Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Оронгойские мастера

20 марта 2012

Оронгойская долина может гордиться не только красотой природы, обилием целебных источников, но и творениями народных умельцев-дарханов. Под словом «дархан» раньше понимался мастер на все руки: чеканщик, литейщик, строитель, столяр, резчик по дереву, скульптор и художник.

 

В народной памяти сохранились имена многих дарханов, но ещё далеко не все известно о них, об их незаурядном мастерстве. Изучение и знание народного искусства бурят имеет чисто практическое значение: оно дает возможность поставить вопрос о возрождении народного искусства в условиях современности.

 

В Бурятии среди коренного населения было много народных умельцев. В каждом улусе были свои мастера в том или ином ремесле, но оронгойская долина славилась тем, что почти всё население занималось различными видами ремесел. Здесь было много талантливых чеканщиков, резчиков, народных архитекторов, иконописцев, скульпторов, столяров, плотников, мастеров полихромной росписи, лучников. Раньше, как и ныне Оронгой подразделялся на Верхний и Нижний. Нижнеоронгойцы имели хорошие пашни, верхнеоронгойцы – хорошие луга. Отсутствие того или другого заставляло оронгойцев добывать деньги на хлеб и промышленные товары работой по найму. 80-90% мужского населения занимались ремеслом, сочетая его с ведением сельского хозяйства, скотоводства и земледелия. Некоторые из них работой по найму занимались около восьми месяцев в году.

 

Особым уважением пользовались кузнецы. Кузнечное дело было наследственным, передавалось от поколения к поколению по отцовской линии. В старинных преданиях и легендах кузнецам приписывалось божественное происхождение. Кузнецы делились на: «тумэршэ дархан» (мастер по железу), «мунгэшэ дархан» (мастер по серебру), «алташа дархан» (мастер по золоту). Мастера умело обращались с различными металлами: черными, цветными и благородными. Кроме того, они использовали дерево, рог, кость и полудрагоценные камни – коралл, сердолик, лазурный.

 

Во второй половине XIX в. иначале XX в. жили и творили чеканщики:Линхова Гармаев, Дондок Натаров, Даба Бадмажапов; кузнецы – Буха Жигмитов, Дашинима Дагбаев, Балдан Банзаракцаев; чеканщики (по серебру, золоту) –Лодой Тулбуреев, Гатоб Бадмаев(лама).

 

Через их руки проходили орудия производства, конская упряжь и доспехи, изготовлялись украшения для женской безрукавной одежды «дэгэл», серьги, браслеты и др.

 

У кузнецов были свои секреты обработки сырого железа, его сварки, пайки при помощи стеклянного камня, кварцевых песков, поэтому об отдельных процессах нынешние мастера знают лишь понаслышке. Обработанное кузнецом железо приобретало черный цвет, не подвергалось коррозии.

 

Оставили о себе добрую память художники – иконописцы: ламыСамбу Гармаев, Дава Дагванимаев, Лубсан Бамбуев; маляры –Очир Намсараев, Арсалан Лумпунов.

 

Иконопись, деревянные раскрашенные бурханы, роспись мебели сохраняли яркость красок на долгие времена. Устойчивость и яркость цвета зависели не только от качества краски, но и способа приготовления и особенностей растворителя. Эти рецепты держались в секрете, поэтому многие из них утрачены безвозвратно. Так же держалось в секрете место добычи минеральных красок.

 

В Оронгое добывался «шонхо»- оранжевый мягковатый камень - около улуса Верхний Оронгой у восточного склона горы Уха – Толгой, на сопке Шонхото. Кроме того, применялись краски из коралла, золото, янтаря, малахита, ляпис – лазури, серебра, бисера для рукописных книг и для бурханов особого значения. Удивительно то, как много профессиональных секретов имели в прошлом наши земляки. Еще одним из таких секретов являлось изготовление клея. Наиболее древним клеем был рыбный, изготовленный из сушеного осетрового пузыря. Он отличался высоким качеством, но со временем стал дорогим и редким. Оронгойские мастера во II -ой половине XIX в. нашли ему ряд заменителей из более доступного сырья. Рыбный клей использовался для изготовления луков и стрел. Лук, склеенный таким клеем, сохранял свои качества в течение V - VI -вв. Так, оронгойский мастер по изготовлению луков и стрелБазар Лупсанов( 1857 г .р.), ученикЛинховы ГармаеваиРинчина Намсараева, в начале XX в. изобрёл клей из оленьих рогов. Так же использовали клей и из обрезков сыромятной кожи. Растворителями для краски и грунтовки служили тонко истёртые говяжьи селезёнка и козьи мозги.

 

Но более всего прославились оронгойские мастера как строители, резчики по дереву и мастера художественной росписи мебели и утвари.

 

Во II половине XIX века - начале XX в. снискали себе добрую славу высоким мастерством плотники -Дугаржап Допдонов, Даба Санжиев,архитекторДава-Цырен Доржиев, столяр -Эрегдын Гармаеви многие другие.

 

Мастера выполняли подряды не только в бурятских, но и в русских селениях. При этом работали в том стиле, какой был по вкусу заказчику. Каждая вещь, изготовленная мастером, вполне соответствовала тому окружению, в котором она должна была находиться. Старожилы говорят, в старообрядческих русских сёлах до сих пор сохранились их росписи стен, потолков, опечек, мебели и деревянной утвари – кадушек, прялок, жбанов и т.д. Расписанные изделия долгое время не теряли яркости, а неокрашенная древесина благодаря умелой обработке принимала различные оттенки в зависимости от времени и способов употребления той или иной вещи.

 

Мебель делали в приданое невесте. В гарнитур входили три комплекта: ухэг - абдар для обыденных и выходных шуб, женского белья, платьев, гутулов, кровать, «бурханай шэрээ» для икон, эмэлэй ухэг(для сёдел), на него сверху ставили русский сундук для украшения, эргэнэк ( буфет для посуды – молочной, столовой), данхай (шкаф для кухонной посуды, чугунов, котлов, ведер).

 

Не только в Бурятии, но и за её пределами гремела слава об оронгойских мастерах. Наши дарханы оставили свой след в далёком Приморье, Санкт-Петербурге. В 1913 г. по словам стариков, они участвовали в строительстве буддийского монастыря в Санкт- Петербурге, который стоит и поныне.

 

В своей книге « Буддийская святыня Петрограда» А.И. Андреев пишет: «Репортеры, посетившие новую иноверческую молельню по случаю её открытия, были поражены, увидев вместо скромного и непритягательного здания «величественный, горделивый храм». Храм поражал воображение своей необычайностью: форма здания с мощными несколько наклонёнными внутрь стенами, напоминавшими неприступную крепость; загадочные восточные символы на фасаде; яркое цветистое убранство интерьеров.

 

Оронгойцы выстроили больше половины всех дацанов в Бурятии, причем они же выполняли всё внешнее и внутреннее их убранство и часть предметов культа.

 

Так, в1830 г. в местности Янгажино был построен дацан, к которому были пристроены 4 здания 4-мя родами бурят, проживающих в нашей долине. В 1831г .- Цугольский дацан в Аге. В 1870 г .- в Янгажино философская школа, где изучали логику, астрологию, философию, живопись, декоративно-прикладное искусство. В 1880 г .- в Янгажино был построен пятиглавый дацан под влиянием православной архитектуры, который позже сгорел (в 1906 г.). В 1883 г .- 3-х этажный дацан в улусе Саган-Нур Баргузинского района. В 1913 г . под руководством Хамбо-ламы Итигэлова Д.Д. трехэтажный Янгажинский дацан

Автор: dorgievanatalia
Просмотров: 3724

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -