Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Новосибирская областьБаганский районБарабинскБарабинский районБердскБолотнинский районВенгеровский районДоволенский районЗдвинский районИскитимИскитимский районКарасукский районКаргатский районКолыванский районКоченевский районКочковский районКраснозерский районКуйбышевКуйбышевский районКупинский районКыштовский районМаслянинский районМошковский районНовосибирскНовосибирский районОбьОрдынский районСеверный районСузунский районТатарскТатарский районТогучинский районУбинский районУсть-Таркский районЧановский районЧерепановский районЧистоозерный районЧулымский район

И соединилось разделенное, и стали части одним целым

7 февраля 2014
И соединилось разделенное, и стали части одним целым


.07.2012

В селе Волчанка Новосибирской области впервые за последние 75 лет состоялся крестный ход …

14 июля 2012 года в селе Волчанка Доволенского района, что в трехстах километрах от Новосибирска, впервые за последние 75 лет прошел крестный ход.

Эта новость многим может показаться мелкой, не стоящей того, чтобы о ней упоминать широко. Но  так кажется только на первый взгляд. Пять лет тому назад село уже получило печальную известность благодаря региональным и российским СМИ - тогда возле него было обнаружено захоронение 18-ти зверски убитых в 20-30-е годы людей, предположительно, священнослужителей. В газете «Новосибирский епархиальный вестник» за октябрь 2007 года посвященная этому событию статья называлась «Свет жертвенной любви»  

 

***

Доволенский район - самый южный в Барабинской зоне Новосибирской области. На территории 4,4 тысячи кв. км расположено 27 населенных пунктов, в которых проживает 22,1 тысячи человек. В самой Волчанке на сегодняшний день около четырехсот жителей. Еще совсем недавно, всего пару десятков лет тому назад, это было процветающее село с населением более 5 тысяч человек. Впрочем, оставим статистику и вспомним события лета 2007-го года.

В начале июня к жительнице Волчанки Ларисе Владимировне Шифелбен, приехавшей на службу в доволенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, подошла незнакомая женщина. Она спросила, правда ли, что в 30-е годы в их селе убивали священников. Лариса Владимировна никогда об этом не слышала и, вернувшись домой, первым делом позвонила подруге. Та разрыдалась прямо в трубку: «Да, это правда...» Так был нарушен негласный обет молчания, который хранился волчанцами на протяжении всего советского периода  истории села.

Оказалось, что о той давней трагедии знали многие. Кто-то слышал от родных туманные намеки на какие-то массовые казни «попов», кто-то, как, например, Иван Григорьевич Долженко, помнил, что в детстве бабушка летом брала его на крестные ходы - местные старухи с иконами ежегодно ходили за поскотину «проведовать» убиенных «попов» - просить у них прощения за совершенный грех и... дождя. Причем, по словам Ивана Григорьевича, после их молитвы всегда шел дождь. А Василий Александрович Бовкун удостоился сомнительной «чести» услышать о происходившем в те смутные годы непосредственно от самого участника казней - местного конюха Митрохи Ширина.

(Правда, как сейчас выясняется, случилось это намного раньше запавшего всем в память 37-го года. По некоторым данным, убийства были совершены в 1919 году, в период колчаковщины. Но об этом позже.)

Все эти сведения мы со священником доволенского храма Андреем Гусевым узнали, когда по благословению Владыки Тихона опрашивали жителей Волчанки и окрестных сел. Помню тягостное впечатление, оставляемое каждый раз этими беседами: люди как будто боялись говорить о злодеянии, что-то словно сковывало их язык, заставляло сдерживаться, недоговаривать. Мы выходили с отцом Андреем от них с тяжелым чувством: «Чего они боятся? Уж столько лет прошло...» - недоумевала я. «Вы не знаете деревенской жизни, - отвечал батюшка. - Этот страх, который тогда пережили их близкие, так глубок, что ушел уже в подсознание. Да и вообще отношение к священникам здесь не такое, как в других селах».

Он рассказывал дикие, на мой «городской» взгляд, вещи: например, несмотря на то, что служил к тому времени в Довольном уже десять лет, он так и не смог ни с кем сойтись близко. Люди сторонились священника, ребятишки кричали ему вслед: «Вон мужик в юбке идет!» Когда он заходил к кому-нибудь в дом, хозяин пожимал ему руку (о том, чтобы взять благословение, и речи не шло!) и говорил жене: «Дай стул, человек пришел!» - не «батюшка», не «отец Андрей» - просто некий безликий «человек»...

Конечно, кто-то, может быть, скажет, «сам виноват, не смог заслужить симпатию сельчан». Но хорошо ему рассуждать, сидя в городе (особенно в крупном), в окружении прихожан, которые давно поняли, что времена официальных гонений на Русскую Православную Церковь прошли, которые видят, что главные лица страны и области или края уважительно относятся к священнослужителям, чтут церковные праздники, стоят в храме со свечкой.  Как бы к этому «стоянию» ни относились - с одобрением, усмешкой или презрением, - оно знаковое, для простых людей оно означает своего рода разрешение на общение с «попами» (я имею в виду отношение к ним нецерковных, чисто светских по духу людей).

В селе народ более консервативный, больше придерживается традиций - когда-то это были традиции православные, потом - советские, атеистические. Быстро перестраиваться, менять свои взгляды и убеждения, подлаживаясь под сиюминутную конъюнктуру - это не для сельчан. Но есть еще одна причина, по которой служение отца Андрея здесь можно сравнить с ежедневным, ежечасным подвигом исповедничества.

За помощь церкви, за приобщение к ее святыням местных жителей зачастую ждет жестокое наказание. От кого - судите сами.

Предпринимательница из села Довольное решила помочь батюшке в организации пекарни при храме. Ее бизнес, совместный с мужем, был процветающим, денег хватало, так почему не стать благотворительницей? Но, спустя некоторое время, она вдруг потеряла все - бизнес лопнул, муж выгнал ее из дома, сам запил, словом - полный крах. Скажете, случайность? Тогда вот еще примеры.

Бабулька в платочке с любопытством заглянула в открытую дверь пекарни, откуда тянуло вкусным хлебным духом:

- А что это, девоньки, вы тут делаете?

- А мы, бабушка, с молитвой хлеб печем!

Бабушка закатила глаза и упала в обморок.

Одна из работниц церковной пекарни вернулась домой со свежеиспеченной буханкой хлеба. Ее муж сидел за столом с бутылкой:

- Что это у тебя?

-Хлеб, наш, церковный.

- Давай сюда, закуской будет.

После того, как мужик поел освященного хлеба, его губы раздуло так, что он не мог говорить. И по селу разнеслось: «Церковный хлеб порченный, от него плохо становится!» В магазине его перестали брать, директор местной школы тоже отказался кормить детей «испорченным» хлебом. В результате батюшке пришлось возить ароматный, вкуснейший, испеченный по классическим рецептам - на опаре - хлеб в другие села. Впрочем, недолго... В один из дней он вернулся в пекарню и обнаружил, что икона Божией Матери, висевшая в помещении, вся истыкана ножом. Кто совершил это кощунство, он так и не узнал, но работниц пришлось уволить, а пекарню закрыть.

Отчего так происходит?

Объяснение лежит, что называется, на поверхности. По словам местных жителей, именно Довольное и Волчанка была центром антицерковной деятельности большевиков. Именно сюда свозили из окрестных сел священнослужителей, здесь их казнили, и это не могло не наложить свой отпечаток на общую духовную атмосферу.

В сентябре 2007-го года, спустя почти 90 лет после трагедии, не только у меня, но и у других новосибирцев, приехавших на церемонию перезахоронения найденных останков в парке Победы села Довольное, было чувство, что у этих милых, отзывчивых людей, активно помогавших нам в сборе информации и увековечивании памяти убиенных за Христа мучеников, душа была будто бы опалена. Словно тот, давний всеиспепеляющий пожар гражданской войны и последующих репрессий так глубоко обуглил душу сибирского крестьянства, что понадобились многие и многие десятилетия, чтобы она начала оживать.

Ведь не случайно Промыслом Божиим тайна Волчанки было до времени скрыта - вначале в осиновом колке, где зарастали высокой травой чуть заметные углубления в залитой кровью невинных земле. Затем, когда осины сгнили так, что от леска не осталось даже следа, и свидетели казней отошли в мир иной, милосердная память набросила покров забывчивости на души живущих и запечатала печатью молчания их уста. Чтобы не было страшно жить рядом с Голгофой и не иметь возможности вознести покаянную молитву Богу. Чтобы зарубцевались душевные раны.

Чтобы пришло осознание содеянного.

Чтобы люди прозрели и поняли: нет ни «белых», ни «красных» - есть лишь добро и зло, правда и ложь. Есть тяга к горнему миру, стремление жить по заповедям Божиим, в любой ситуации оставаясь человеком в самом высоком смысле этого слова. А есть стремление жить здесь и сейчас, сообразно своим плотским желаниям, успокаивая себя тем, что «там» ничего нет, и отвечать перед Господом за совершенные в этой жизни грехи не придется.

Когда в 2010-м году, после  того, как опять же впервые за 80 лет на сельском кладбище в Троицкую субботу была совершена заупокойная служба, я смотрела на лица волчанцев и видела на них светлую радость разбуженной памяти души. Они возвращались домой, в Православную Русь, к традициям почитания предков не застольными песнями, а тихой молитвой, поминовения их не стаканом водки, а сладковатым дымком от кадила в руках сельского священника. 

Затем мы поехали на место казни, где к тому времени стараниями отца Андрея и сельчан был установлен высокий деревянный крест и забор, ограждавший пять бывших захоронений, расположенных, как оказалось, в форме креста, обращенного на восток. Благочинный Центрального областного Округа протоиерей Василий Бирюков и отец Андрей начали служить литию, и вдруг... Тоскливый, пронзительный крик чаек! Откуда они здесь, за пять километров от реки Баган, что они забыли в чистом поле? Мы невольно искали их взглядом в синем небе, но птиц не было видно. Только крик - высокий, резкий, хватающий за сердце. С последними словами молитвы он затих. Словно души тех, кто принял здесь мученическую смерть за Христа, подали знак: «Мы вас слышим, мы - рядом!»

В этом году наша епархия была преобразована в митрополию, и Доволенский район вошел в состав Карасукско-Ордынской епархии. Владыка Филипп по совету митрополита Тихона решил организовать в Довольном духовный и паломнический центр. И, что удивительно, люди - те самые, которые пять лет тому назад смотрели на священников со снисходительным презрением, как на тихо помешанных (Бога ведь нет, а они все верят неизвестно во что!), - сегодня говорят об этом как о само собой разумеющемся. Мало того, помощь в проведении крестного хода и его освещении в местных СМИ оказывал новый глава района. А ведь его предшественник при мне уверял отца Андрея, что волчанское захоронение - это не скорбный памятник репрессий против Церкви, а результат «пьяной драки» или, как вариант, «бандитских разборок». Ни он, ни доволенская прокуратура, ни милиция не помогли тогда батюшке, предпочтя «не заметить» найденных могил 18-ти зверски убитых людей. Предпочтя «забыть» все положенные в таком случае служебные инструкции. Ну да Бог им судья.

За прошедшее пятилетие с момента перезахоронения останков сознание людей стало меняться, что-то изменилось и в их душах. От молитвы у креста над склепом, где покоятся мученики, говорят, происходят исцеления, а ведь было сказано: «По вере вашей да будет вам» (Мф., 9, 29). Значит, вера есть, она возвращается, несмотря на годы атеизма, несмотря на сопротивление того, чьей злой волей эта земля была превращена в огромный жертвенник для его кровавого пиршества. 

5 июня в парке Победы Владыка Филипп совершил освящение закладного камня в основание будущего храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Его возведут на месте старой доволенской церкви, разрушенной в конце 30-х годов прошлого века. Поклонный крест окажется у алтарной стены.

В нескольких десятках метров от него - памятник красным партизанам. Тем самым, которые в годы гражданской войны «под корень» уничтожали «распространителей» «опиума для народа»...

Вот и встретились два мира - небесный и земной, две религии - любви и ненависти, две веры - в Царство Божие и в земной рай. Время их рассудило, время все поставило на свои места, каждому воздало по делам их, и время же их объединило. Потому что сколько бы ни ярился враг рода человеческого, ни старался разделить людей, ни утверждал свою власть над миром - Промысел Божий выше его злобы, и его победа всегда обращается в его поражение.

Сегодня происходит переосмысление истории этой братоубийственной бойни, и люди вспоминают, что погибшие партизаны в основной своей массе  тоже были когда-то чадами Церкви, и о них надо молиться, облегчая их посмертную участь. Все возвращается на круги своя.

... Мы шли под палящим солнцем сильно растянутой колонной, далеко отстав от батюшек и хоругвеносцев. Кругом стояла тишина, нарушаемая лишь стрекотом кузнечиков и звоном колоколов передвижной звонницы, прибывшей по благословению митрополита Тихона в Волчанку из Новосибирска специально для участия в крестном ходе. Наш разговор с Любовью Гавриловной Рощупкиной, идейным вдохновителем и организатором многих славных дел, совершенных для возрождения духовно-нравственной жизни села,  естественно, был о крестном ходе. Любовь Гавриловна вспоминала   первоначальные опасения, что люди не пойдут на него, потому что среди уважаемых сельчан немало атеистов, косо глядящих на церковные мероприятия, а к их мнению на этот счет прислушиваются. Но никто из участников шествия, которых оказалось несколько десятков, не повернул назад, несмотря на 45-градусную жару. Наоборот, люди отказывались даже воспользоваться транспортом, хотя несколько пустых машин и автобус ехали за колонной. Эти пять километров казались бесконечными, ноги были сбиты до мозолей, пот застилал глаза, голова кружилась от зноя. Но все шли - впервые участвуя в настоящем крестном ходе.

С началом литии небо потемнело, подул ветер, и показалось, будто вот-вот пойдет дождь. Так продолжалось всю службу. С окончанием молебна природа словно вздохнула и улыбнулась - набежавшие было облака исчезли, снова стало невыносимо жарко. И мне вспомнились слова местного тракториста о том, что вот раньше, когда священники (пренебрежительное «попы» как-то незаметно исчезло из лексикона сельчан) лежали возле Волчанки, такой засухи никогда не было. «Бабушка Ульяна (старожилка, скончавшаяся года три назад - Г.П.) сходит на то место, помолится им, попросит дождя, и все нормально было. А как забрали их от нас, так вот уже несколько лет засуха...»  

Нет, не истребить в русских православный дух! Этот мужик, наверняка в советское время бывший комсомольцем, искренне верил и верит не в «научное мировоззрение», обещавшее когда-то построить на земле «царство разума»  - а в помощь небесных покровителей села, тех самых мучеников за веру в Царствие Божие. В нем, в его душе, в его жизни и соединились те два мира, за которые когда-то умирали священники и красные партизаны. Это и есть - наше будущее, выстраданное, вымоленное, обретшее славу в бесславии и силу - в бессилии. Это и есть - наш путь. Через сомнения и раздоры, через боль и кровь - ко Христу. 

 
Просмотров: 3255

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -