Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

200 лет Баргузинской степной думе

15 марта 2012

200 лет улусу Улюн и Баргузинской Степной думе –  местному самоуправлению баргузинских бурят
 
В Национальном архиве Республики Бурятия в фонде № 7 (Баргузинская степная дума) первым числится документ «Указь его императорского величества Самодержца Всероссийскогоиз Верхнеудинского земского суда баргузинских братских главным зайсанам Цанкиру Андрееву и Танхе Имышкееву…» от 29 декабря 1810 года (Фонд № 7, опись 1, дело 1). По этому Указу императора Александра I была учреждена ежегодная «Улюнская купеческая ярмарка» в «стойбищах при речке Улюн».

 

В дни проведения первой ярмарки с 15 по 29 декабря 1811 года в Улюне была открыта «братская Контора по управлению государственных дел». Этот документ на данный момент является первым письменным упоминанием об Улюне, и поэтому, представляется возможным дату проведения первой купеческой ярмарки с 15 по 29 декабря 1811 года (по новому стилю с 28 декабря по 12 января) считать датой появления улуса Улюн, а главных зайсанов Цанкира Андреева и Танху Эмышкеева первооснователями Улюна.
 
До момента создания конторы бурятыжили отдельными стойбищами в долине, придерживались кочевого образа жизни и только,с появлением Конторы в Улюне появляются первые семьи,живущие осёдло, то есть появляются летние и зимние кочёвки, так называемые - «убэлжоон» и «нажаржаан». В 1824 году Контора согласно высочайше утверждённому в 1822 году «Устава об инородцах Сибири», была переименована в Баргузинскую степную думу, которая работала до 1903 года. В Улюне кроме думы, были открыты хлебный экономический магазин, Баргузинское бурятское приходское училище с монгольско-бурятским обучением, Улюнский миссионерский стан, кожевенная и суконная мануфактуры, почтовая станция, больничный приёмный покой при думе и другие учреждения.
 
Контора 5-ти родов баргузинских бурят ведала раскладкой, сбором и сдачей в казну податей (налогов), распределением повинностей, исполнением предписаний губернского и уездного начальства, наблюдала за исправным содержанием местных почтовых станций, за поправкой дорог. Тайшам предписывалось: способствовать «размножению хлебопашества» и пополнению хлебозапасных магазинов, содействовать собиранию шерсти для казённых фабрик и т.д.В 1824 году Контора согласно высочайше утверждённому в 1822 году «Уставу об управлении инородцами Сибири», была преобразована в Баргузинскую степную думу, которая работала до 1903 года.

 

«Устав об управлении инородцев Сибири»имел весьма прогрессивное значение, по этому уставу общество баргузинских бурят и его выборные должностные лица обязаны были сами решать все вопросы своей внутренней жизни, раскладывать подати и повинности, выполнять судебные функции на основе обычного права. Устав провозглашал полную веротерпимость, разрешал аборигенам открывать свои школы на родном языке и отдавать своих детей учиться в правительственные учебные заведения. Общество баргузинских бурят, баргузинские тайши всеми силами претворяли в жизнь благие намерения авторов реформы, а это были генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский, будущий декабрист инженер Г.С.Батеньков и другие прогрессивные люди России. Но в условиях бюрократического монархического режима и тем более, после декабрьских событий 1825 года, когда установился реакционный режим Николая I, это было очень трудно.

 

В Баргузине проживают потомки бурят, прикочевавших в долину с северо-западной стороны Байкала, с берегов рек Анга и Лена. Основная волна перекочёвки пришлась на первую половину XVIII века, это представители следующих родов: hэнгэлдэр, баяндай, шоно, абзай, галзут, сэгэнут, эмхэнут.В 1824 году в 5 родах ведомства Баргузинской степной думы (баендаевском, бурском, чиноевском, hынгэлдурском, сборном) числилось 4553 души обоего пола, в1841 году в ведомстведумы проживало 3249 мужчин, 3140 женщин, итого 6419 жителей, а в 1856 г. – 8302.В Улюне были открыты Баргузинское приходское училище с русско-монгольским обучением, хлебный экономический магазин, Улюнский миссионерский стан, кожевенное и суконная мануфактуры, почтовая станция, пожарная часть, приёмный покой. Баргузинские буряты в те времена проживали в Баргузинской долине, по Баунту и Ципикану, платили ясак, исполняли разные трудовые повинности.В 1812 году баргузинские буряты в одно лето провели колёсную дорогу от Итанцинской волости до нынешнего Горячинска,исполнялипаромную переправу на реках Турка и Баргузин, содержали конные ямщицкие станции от Верхнеудинска до Курумкана.
 
В обязанности думы входило попечение о скотоводстве, растениеводстве, звероловстве. Вот что говорится в «Генеральном отчёте Баргузинской степной думы за 1841 г.: Землепашество - эта благодетельная промышленность ведётся с 1813 года, увеличивая эту отрасль,инородцы ежегодно до 1834 года считали 341,4 десятину, а с того года по настоящее время пашни 1021,2 десятины, следовательно, умножение 671,4 десятины. Скотоводство: Конного 3691/4144, рогатого 4569/5309, овцы простой сибирской породы14894/15460, а всего скота 24009/ 25891 голов.

 

Звероловство: В течение года упромышленно зверей: соболей 1 шт, лисиц – 30 шт, белки 16000 шт, волков 36 шт, козы 40 шт, изюбря 2, кабарги 60 шт.». Непросто приживался среди баргузинских бурят обычай выращивать картофель:«От октября 1822 года Рапорт Баргузинской 5-ти родов Конторы в Верхнеудинскую земскую управу об отказе бурят разводить картофель»,через 20 лет путём уговоров, убеждений,удалось добиться: «От 19 марта 1842 года Донесение общего собранияинородцев в Баргузинскую степную думу о разведении картофеля», по итогам посадкикартофеля награждение самых усердных картофелеводов: «От 3 июня1843 года распоряжение Верхнеудинского окружного управления о награждении инородцев за посев картофеля». Следующий документ «От 1861 года Ведомость о произрастании хлеба, огородных овощей и трав: Всходы картофеля довольно хороши, других овощей буряты не сеют. Травы на низких и тучных землях хороши, но повсеместно редки. Озимые хлеба показывают всюду неудовлетворительно, особенно от засухи, впрочем, не совсем безнадёжно. Яровые хлеба на поливных местах довольно хороши».

 

В 1842 – 1844 гг. проводились опыты по урожайности хлебов: «От 1842 года Список жителей Баргузинской степной думы, участвующих в опытах на урожайность хлеба», «От 28 августа 1844 года Список бурят Баргузинской степной думы у кого были взяты снопы для опыта». В 1855 году в урочищеУлюне по инициативе Баргузинского тайши Хамнаева было устроено кожевенное и суконное заведение. В этом заведении выделывались юфтевые кожи, крестьянское сукно, сукманина (тонкое сукно), происходило шитьё сапог и бродней.

 

С 1818 по 1823 год велась переписка, и строилось здание Улюнского экономического магазина. В хлебный экономический магазин баргузинские бурятысдавали часть урожая зерновых для создания резервного семенного фонда на случай неурожая, оттуда выдавалось зерно особо нуждающимся бурятским семьям. В архиве имеются: «Дело по предписанию Баргузинского земского управления от 16 декабря 1863 года за № 2580 о приказании бывшему смотрителю Улюнского экономического магазина буряту Хопхонову составить отчёт о наличии хлеба», «Дело по донесению родового старосты о бежавших инородцах с караульной службы Улюнского магазина от 28 сентября 1863 года до 24 декабря 1863 года»,«Дело по решению инородцев Бурского и Ченоевского родов и причислению их к Улюнскому магазину от 20 ноября 1887 года».
 
В архивах сохранились многочисленные документы о деятельности Баргузинской степной думы.Интересендоговор о постройке здания думы«От 1838 года декабря 21 дня Верхнеудинского округа члены Баргузинской степной думы помощник главного тайши чиновник 14 класса Сахар Хамнаев и заседатель думы Чубунаев и Читканской волости Большечитканского селения прописанный Фёдор Максимов, заключили между собой,сей Контракт нижеследующего содержания...» По этому контракту Ф.Максимов обязуется выстраиваемый бурятскимобществом вновьпри Улюнском улусе дом для занятия Степной Думы построить, вставить окна и двери, внутренние доделки, за что получить плату деньгами 50 рублей и три пуда мяса скотины. Обязуется начать 1 мая 1938 года и закончить 1 августа 1839 года. К Контракту прилагается схема здания думы квадратной формы, внутри располагались писарская, присутствие, комната для приезжих, архив, две печи.
 
В Национальном архиве имеются данные о деятельности Улюнской почты, о чём свидетельствуют:«Дело о ремонте почтовых домов от 3 марта 1803 года»,«Смета на строительство станционного почтового дома при Баргузинской степной думе»,«Дело о подписке на газеты и журналы от 16 января 1859 года по октябрь 1859 года»,«Дело о получении Иркутских губернских ведомостей Баргузинского тайши Хамнаева от 7 июля 1857 по 15 января 1857 года».
 
Ежегодно в Улюнском улусе при Баргузинской Степной Думе происходила ярмарка. В 1865 году оборот её исчислялся в 2015 рублей. «Главный предмет торговли на этой ярмарке, - сообщает отчёт Степной Думы, - со стороны купечества - различными российскими и китайскими товарами, а со стороны инородцев - мягкая рухлядь (пушнина), мерлушка, скотские кожи, масло, жир, рогатый и конный скот». Также в отчётах отражены сведения о числе купцов, о привозе товаров, пригоне скота. Случались и кражи, о чём говорит «Дело о краже товаров у еврея Мордер во время Улюнской ярмарки с 31 декабря 1861 года по 30 сентября 1861 года».
 
 Первое бурятское приходское училище в Улюне было открытов 1844 году. В школе было установлено обучение русской и монгольской грамоте. В 1845 году помощнику Баргузинского тайши Сахару Хамнаеву за то, что он построил на собственные средства школу, была пожалована медаль для ношения на шее.В 1870-х годах по инициативе Николая Сахарова было построено новое школьное здание. Это здание сохранилось до сегодняшних дней. В архивном фонде Баргузинской думы имеются многочисленные свидетельства о заботе общества баргузинских бурят делами Баргузинского приходского училища:«Переписка об устройстве библиотеки в Баргузинском бурятском приходском училище. 20 мая 1867 г. – 9 января 1867 г.»,«Дело о снабжении книгами Баргузинского приходского бурятского училища. 25 января 1869 г – 2 июня 1869 г.»,«Переписка с Баргузинским окружным исправником об открытии женской школы при Баргузинском приходском училище. 15 января 1868 г. – 20 сентября 1868 г.».

 

С 20 апреля 1896 года в Улюне начинается строительство приёмного покоя для больных и квартиры для сельского фельдшера, приобретается имущество для приёмного покоя.«От 17 января 1898 года Дело об отпуске 240 рублей на приобретение инвентаря медицинского для Баргузинского приёмного покоя Баргузинской степной думы»,6 марта 1899был назначен «Сельский фельдшер 2-го участка Баргузинского округа Ефим Водонков», в «Описи общественного имущества Баргузинского бурятского приёмного покоя» перечисляются предметы мебели, а в рапорте фельдшера Е.Водонкова от 5 июля 1899 года говорится, что в настоящее время бурятском приёмном покое находится инородка Курумканского селения Чагдурова, которую пришлось поместить в покое совершенно не обставленном ни бельём, ни какой-либо посудой, ни продовольствием», видимо 240 рублей предназначенные на покупку инвентаря были использованы по другому назначению.
 
Буряты, прикочевавшие с иркутской стороны, быливсе шаманистами, так как шаманизм является исконной верой, и, несмотря на усердную агитацию и навязывание христианства и буддизма, баргузинские буряты всегда поклонялись духам предков. С конца 18 века среди бурят начинает широко распространяться буддийская вера. Быстрому расцвету Баргузинского дацана способствовали стараниястарейшин и предводителей баргузинских бурят, которые были ревностными последователями буддизма.В 1812 году, при тайше Санкир Ондрееве люди хонхоевской кости hэнгэлдурского рода, пригласив ширету-ламу Кудунского дацана Хоринского ведомства, поставили на вершине горы Жаргаланта часовню – дуган, а на озере Хахши сделали жертвоприношение лусутам.

 

По инициативе тайши баргузинских бурят Цанкира Андреева начала применяться тибетская медицина, обучение людей, сбор лекарственных трав. По поручению Санкир нойона ламы Сультим и Дажар привезли из города Кяхты тибетские лекарства и продавали их. Это была очень прогрессивная и положительная практика для того времени, так как в то время не было врачей и больниц.В архиве сохранился любопытный документ «От 25 января 1846 года Билет, выданный ламам и хуваракам Баргузинского дацана для свободного пропуска их в Троицкосавскую (Кяхтинскую) крепость в целях покупки книги «Ганжур». Ганджур былприобретёнза 870 рублей серебром. Как повествуют летописи, Нада Ихиныров и Пилдан Партуев внесли значительный денежный вклад в приобретение 108-томного учения буддизма»
 
В 1825 году, в год деревянной мыши Санкир нойон и 5 родовых шуленг и более 2 тысяч баргузинских бурят мужского рода отправили письмо хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали(Борогол). В 1826 году, в год огненной собаки, письмо с тамгой-печатью бандидо-хамбы с одобрением и разрешением было получено и начато строительство дацана.В то время в Баргузинской долине активно действовали христианские миссинеры, которые проводили крещение бурят,и они очень ревниво относились к быстрому становлению буддийской веры среди баргузинских бурят. В летописи описывается, что в 1827 году, в год огненной свиньи, по доносу миссионера Фёдора Миронова о том, что буряты без разрешения строят дацан, проводилось расследование и, так как было предъявлено письмо бандидо-хамбы, то расследование было прекращено. В 1828 году, в год земляной мыши, Нимайлан лама, приехав в Баргузин из Сонгольского дацана, провёл освящение нового дацана. Этот дацан получил название Гандан Шаддолин и Жамсарана сахюусана. Проводились большие торжества, 65 коней соревновались. Здесь самым быстрым оказался рысак Дымпила Харагшанского. В бурятской борьбе победили Иискин Барюуни и Харсаанай Ойбо. Санжа Шантаадов, Сандан Убгэнов и Ендон Хамганов во главе более 10 хувараков победили в соревнованиях.
 
 В 1864 году, недалеко от Баргузинской степной думы, на речке Улюн, был основан миссионерский стан, названныйвпоследствии Баргузинским (Улюнским). Успехи крещения баргузинских бурят у миссионеров были минимальны, о чём свидетельствует «Ведомость о крещёных инородцах по ведомству Баргузинской степной думы за 1865, 1866, 1867 годы: 13 мужчин, 9 женщин. Ведомость подписана Главным тайшой чиновником 14 класса Сахаром Хамнаевым».

Очень интересны данные о благотворительной деятельности Баргузинского общества, кроме содержания Баргузинского дацана, Баргузинского приходского училища и других собственных нужд, они жертвовали деньги на общероссийские нужды, о чём свидетельствуют: «Именной список инородцев Баргузинского ведомства пожертвовавших деньги на сооружение часовни в память спасения священной жизни Государя императора от 25 мая 1867 года, в том числе старшина бурского рода П. Партуев – 1 рубль серебром, староста Ченоевского рода Буда Инкиреев – 1 рубль и др.»,«От 10 сентября 1853 года донесение Баргузинской степной думы Забайкальскому областному правлению о пожертвовании денег на постройку храма в Киеве».
 
Участвовали буряты и в строительстве Кругобайкальскойдороги, учитывая тяжелейшие условия труда, неудивительно, что поступило «30 июля 1845 года Донесение родового головы в Баргузинскую степную думу о побеге рабочих со строительства Кругобайкальской дороги».3 марта 1846 года баргузинские родоначальники рассматривали просьбу привлечь на строительство Кругобайкальской дороги людей из Баргузинского ведомства и приняли «Приговор родоначальников БСД об обязательстве высылать на строительство Кругобайкальской дороги 8 человек от 100».  Таким образом, в далёком прошлом наши прадеды строили дороги и мосты, которые действуют до сих пор.

 

В то далёкое время наши предки заботились и о сохранности природы: «Распоряжение о планомерной эксплуатации лесов», «От 26 января 1842 года Обязательство инородцев из улусов о соблюдении ими противопожарных мер при сожжении на полях негодных трав», «От 6 мая 1841 года Дело о прекращении палов на сенокосных участках», «От 7 июля 1857 года Распоряжение о принятии мер по борьбе с лесными пожарами», «От 13 января 1870 года Дело о противопожарных мерах при пускании палов», «От 20 июля 1894 года Дело об организации заповедников в Баргузинском ведомстве».

 

Одним из несомненных достоинств работы Баргузинской степной думы были элементы демократии, например, наиболее важные вопросы решались сообща, вырабатывался «Общественный приговор», так в 1894 году был выработан «Общественный приговор» запрещающий вырубки леса на Куйтунском плато: «Сохранившиеся по се время леса по песчаным буграм, именно «Зармадъ», «Туракинъ», «Карамодунъ», «Тутэн-хан», «Усть-Гарга, «Шапхай-булукъ», в Карликской стороне «Дахинъ», на всей нижней стороне Куйтуна по берегу Баргузина, на верхнем Куйтуне «Ухури» считать неприкосновенным для истребления. За каждый случай истребления налагается страховой штраф, в первый раз 50 копеек за каждую лесину, второй раз 1 рубль». Подписали этот приговор Главный тайша Ринчин Сотиев, родовой Глава баендаевский, Бурский родовой глава Сахаров, родовой глава 2-го Чиндыльдурского (hэнгэлдэровского) рода Очиров, родовой Глава Сборного рода Арсаланов, родовой Глава Чиноевского рода Сыдбилов.

 
 
Баргузинские тайши
 
 Титул «тайша», как и другие титулы (зайсан, шуленга, засул) носили бурятские нойоны. Главный тайша управлял всей жизнедеятельностью населения, находящегося в введении думы. Тайши, зайсаны вместе с духовенством составляли цвет национальной интеллигенции, быливыразителями интересов своего народа.

 

В Национальном архиве Республики Бурятия имеетсядонесение (разъяснение) относительно вопроса о наследственных правах Главного тайши Хамнаеваот февраля 4 дня 1875 года за № 102. Согласно этого документа род Главного тайши баргузинских бурятХамная Цанкирова есть наследственный с 22 июля 1822 года, так какдо оного времени был главным родоначальником Баргузинских бурят родной отец тайши Хамная Цанкирова, Цанкир Андреев вступивший в должность 30 марта 1789 годатоже по наследственному праву Главного родоначальника родного дяди своего Босхола(Босотхола) Андреева служившего тайшой в 1780-х годах и сей последний вступил тоже по наследственному праву первого главного родоначальника Баргузинского ведомства по переходу их сюда из Верхоленска в 1745 году родного дяди Гулугуна Ивашина.

 

В1826 году должность главного тайши перешласыну Цанкира Андреева Хамнаю Цанкирову. Он поддерживал распространение ламаизма в долине, его старший сын Цырен-Дылык стал ламой, а третьего сына - Сахара он отправил в город Баргузин для обучения русской грамоте к частному учителю Ивану Андреевичу Ларионову.

 

В 1830 году 16-тилетнийС. Хамнаев осуществил поездку в Гусиноозёрский дацан, где имел официальную встречу с хамбо-ламой Ешижамсуевым, который по его просьбе назначил ламу Арзанова первым ширетуем Баргузинского дацана. В 1832 году едва достигнув совершеннолетия, С. Хамнаев по ходатайству генерал – губернатора Пятницкогобыл вызван для представления государю императору Николаю I.Он выехал 2 сентября 1832 года и приехал домой 11 мая 1833 года,царь удостоил его серебряным кортиком и 1000 рублями ассигнаций.

 

Сахар Хамнаев известен в истории просвещения Бурятии как истинный его ревнитель. Будучи помощником главного тайши, он организовал в 1844 году в улусе Улюн первое училище для баргузинских бурят. Известный сибирский поэт и просветитель, работавший тогда смотрителем Верхнеудинского уездного училища,Д.П.Давыдов писал: «… бурят, чиновник 14-го класса Сахар Хамнаев, известный своей благонамеренностью, отлично уважаемый всеми вообще, и бурятами в особенности, прекрасно знающий русский и монгольский языки и посетивший в Санкт-Петербурге все почти замечательныев учёном отношении учреждения… с отеческой заботливостью блюдёт об училище, разводит для детей картофель, призирает бедных учеников своей собственностью, поощряет прилежных и кроткими мерами направляет ленивых, училище держится его деятельностью… а дом для заведения выстроен его средствами». Сахар Хамнаев был знаком с братьями Кюхельбекер, по егоприглашению в Улюне был Дмитрий Павлович Давыдов. После этой поездки Д.П. Давыдов написал одно из своих стихотворении «Думы беглеца на Байкале» - известную песню «Эй, Баргузин пошевеливай валом».
 
С. Хамнаев корреспондировал газету «Восточно-Сибирское обозрение» любопытными материалами по этнографии края. По просьбе Д.П.Давыдова он направил в Географическое Общество в Иркутске сведения о климате в Баргузинской долине. Хамнаев имел встречу с Доржи Банзаровым в Иркутске. Сообщается, что они «коснулись истории образования моря Байкал со ссылкой на китайские летописи «Шин»». Сахар Хамнаев в 1834-1846 гг. являлся помощником главного тайши, когда эту должность занимал его отец Хамнай Санхиров.
 
 В 1854 г.Сахар Хамнаев(род. в 1814г., умер в 1885)был избран главным тайшой Баргузинской степной думы, прослужил в этой должности более 20-ти лет, онмного сделал для развития экономики края. С его деятельностью связано проведение оросительных систем в бассейне рек Ина и Курумкан, использование целинных земель, расширение посевов зерна, возделывание картофеля, льна на волокно. Были организованы производства по обработке кожи и закуп овечьей шерсти у бурят для Тельминской суконной фабрики в Иркутске. При содействии Хамнаева была проведена колёсная дорога от Баргузина до Туркинских горячих источников. За свои заслуги он был награждён двумя орденами 3-ей степени Анны и Станислава, золотой медалью на Анненской ленте и двумя серебряными медалями на лентах.

 

У Сахара Хамнаева было пять сыновей. Старшийиз них, Цыдыбжаб родился 12 января 1839г.в местности Калгантуй. За ним с разницей в один год шли Цыренжаб, Цыванжаб, Цыбикжаб и Цынгунжаб. По старинному обычаю, имя отца стало их фамилией.
 
В середине 50-х гг. 19-го в. Цыдыбжаб и Цыванжаб учились в Верхнеудинском уездном училище и жили на квартире Д.П.Давыдова на втором этаже училища. Для удобства общения с русскими учениками Цыдыбжаба нарекли Александром, а Цыванжаба – Николаем, но без крещения в православие.

 

В 1856г. Александр Цыдыбжаб Сахаров, окончив училище, становится учителем Улюнской школы. К тем годам учительства Александра Сахарова относятся и первые его краеведческие опыты. Сын краеведа, воспитанник краеведов Давыдова и Паршина, он не мог не увлечься их делом. Краеведческих работ Александра Сахарова не сохранилось. В январе 1865г. А. Сахаров неожиданно уходит из школы и его место учителя занимает 24-летний Николай Цыванжаб Сахаров. Спустя 4 года в 1869г. в «Иркутских губернских ведомостях» в №30 от 26 июня и №33 от 16 августа была напечатана историко-географическая статья о бурятах и эвенках (тунгусах)«Описание инородцев, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области»и «Бурятская сказка» по мотивам с монгольских сказок из «Шидикура».В начале 1870-го года.

 

Паршин доводит до сведения Н. Сахарова, что главный инспектор учебных заведений Восточной Сибири поручает учителям приходских училищ края собрать образцы местных насекомых. В сентябре того же года улюнский учитель отправляет в Верхнеудинск три бумажных ящика с энтомологическими коллекциями.20 сентября 1872г. Николай Цыванжаб в возрасте 31-го года неожиданно умер. В 1874г. в училище вернулся Александр Цыдыбжаб Сахаров, но не надолго. Спустя два года он «по домашним обстоятельствам» оставляет школу и теперь уже навсегда.

В 1875 году Сахар Хамнаев оставляет пост Главного тайши и на его место вступает Цэрэнжаб Константин Сахаров, который пробыл в этой должности до 1882 года.

 

После его ухода в 1882 годупост Главного тайши занял Цэдэбжаб Александр Сахаров. В 1887 году по предложению князя Э.Э.Ухтомского Цыдыбжап (Александр) Сахаров написал на монгольском и русском языках «Летопись баргузинских бурят» на старомонгольском языке, которую вскоре сам перевёл на русский язык (издана в Ленинграде в 1963 году).
 
Последним пост Главного тайши баргузинских бурят занималРинчин Сотиев с 1894 года по 1903 год. В 1895 году Ринчин Сотиев и Ширээтэ Баргузинского дацана Цыден Соодоев ездили в Санкт-Петербург на коронацию – вступление на престол Николая II.

 

По данным 1887 года численность баргузинских бурят 5150 мужчин, 5472 женщины, всего 10622 человек, крещёных 179 мужчин, 107 женщин, всего 286 человек. Они содержат 130 тысяч голов домашних животных, в том числе 20 000 лошадей, 45 000 крупного рогатого скота, 60 000 овец, 5 000 коз.
 
История Баргузинской степной думыс 1811 по 1903 годы, отображённая в летописях,архивных документахтаит много интересных фактов и загадок итребует детального научного исследования. Степная дума для бурятского общества былаорганом управления, построенным на основе идеи местного самоуправления и общинно-родовой демократии. Поэтому передовые бурятские общественные деятеливыступали против волостной реформы и отстаивали эту, по их словам, «маленькую автономию». Развернулась борьба против законов поземельного устройства и введения волостного управления. Но неотвратимо в начале XXвека степные думы были упразднены, власть передавалась в руки непосредственно русских начальников. Так ликвидировались остатки местного национального самоуправления бурят. На территории проживания баргузинских бурят были созданы Улюнская и Гаргинская волости, состоящие из нескольких булучных (сельских) обществ, подчинявшихся крестьянскому начальнику участка.

 
Л.Будаева Улюнская муниципальная библиотека

Просмотров: 4097

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -