Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Политика российского правительства по отношению к инородцам во второй половине ХIХ века

29 марта 2012
Политика российского правительства по отношению к инородцам во второй половине ХIХ века

В «Иркутских Епархиальных ведомостях» в №29 за 1867 года есть интересная статья на 12 страницах неизвестного автора о его посещении нашего села Зун-Мурино. Во второй половине 19 века единого села не было. Было множество маленьких улусов. Вот неизвестный автор побывал 30 мая 1867 года в улусе Нельха на берегу реки Иркут. Это происходило в нашем селе Зун-Мурино, так как в ХIХ веке не было единого села. Было много улусов – Нельха, Хулыр, Шонхор, Далым, Дунга Харагун, Хойто Харагун.

 

В улусе Нельха жили Хурбугулдаевы, Бильтагуровы, Борхоновы. В местности Нельха сейчас люди не живут, переселились уже в советское время(в 1930-е годы, а некоторые жили вплоть до 1970-х годов). Но там сохранились старые дома. Автор на 12 страницах журнала описывает своё пребывание в улусе Нельха и Торской Степной думе. В улусе Нельха местные жители вышли из юрт и начали говорить о том, что нужно помолиться за царя, так как на него было совершено покушение. Автор удивился, откуда буряты могли узнать об этом, ведь он сам не знал про это. Когда автор статьи приехал домой и ему заседатель Диаконов сообщил, что в мае 1867 года на царя АлександраII совершено покушение, но он выжил. Он удивляется, откуда жители улуса узнали об этом.

 

11 июня 1867г. он приехал в Торскую Степную думу на проповедь в честь царя АлександраII. Собралось 130 человек. Проповедь читал проториерей Гужирской церкви Иннокентий Стуков. Присутствовали другие священники церквей Тункинского ведомства, были родовые старосты, был исполняющий обязанности тайши Жалсан Атуев, два заседателя думы, письмоводитель думы Антон Локуциевский. Автор статьи пишет, что православные буряты и язычники все вместе в ходе литургии приговаривали «болтогой!». В результате поездки в Торскую Степную думу было крещено 55 бурят.

 

Здесь присутствовали миссионеры Александр Вахрушев и Саввин, которые распространяли идеи христианства среди бурят, а крещеным бурятам они объясняли смысл христианства. Для этого им были выданы иконы, другие изображения из жизни христианских святых.

 

В №25 за 1868 год неизвестный автор пишет статью «Крещение бурят в Тункинском ведомстве». Он описывает свою работу в улусах. Пишет, что им было обращено в христианство много бурят в 1866, 1867гг. Ему в этом помогал Н.Никольский, хорошо знавший бурятский язык.

 

Миссионеры рассказывали о православных бурятах, писали о них статьи с целью распространения идей христианства среди местного населения. В №45 за 1870 год помещена статья «Замечательный бурят». Неизвестный автор приводит всем в пример Павла Иосифова Чайковского, крещеного бурята: ходил в храм Божий в воскресенье и в праздники, хотя от прихода жил в 18 верстах, не кочевал, не молился шаманским и буддийским богам, имел маленькую молельню.

 

В статье «Свет божий в сердцах язычников» в №30 за 1867 год описывается обношение Чудотворной иконой Божьей Матери Казанской улусов и селений бурят Тункинского ведомства в июле 1867 года. В том числе и улусов Нельха, Далым, Шонхор и др., находящихся на территории современного Зун-Мурино. В этом году была страшная засуха. И в статье описывается, что после молитв Чудотворной иконе полил дождь. Лил всю ночь. Люди падали на колени перед иконой. Землю, на которой стояла икона, заворачивали в тряпку и уносили с собой. Молебен был в разных улусах, на летниках и зимниках бурят, при Инородческой Управе.

 

Одновременно с христианизацией бурят царское правительство одновременно вело борьбу с ламаизмом, который распространился в Тунке во второй половине 19 века: потребовали от властей сокращения их штатов, закрытия некоторых молельных домов, уничтожали богов, наказывали некоторых бурят за то, что проповедуют буддизм;

 

90- годы ХIХ века.

 

Если в 1850-70-е годы правительство придерживалось гуманной политики по отношению к инородцам, то в 1890-е годы правительство уже прибегает к крайним мерам. С 1890-х годов миссионеры прибегали для привлечения бурят и эвенков к исполнению христианских обязанностей и крещению детей к помощи полиции и местных властей, силой отбирали и уничтожали бурханы, присваивая часто ценные предметы. Насильственные методы крещения все более усиливались. С 90-х годов XIX века помощь миссиям со стороны гражданской власти Иркутской губернии, подношение подарков, представление к наградам и чинам за крещение прекратились.

 

В годы первой русской революции 1905-1907гг. и особенно после обнародования указа от 17 октября 1905 года, по которому населению Российской империи была дарована религиозная свобода, начался повальный переход бурят из православной веры в ламаизм. Например, до 1905 года в пределах тункинской миссии числилось около 10000 крещеных бурят обоего пола, то после выхода указа почти все они перешли в ламаизм. Буряты стали отказываться от общения с православными миссионерами, прекратили взносы на их содержание и церковных школ, сжигали православные иконы, показывая таким образом свой протест против христианизации. В этот период активизировалась деятельность ламаистского духовенства в Бурятии, ламаизм все больше проникал в Тунку: открывались дацаны, возводились бунханы и другие культовые сооружения. Волна широкого антиправославного движения среди бурят вызвала беспокойство в правительстве Российской империи, и Министерство внутренних дел и Синод потребовали от иркутского губернатора и архиепископа объяснения причин происходящего. Архиепископ Серафим написал в докладе Синоду: "Когда разразилась революция 1905-1907 гг., оказалось, что дело, по-видимому, правильно организованное и прочно поставленное, не имело под собой прочного основания. Здание оказалось построенным на почве зыбкой, на песке: подул сильный ветер, и от него ничего не осталось…»

 

Вот так закончилась попытка христианизации бурят. Местное население Тунки своей национальной религией признавало буддизм и шаманизм. Эти религии продолжают исповедовать и сегодня.

 

Петушкеева Сэсэг Ринчиновна, жительница села Зун-Мурино.

Автор: seseg1961
Просмотров: 3038

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -