14)
В селе Малая Кудара 18 июля с.г., утром стал собираться народ к дому священника отца Василия Ерженина, который сегодня должен выехать к месту своего нового служения в г. Троицкосавск третьим священником к собору. Народ стекался не только живший в Малой Кударе, но и из окрестных деревень, а именно: Уладуя, Ашуна, Дунгуя, Жарниковой и др.
Прихожане ехали и шли проводить своего пастыря. Картина для постороннего человека казалась действительно необычной, потому, что не смотря на горячее рабочее время, когда дорог каждый день, народ толпами шел, чтобы проститься с батюшкой, услышать от своего пастыря последнее наставление и взять от него благословение. К 8 часам утра в церковной ограде и в доме священника собралась масса народа. В 8 часов батюшка о. Василий пошел с народом в церковь отслужить напутственный молебен. Во время служения молебна в народе слышались рыдания и сам о.Василий не мог удержать своих слез. Видно было, что прихожанам тяжело было расставаться со своим пастырем. После молебна народ со своим пастырем отправились обратно в дом священника, перед тем как садиться в экипаж о.Василию была поднесена икона Покрова Пресвятые Богородицы и адрес от всего прихода, в котором прихожане благодарили своего батюшку за все труды, которые понес о.Василий на улучшение своего прихода и на создание  новой школы. Уехал о.В.Ерженин, но память о нем и по сих пор живет в народе.
Действительно о.Василий был пастырем добрым, а не наемником. Он прекрасно изучил быт простого народа, был настолько близок к нему, что каждый прихожанин видел в нем своего пастыря, доброго друга и советника и двери дома о.Василия были открыты для каждого просителя во всякое время. Дай Бог побольше таких батюшек и только тогда будут всходить посеянныя добрыя семена в сердцах народа! Можно бы написать побольше, но я остановлюсь на этом. Дай Бог ему на новом месте подвизаться также и заслужить любовь в народе.

Просмотров: 4849

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -