Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

«Души полёт и рук прекрасные творенья…»

19 марта 2012
«Души полёт и рук прекрасные творенья…»

Но сегодня

Как и вчера, -

На плечах эту землю держат

И несут на себе

Мастера!

 

Р.Рождественский.

 

Словами Р. Рождественского мне хочется начать свою работу,посвященную искусству кочевых народов Баргузинской долины, проживавших и живущих на территории Курумканского района.

 

Выбор данной темы не случаен.На огромной территории России не счесть деревень и сел. Все они такие разные… и разные в них живут люди. И каждый из народов, независимо от той или иной численности, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Даже одна личность представляет ощутимую ценность для всей человеческой истории, поскольку прошла собственный путь развития, сохранив неповторимость духовного облика.

 

Главным принципомработы стала мысль о том, что историю делают люди, подчас простые и незаметные. А забытые ремесла наших предков – это та же история, вот поэтому предметом исследования данной работы стали люди, которые жили и живут рядом с нами.

 

Сегодня, в век глобального технического прогресса, прикладное искусство наших предков представляет большой интерес и имеет научно-практическое значение.

 

Целью данной работы является изучение исторических предпосылок возникновения художественных промыслов, их развития и размещения на территории нашего района, а также анализ влияния народного декоративного искусства на эстетическое воспитание школьников, на экономическое развитие района.

 

 

 

Исторические предпосылки возникновения прикладного искусства в Баргузинскойдолине

 

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность современности, я должен дать краткую историческую справку об удивительной Баргузинской долине. Это очень важно для того, чтобы понять, насколько сложной и интересной была работа по поиску, обработке и исследованию поискового материала.

 

Баргузинская долина, расположенная между Баргузинским и Икатским хребтами, представляет собой котловину тектонического происхождения. Ученые считают, что она появилась в четвертичный период.

 

ДекабристыВильгельм и Михаил Кюхельбекеры, жившие в Баргузине на поселении и изучавшие территорию, в своих записках и письмахвосхищались природными богатствами, красотой, минеральными источниками и главное - людьми нашего прекрасного края.

 

Климат у нас резко континентальный: перепады температуры и зимой, и летом. Морозы могут быть от -7 до -50, жара –от +10 до +40.

 

Очень интересна топонимика края, отражающая историю расселения на территории долины разного народа и освоения ими данного края. Например, топоним «Баргузин». Ещё в 14 веке персидский учёный Рашид-ад-Дин в своих сочинениях упоминал о стране «Баргузин – Тукум», имея в виду, как считают учёные, часть нынешнего Забайкалья. Слово «Баргузин» встречается в замечательной песне русского народа «Думы беглеца на Байкале»: «Эй, Баргузин,пошевеливай вал, плыть молодцу недалечко»

 

В данном случае «Баргузин» означает - ветер, который дует вдоль Байкала состороны Баргузинского залива.

 

По происхождению этого слова существуют до сих пор разные мнения. Например, один из авторов «Баргузинскихлетописей» Ц. Цэренов, основываясь на народных преданиях, утверждает, что слово Баргузин произошло от имени Баргуджин-Гоа - жены Хоридоя Мэргэнэ, младшего сына Баргу-Багатура -одного из легендарных родоначальников бурят.

 

По мнению другого учёного, Г.М. Румянцева, на территории района жило племя Байырку- позднее Баргут - название большого союза древнемонгольских племён, обитавших в частности в Баргузине. И по эвенкийскимпреданиям, в древности, до прихода эвенков здесь жили баргуты. Отсюда и название «страна Баргуджин-Тукум» и реки Баргузин. Учёный В.О. Долгих пишет: «В 17 веке баргутами к приходу русских в долину называли также и эвенков, намясинцев.»

 

По одной версии по народной этимологии слов Баргузин означает глухую местность (по-бурятски - барга, балал). Согласно второй версии, Баргузин происходит от бурятского слова «бараг»,что в переводе обозначает «нормально»,в том смысле, что Баргузин - нормальный край для жизни человека.

 

Даже по этим версиям и исследованиям учёных Румянцева, Долгих, Цэрэнова, Дамбаева можно предположить, сколько племён, людей различных национальностей кочевалопо нашему краю с древних времён.

 

Но ведь по причине того, что край был дальним и глухим, отдалённымот промышленныхрайонов и железной дороги, гораздо позже он стал местом ссылки и каторги неугодных правительству людей. Именно сюда стремились тысячи людей из центральной части нашего государства и других регионов в поисках лучшей доли и земли обетованной, привнося в национальный быт свою культуру, свой способ выживания.

 

Все эти народы, каждыйпо своему роду занятий, своему национальному быту, образу жизни и создали уникальное прикладное искусство.

 

В поисках лучших мест для жительства, для пастьбы своего домашнего скота, для лучших охотничьих угодий, они кочевали по огромной нашей долине, перенимая друг у друга лучшее, учась налаживать и украшать свой быт.

 

Задача нашего поколения огромна:нужно изучить всё это богатство и сохранить в памяти потомков. А главное -научиться любить свою землю, знать её историю и гордиться прошлым своей малой родины.

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ КУРУМКАНА

 

 

 

В систему понятийприкладного искусства входят такие традиционные виды народного творчества, как художественная обработка металла, дерева, мягкого материала, художественное стекло, керамика и фарфор.

 

На протяжении многих веков народы нашего региона создалибогатую и своеобразную культуру, с большим мастерством и изобретательностью используя местные природные материалы: мех, кожу животных, бересту, дерево, железо и другие разнообразные материалы.

 

Ведя кочевой образ жизни, основное население нашей долины – буряты и эвенки создали самый оптимальный для себя вариант жилища: юрты и чумы. Они удобны и легки в перемещении со стоянки на стоянку, быстро устанавливаются и легко собираются, не занимают много места в обозе. За долгие годы кочевой жизни эти переносные дома в своём построении доведеныдо совершенства, и сейчас – это уникальные национальные атрибуты.

 

Войлочная юрта.

 

Войлочная или решетчатаякибитка является древнейшимжилищем кочевых племен народов – скотоводов. Уникальность юрты заключается в том, что она проста для сбора и разборки, легка для перевозки, устойчива и долговечна.

 

Юрта бурят состояла из деревянного решетчатого каркаса и войлочной покрышки. По числу граней судили о материальном достоинстве её хозяев: шести-восьмигранная юрта принадлежала беднякам, тогда, когда зажиточным принадлежали десяти-двенадцатистенные юрты.

 

Материалом для решеток служили специально обработанные тонкие березовые или ивовые бруски. Затем этирешетки соединялись со смежными секциями особыми кожаными ремнями. Завершением юрты являлась коническая кровля с дымовым отверствием. Дверь в юрте устанавливали с южной стороны. Войлок, которым обтягивали юрту, катали в начале лета. Войлок в кочевом быту использовали идля постели, коврика, обуви, сбруи.

 

Внутреннее пространствоюрты использовали рационально и продуманно. Началом выступал очаг (гулаялта), устроенный в середине юрты под дымовым отверствием из 3 –х камней ( дули). На северной стороне юрты хранилось самое ценное и дорогое: домашний алтарь, сундуки с парадной одеждой, драгоценности. Эта сторона называлась хоймор – почетное место. Западная сторона именовалась мужской половиной. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое снаряжение. Восточная часть считалась женской. Она предназначалась для женского состава семьи, запасов продуктов и предметов домашнего обихода. Южная часть юрты, где располагалась дверь, считаетсяместом для домашних животных; по левой стороне от двери располагается конская сбруя, орудия животноводства. Каждый угол в избе символизировал знаки Зодиака, которые располагались по кругу, назывались по виду животных исоставляли, как известно, годы 12-летнего цикла буддийского календаря.

 

В связи с тем, что зимы в Баргузинской долине очень холодные, постоянно дуют пронизывающие ветра, кочевники научились изготавливать для себя тёплую одежду.Шкуры добытых зверейи домашнего скота тщательно выделывались, обрабатывались и из них шили тёплые дыгылы, меховые шапки, тёплые унты, ичиги.

 

По словамстарожилов нашего селаСвиридовой Александры Романовны (87 лет) и Зарубиной Анны Иннокентьевны (80 лет), их семьи были очень дружны с семьями бурятОчировых с местности Томокто. И они, будучи детьми, вместе с отцами ездили в гости, учились выделывать шкуры и шить меховые унты. «Теплее и уютнее ногам я больше ничего не знаю, а мы учили их как красиво делать узор, а ещё, как стряпать хлеб…» вспоминаетАлександра Романовна.

 

С годами кочевое население начали вести полуосёдлый образ жизни. Строили небольшие деревянные дома, в них зимовали. А летом вновь уходили вместе со своим скотом на пастбища, разбивая на новых местах свои юрты. Многие начали заниматься выращиванием своих овощей, картофеля, обработкой земли. Менялся стиль жизни, нужны были предметы быта соответствующие времени.

 

 На территории нашего района издревле самым важным ремеслом было кузнечное. И это понятно: в сельском хозяйстве и в домашнем обиходе необходимы были изделия из железа. Кузнецы, а в основномэто были мастера-самоучки, люди особые, избранники Духа Огня, передававшие свои секреты старинного родового ремесла последующим поколениям. Дарханы – повелители огня были окружены ореолом таинственности, вызывали уважение и почтение. Бурятские мастера прежде делились на две группы: род черных (хара дархан) и род белых кузнецов (сагаан дархан). Черные кузнецы делали орудие труда и доспехи воинов, а белые – разные украшения и домашнюю утварь из серебра.

 

Людям нашего района издавна известны имена своих земляков – мастеров черного металла. Это братья Никаноровы Василий Петрович и Степан Петрович, Баторов Будхи Ринчинович, Будаев Ширетор. Их руками сделано много вещей, которые находятся до сих пор у многих сельчан. Это молотки, топоры-колуны, ножи-ухваты, подковы, серпы, таганы, багры. Одним из мастеров черного металла являлся Баторов Будхи Ринчинович,уроженец нашего села Курумкан. Его руками сделано очень много вещей.

 

1.            Чаерезка («тальхибша»), ею измельчали зеленый чай;

 

2.            Нож («хутага»), применялся в хозяйстве;

 

3.            Щипцы («хабшуур»), для ворошения огня;

 

4.            Ножницы («хайша»), для изготовления железных вещей;

 

5.            Ножницы для разрезания ткани;

 

6.            Воронка («воронко»), для слива молочных продуктов;

 

7.            Ухват («барюур»), для вынимания чугунка с огня.

 

Также был у нас в Курумкане еще один черный кузнец – Будаев Ширетор. Большей частью он изготовлял вещи для хозайства, такие как молоток, кожемялка, таган.

 

Белый кузнец был один – Будаев Бидаган. Жил он на заимке на левом берегу реки Баргузин в местности, которая так сейчас и называется: «Бидаган». Он также умел предсказываьб людям их судьбу. Проезжая по дороге мимо его бывшего подворья, люди останавливаются и поклоняются ему. Бидаган в основном работал с цветным металлом, делал прекрасную посуду и разные украшения из серебра для национальных женских костюмов.К сожалению, его вещи до наших дней не сохранились.В советские годы братья НиканоровыВасилий Петрович и Степан Петрович были чуть ли не единственными кузнецами нашего села. Они делали все предметы, необходимые сельчанину: топоры, ухваты, лемехи, красивую упряжь для коней. А в искусстве делания подков и подковки лошадей им не было равных, особенно Степану Петровичу. Его звали мастером, относились с уважением. Интересно то, что в основном все кузнецы умели лечить людей. Особенно ожоги – ведь им покровительствовал Дух Огня.

 

Вопросы вооружения и доспехов бурятского народа описываются в связи с возрождением широкого интереса к истории, культуре и традиции бурятского народа.

 

Чтобы охранять свои улусы, стада, свою малую родину – «тоонто», буряты вооружались, и эти оружия отличались большим набором и разнообразием. Одним из этих оружий был деревянный лук. Первоначально он был предназначен для охоты. Со временем лук совершенствовался и стал грозным боевым оружием. Основалука обшивалась пластинами из рогов лося и крепилась с помощью сухожилий, позже приклеивали рыбьим клеем. Такой лук был найден и в Прибайкалье.

 

Археологи иногда находят при раскопках наконечники стрел в костях убитых древним человеком зверей, также камни с нанесенными на них красными пятнами. Камни изображали зверей, а пятна – их раны.

 

Стрелы, как и луки, и все остальные предметы вооружения, хранились у бурят в специальных футлярах, именуемых «hаадаг», «хий», «гэр» и т.д. Они размещались на самых почетных местах юрты – на северо-западном опорном столбе. Отношение к нимотличалось сугубой осторожностью, бережливостью и уважительностью. В походе, на войне эти предметы находились в колчане, который называли «hаадаг». Он изготовлялся из бересты, обработанной шкуры и толстой яркой ткани. Лицевая сторона украшалась бисером, кораллом.

 

Помимо колчана у бурят было стрелохранилище («хэhэнэг»), который выполнял функцию, связанную с ритуалами свадьбы и семейной жизни. «Хэhэнэг» являлся составной частью приданого невесты и сопровождал ее всю жизнь. Подразумевалось, что стрелы олицетворяют собой души, жизненную силу будущих детей молодоженов. Чем полнее и краше был «хэhэнэг», тем должно быть больше детей. В дальнейшем он становился важнейшей реликвией дома, его оберегом и святыней.Что представлял собой этот предмет, как он выглядел?

 

Это был большой мешок, длиной 6 метров, треугольной формы, сшитый из звериных шкур. Лицевая сторона украшалась серебром и мелкими раковинами. По бокам имел до 9 ремней и ременных кистей.

 

У бурят было еще много снаряжений, такие как налучник («хоромго»), который носили на левом бедре, метательное копье («жада»), о которых упоминается в фольклорных произведениях, что бурятские богатыри, в том числе и Абай Гэсэр метали ими в чудовищ.

 

Кроме средств специального назначения, у бурят были и другие орудия, которые предназначались для мирных целей.

 

Это – аркан («бугуули»), укрюк, («урга»). Предназначались для ловли лошадей и других видов животных.

 

Аркан состоял из длинной веревки, сплетенной из крепкого конского волоса и петли (удавки).

 

У бурят еще был кнут («ташуур», «минаа»), который считался вспомогательным орудием скотоводства, но и применялся для охоты. В охоте на хищников – волков, лис – буряты старались попасть тяжелым бичом в голову против бега животного. При этом удар получался мощным. Однако бурятская плетка имела и другое назначение. Она служила символом власти, например, руководитель облавы на охоте или у шаманов «найгуур» с кнутом играл главную роль, и звали его «минааша».

 

Художественной обработкой дерева буряты занимались издавна. Область применения дерева как строительного и поделочного материала чрезвычайно широка. В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из этого доступного материала. Художественная обработка дерева осуществляется резьбой, отделка – росписью. Территория нашей республики очень богата деревьями разных пород- осиной, березой, соснойи т.д.

 

Местное население использовало их для изготовления всевозможной утвари – чашки, сундуки, туесок, ложки, ящики, табуретки, коромысло, шкатулки, корыта, кровати, черенки лопат и топоров, игрушки, шахматы. При этом использовали для резьбы железные инструменты.

 

 Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева.

 

Моя малая родина – многонациональна. Деревянное зодчество было издавна развито у бурят и русских. Бывало русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества – резьбу по дереву.Особенно популярны были кухонная утварь и орудия для сельскохозяйственной работы. В 20-ые – 60-ые годы в с. Шаманка жил Макаров Николай Николаевич. Его до сих пор называют мастером от Бога. Он делал уникальные предметы быта: хлебницы, вазочки для варенья,ложки и вилки, шкатулки, опарницы для теста. Причем все изделия украшал резьбой из бересты. Когда в 1958 году в нашем районе была экспедиция из Москвы, они сначала сфотографировали все, а потом увезли большую часть его изделий с собой. А грабли, вилы, венские стулья, сундуки – за ними приезжали из всех районов нашей республики. Его любимыми словами на все вопросы были: «Я люблю дерево, а дерево – меня. Когда я работаю – душа моя поет и с песней улетает куда-то. А когда очнусь, посмотрю – а вещь сделана».

 

 «Модошо дархан» - так называли мастеров по дереву у бурят. Мастера пользовались всеобщим уважением и их работы высоко ценились.

 

Но особенно мастера по дереву любят украшать свои жилища. Кропотливая, тонкая, чувственная резьба по дереву, украшающая окна, ставни, крыши домов – это настоящий полетфантазии, отражающий всю широту души мастера, его самобытность, а руки, подчиняясь этому полету, создают прекрасные творенья.

 

 

 

«Окно с затейливой резьбой» - о мастерах своего дела, земляках.               

 

Стоит на краю села старый, покосившийся от времени домик. По современным меркам его уже не назовешь большим, а раньше, как говорят старожилы, это был добротный особняк. Жил в нем Самбоцыренов Николай Михайлович. Всю свою жизнь он стремился к работе с деревом, но в силу различных обстоятельств ему это не удавалось. «Модошо Дархан» он стал только после приключившегося с ним несчастья, когда ему парализовало правую руку. Прошло некоторое время, и он научился работать одной левой рукой. Устроился работать строителем в ПМК. Здесь сказалась его любовь к работе по дереву. Это стало его хобби. Он начал обустраивать, украшать свой дом, в результате чего дом Николая Михайловича стал одним из красивейших в Курумкане. По воспоминаниям его сына, Самбоцыренова Карла Николаевича, он сам придумывал узоры. Часами сидел, рисовал и делал различные шаблоны. В итоге получился удивительный архитектурный ансамбль.

 

По воспоминаниям старожилов, работы Самбоцыренова Николая Михайловича поражали красотой и оригинальностью выполнения. Он удивлял своих соседей высокой работоспособностью, неутомимым трудолюбием.

 

При работе он использовал такие приемы и методы обработки древесины: технику поперечной рубки, оттески, расколки, пиления, долбления, сверления и т.д. Пользовался разнообразными ручными инструментами.

 

В своем творчестве Николай Михайлович руководствовался идеей гармонии, основанной на ритмичном соответствии аналогии элементов, мотивов декора. Заметное место занимают в работе орнаментальные композиции и угловой геометрический стиль.

 

 «Семидесятилетние курумканцы Волошины любят принимать гостей, а если нет никого, вдвоем чаевничают с оладьями и вареньем, неторопливо ведут разговор» - так начинается статья в газете «Информполис» от 9 января 2008 года. И это действительно так. Валентина Ивановна и Владимир Степанович радушно встретили нас, и, пока мы пили чай и рассматривали удивительный музей хозяина дома, приехали корреспонденты газеты из Улан-Удэ.

 

Дом Волошиных в Курумкане похож на сказочный терем: заборы, наличники украшены красочными цветами. И даже будка для собаки вся в цветочках. Все сделано руками Владимира Степановича. Нелегкую жизнь прожили супруги Волошины. Маленькая Валя долгоевремя считалась дочерью «врага народа», а Володя до 14 лет не видел свою мать, воспитывался у дедушки с бабушкой. Дед был известным на всю округу столяром, и маленький Вовачасами наблюдал за его работой. По рассказам бабушки он знал, что и прадед был человеком известным: на свадьбах играл на скрипке. Тогда еще мальчик не знал, что всю жизнь посвятит игре на баяне, а на пенсии руки приложит к разным диковинным поделкам.

 

 Многочисленные фигурки, изготовленные из дерева, кости, из коровьих рогов, хранятся в мастерской Владимира Степановича. Здесь и мультипликационные герои, гармонисты, и птичий календарь, и домашняя утварь. Сам бывший рыбак, он создал целую композицию поделок «На рыбалке». Каждому своему произведению придумывает Владимир Степанович и характер: «Этот сердитый, а тот – божий человек».

 

Сколько труда и любви вложенов эти замечательные творения, а ведь прежде, чем сделаешь одну вещь, испортишь штук десять – пятнадцать, как признается сам Владимир Степанович. Для своей любимой жены Валентины ИвановныВолошин изготовил оригинальные полки для цветов, портреты внуков поместил в красивые рамки, а для телефона сделал эксклюзивную подставку. В доме много других оригинальных поделок, но лучшие его творения еще впереди. Планов много.

 

Следующий наш адресат – Сулаев Анатолий Домшоевич.

 

Оченьинтересно рассказывает о немего коллега,методист районного культурно-досугового центра Феодосия Ивановна Грудинина: «Сулаев Анатолий Домшоевич выходец из Барагхана, родился в 1945 году в местности Саранхур. Учился в Барагханской средней школе. Тягу к рисованию у него обнаружил учитель рисования и труда Бальжиров Бальжир Молонович.

 

Со школьных лет и до сих пор Анатолий Домшоевич занимается резьбой по дереву, художественно-оформительской работой. В резьбе использует осину.

 

В 2003 году, к 80-летию Республики Бурятия, Анатолий Домшоевич выполнил на ДВП ряд вырезок, которые расписал масляной краской: «Батыр», «Хатан», «Лучник», «Всадник», «Эвенкийские мотивы» и др. Все эти работы заняли призовые места в районной и республиканской выставке.

 

Сулаев А.Д. увлекается геральдикой. Его проекты «Герб Курумканского района» и «Герб сельского поселения «Курумкан» были утвержденыглавой администрации района. Также им сделано немало вывесок на административные здания не только в своем, но и в соседнем Баргузинскомрайоне».

 

 Мы побывали в гостях у Сулаева А.Д. Вообще дом Сулаевых найти очень легко, так какотличается от соседских своим убранством, художественным оформлением. Умело подобранные цвета делают дом нарядным, праздничным. А палисаднику Анатолий Домшоевич через каждые 2 года делает другой орнамент, переколачивая все дощечки, все палочки и столбики по – новому. От внешнего вида дома веет уютом, и поэтому сельчане подолгу любуются этим творением добрых рук.

 

«Вы бы летом пришли, тут такая красота» - с любовью говорит гостеприимная хозяйка, супруга Анатолия Домшоевича Бутыдма Васильевна. Вдвоем они вырастили троих сыновей и сейчас помогают воспитывать внучку Анжелу. Все сыновья и внучка – творческие люди. Эрнст Анатольевич постоянно помогает отцу, и по долгу своей работы также занимается рисованием и художественной обработкой дерева.

 

В ходе поисково-исследовательской работы я познакомился со многими людьми, все они относятся к разным поколениям. Несколько слов хотелось бы сказать о Цыденове Викторе Цыремпиловиче, учителе технологии и предпринимательства МОУ «Курумканская средняя школа №1».Вот уже более 20 лет Виктор Цыремпилович обучает детей Курумкана работе с деревом, металлом, серебром, керамикой. Многие его ученики неоднократно являлись победителями районных и республиканских олимпиад по технологии, принимали участие в различных выставках по декоративно-прикладному искусству.

 

Агафонов Николай Сергеевич. Этого человека любит и уважает не одно поколение курумканцев, так как именно он долгие годы воспитывал в детях чувства любви к прекрасному через уроки трудового обученияв Курумканской средней школе. Жизненному пути, творчеству, вкладу в развитие экономики нашего районаНиколая Сергеевичанужно посвятить отдельную работу.

 

И сегодняесть молодые люди, которыепошли по следам забытых ремесел. Они обучают детей древнему искусству – художественной обработке дерева. Алексеев Николай Алексеевич, руководитель кружкаДома творчества, Надмитов Батор Владимирович, мастер по дереву, проживающий в с.Могойто. Встреча с ними в моих планах.

 

Встречаясь со многими людьми, я заметил, что все мастера по дереву очень спокойные и добрые по характеру. От них веет теплом, мудростью и покоем. Работая с деревом, они, видимо, впитывают в себя энергию. Поэтому все их творения из дерева отдают эту энергию доброты мастера обратно людям, пользующимися ими. В наше время все больше возрастает популярность предметов ручного изготовления, особенно из дерева, т.к. это экологически чистые изделия, в которые через руки мастера вкладывается частица его души.

 

В жизни бурятского народа художественное оформление бытовых предметов занимает особое место. Народ еще в прошлом воплощал свои эстетические идеалы в произведениях прикладного искусства. Для всех видов этого искусства общей является их назначение в жизни человека.

 

Не привыкайте к чудесам,-

 

Дивитесь им, дивитесь!

 

В.Шефнер

 

 

 

Человеку присуще вкладывать душу в создание не только великих произведений искусства, но даже самыхобыденных вещей. След человеческой жизни, его тепло, надежды остаются в этих рукотворных предметах.

 

Для каждого из нас деревня нашего детства имеетвполне конкретный образ. Где бы ты ни был, в любом возрасте ты вспоминаешь свой дом, свою деревню, а значит, думаешь о Родине.

 

 

 

Ламуев Буянто Борисович, учащийся 8 класса

руководитель Реховская Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Курумканская СОШ №2»

Автор: Moderator
Просмотров: 4200

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -