Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Амгаланта

19 марта 2012
Амгаланта

Ванжилова Сэлмэг, ученица 10 а класса  Хоринской СОШ № 1 Хоринского района

Руководитель: Ванжилова Лариса Дамбаевна

 

Спросили старца, что такое счастье?

 

Он бороды потрогал острие

 

И, головой качая в знак согласья,

 

Сказал: «Оно у каждого свое.

 

Но есть и счастье общее, которым

 

Ты тоже должен обладать сполна-

 

Любовь к народу и к родным просторам!

Без них мы все, как без корней сосна,

 

Как ствол без веток, как без листьев ветка,

 

И счастье на порог не ступит твой!

 

Люби народ и землю беззаветно

 

И будь любим народом и землей!»

Д. Жалсараев. 

 

История – это путь, пройденный человеком во времени. Для чего нужно знать её? Ведь это дело давно минувших дней. Чем поможет нам она в такой сложной сегодняшней жизни? Мы не можем задаваться вопросами кто – мы, откуда мы, не зная историю человечества. Не зная историю человечества невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни, в мыслях разных народов, проникнуть в суть событий. Для любого человека история значит очень много. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но прежде всего – самих себя.

 

А история родной страны – это наша с вами история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не видя своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Историческим, не грамотный обделен духовно, пустым звуком остается богатейшая литература предков. Актуальность исследования. Историю по праву называют памятью народа. И эта память должна быть ясной, не замутненной искажениями и предрассудками, т.е. правдивой и достоверной. Очень много времени потребовалось, чтобы заселить, освоить, защитить от внешних врагов наш родной край. Разве можно оставаться равнодушным.

 

Если мысленно представить себе. Сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений. В истории родного края и её народа нет, и быть не должно малозначительных периодов, событий, фактов и лиц. Великое и малое, постоянное переходящее – все заслуживает внимания нашего поколения, становится предметом изучения. Прошедшие поколения незримо протягивает и к нам свои руки. Они передают нам не только трудовые навыки, опыт, достижения, свои приобретения, успехи – материальные и духовные, культурные, но и свои промахи, просчеты, неудачи, беды и горести. Все это оставило свой след и доставалось в наследство нам. А мы, что-то приняв из прошлого и что-то отвергнув, сами оставляем в наследство будущим поколениям и свои достижения, и свои ошибки и недостатки. От нас всех зависит, отыщем ли мы все следы прошлого, расскажет ли нам родная земля, поделится ли с нами своими тайнами, откроет ли завесы времени.

 

Глава I. История родного края. 1.1. Хронология села Амгаланта

 

«Живущие должны знать

 

Откуда всё проистекает…»

 

Амгаланта - этот улус раньше назывался Нахала, так же называлась река, в долине которой он расположен. Зүн нахала, Баруун нахала – от бурятского слова нахал, что означало распространённое раньше в этих местах заболевание глаз у лошадей и овец. Позже, при распространении ламаизма, улус был переименован ламами в Амгаланта – благополучный, спокойный, безмятежный.

 

В дореволюционные годы в окрестностях будущего села проживало 25 семей. В настоящее время, по данным Всероссийской переписи населения, в нашем селе насчитывается 72 двора, в которых проживает 310 человек. Из них детей до 18 лет – 113 человек (эти данные получены в ходе работы Детской переписной комиссии). До 30-х годов Амгаланты как таковой ещё не было. Семьи проживали группами в местностях: Дарька, Бильчир, Западная нахала, Восточная нахала, Үндэр майла, Дүбгэр, Шулуута. Личности глав этих семей установлены при помощи нашей землячки Гапсановой Намжилмы Дудеевны. Она же поведала нам о примерном расположении этих семей, а Дондоков Дамба Дампилович, её сын составил карту-схему местности.

 

Список жителей прилагается. Главным занятием было кочевое скотоводство (табан хушуун мал). Они разводили лошадей, овец, коз, коров. Кроме того, занимались охотой. Скот находился на подножном корму, а позже, с приходом русских, перешли к осёдлому образу жизни. До 30-х годов будущие сельчане жили разрозненно, вели хозяйство в течение года в двух местах, в так называемых зимниках, летниках. Осёдлость улучшила ведение хозяйства, стали строить стайки для скота, чтобы на ночь не оставлять его в зимний мороз под открытым небом. С приходом русских стали заниматься земледелием, сеяли пшеницу, рожь, овёс и ячмень. С переходом к осёдлости появилось разделение жителей на богатых и бедных. Но, тем не менее главным местом хозяйствования становится зимник. Все хозяйственные работы выполнялись с помощью лошадей. Местные жители получали от скота продукты питания – мясо, молоко. Молоко издревле почиталось и считалось белой, чистой пищей, а мясо являлось основной пищей. Поэтому дорогому гостю в начале преподносилась белая пища, чаще всего молоко.

 

Наши предки в своём питании применяли плоды различных растений и съедобные корни. Летом и осенью собирали ягоды: землянику, голубику, бруснику, черемуху. Приготовление молочных продуктов питания, выделка кожи, шитье различных вещей, обуви и одежды полностью возлагались на женщин, а мужчины занимались вопросом обеспечения семьи мясом, ухаживали за скотом, занимались охотой и изготовлением орудий труда. Первоначальным орудием охотника были лук и стрелы. Позже появились курковые ружья, что облегчило занятие охотой. Было четыре вида охоты: индивидуальная, коллективная, на солонцах (хужирах), капканами и ловушками. Для приготовления одежды и обуви использовались кожа и шерсть животных.

 

В выделке кожи применялись сметана, костный жир, печень, мука грубого помола. Чтобы кожа не подвергалась порче, чтоб её не ела моль, её выкуривали сухим навозом. Приспособления для выкуривания называлось утаари. Таковы основные отрасли хозяйства, которыми занимались наши предки в дореволюционный период. До 30-х годов жителями формировавщегося села были буряты, которые относились к трём из 11-ти Хоринских родов: хубдууд, галзут, харгана. В свою очередь, хубдууд подразделялись на Тумэршэ и Модошо. А с 1942 года в село приехали татары, русские, армяне. В 1931 году в послереволюционные годы, на базе зарождавшегося села при массовой коллективизации возникло ТОЗ (товарищество обработки земли). Вступили в ТОЗ не все, в первое время 10-12 семей. Именно это время положило начало появлению и развитию населённого пункта.

 

Вошедшие в ТОЗ 10-12 семей постепенно объединились в образовали одну улицу. В 1931 году эта улица стала фундаментом колхоза имени III Интернационала. Возглавлял молодой коллектив Ринчинов Цыдып--Доржи Дагбаевич. Он вёл активную пропаганду, чтобы люди не перекочёвывали, а создали комплексную бригаду. Конечно, селом трудно было назвать одну единственную улицу, позже получившую название Интернациональная. Успехи работы колхоза во многом зависели от того, кто стоял во главе коллективного хозяйства. Исходя из житейского опыта, колхозники выбирали из своей среды лучших опытных в крестьянском деле, сельчан. В этом не только дань уважения и любовь к своему колхозному вожаку, но и человеческая мудрость. Двадцать лет Амгаланта вела самостоятельное хозяйство. Имелась кузница, которая принадлежала Будаеву Балдану. Он ковал подковы для лошадей, обручи для колёс и другие металлические предметы обихода. Расположена была кузница на левом берегу реки Амгаланта. Занимались будущие жители села и деревообработкой. Например, Цыдыпов Ломбо, был умелым плотником (дарханом). Сделанные его руками телеги и сани пользовались спросом даже в соседних районах. Он относился к роду модошо хүбдүүд.

 

Позже здесь делали кирпичи из глины. Занимался этим делом случайно заехавший в маленькое село русский, по фамилии Вавилов. В некоторых домах до сих пор сохранились печи из этого кирпича. Кроме этого, имелись Дом животноводов, клуб, молочно-товарная ферма, машинно-тракторная мастерская, 3 гурта КРС, 1 гурт содержал коз, свиней, кур, 9 отар овец, конюшня, фельдшерский пункт, тракторно-полеводческая бригада. Через 20 лет, в 1952 году, Амгаланта и Ашанга слились и образовали колхоз имени Ленина. Жителей заставляли перекочевывать в Ашангу, но они остались в Амгаланте. Засоренность полей, засуха, ранние заморозки и просто неумение пользоваться землей угнетали посевы. Поэтому в декабре 1953 году вошла в состав колхоза «Анинский». Кроме нее, в него вошли еще такие села, как Георгиевка, Ашанга, Булаганск, Булум, Ониноборск, Алан, Анинск (Жданово), колхоз «Сталина» (в Хоринске), Улан-Одон, Кульск. В 1967 году в апреле из «Анинского» колхоза образовался совхоз «Георгиевский». Тогда то, в 1967 году, Амгаланта и стала третьим отделением совхоза Георгиевский. Поначалу не умолкали споры о названии нового совхоза, но затем решили назвать совхоз по имени человека, облюбовавшего место – Георгиевский.

 

В 1997 году совхоз Георгиевский был реорганизован, Амгаланта осталась отделением уже СПК ЗК «Дружба». За все время смены колхозов председателями – управляющими были: Ринчинов Цыдып-Доржи Д., Очиров Л.Б., Рыгзенов Г., Цыбикжапов Ц., Мижитов Б-С., Цыденов, Бадеев, Цыбикжапов Д., Ринчинов Ц. Управляющими: Гончиков Г-Д., Цыренов Ц., Монголов, Бобров П., Ванжилов Д., Нагмитов Ж., Доржиева Г., Цыдыпов Э., Заянова Н. Ныне управляющим села Амгаланта является Цыдыпов Б. А. Так как школы в Амгаланте не было, детям в 1930-1940 гг приходилось пешком ходить за 15 км в Ашангу, чтобы обучиться грамоте. Своя же начальная школа открылась в сентябре 1944 года. Начальная школа была построена за счет средств родителей. «Школу открыли в маленьком клубе, там покрасили классную доску, парты…»- вспоминали позже первые ученики. В первый класс пошли 13 учеников, из них восьмилетних было шестеро, остальные ребята были чуть старше. Учащимися четвертого класса были двое, а в третий класс поступил один ученик. Первой учительницей была Цырен-Дулма Цыремпиловна Цыденжапова. В разные годы работали в начальной школе села талантливые учителя: Цыденжапова Ц.Д., Ринчинов Б-Н.Д., Цыдыпова Ц.Б., Цыбанова С.Ц., Мункуева Ц-Х.М., учительница Амгалантинской начальной школы, заслуженный учитель школ РСФСР, кавалер ордена Октябрьской революции, была делегатом съезда СССР (ВЦСПС).

 

В 1991 году Амгалантинская начальная школа былы реорганизована в основную общеобразовательную. Руководителем школы был назначен Митыпов Александр Жамсуевич. В сентябре 1995 года открылось новое типовое здание школы на 320 мест. А в 1996 году школа реорганизована в среднюю общеобразовательную. В настоящее время село переживает те же трудности, что и страна, нуждается во внимании со стороны властей. Годы перестройки, начиная с 1990 года, и по сей день, отрицательно отразились на нашем селе. В данное время не функционируют молочно-товарная ферма, маслозавод. Колхозники остались без работы. Исходя из этого, молодым людям негде реализовать себя, но родные места они не покидают, потому что родились и выросли в этом селе. Сейчас СПК ЗК «Дружба» переживает не лучшие времена. Но история показывает, что наши односельчане умеют справиться с трудностями. Поэтому на сельском сходе села было решено отделиться от СПК ЗК «Дружба». И Амгаланта, как 50 лет назад, будет вести самостоятельное хозяйство.

 

Сравнивая состояние местных жителей с их жизненным укладом до революции, можно сделать вывод, что их жизнь, в общем, не изменилась. Они стараются соблюдать обычаи и традиции своих предков. Проводя поисково-исследовательскую работу, мы встречались с разного рода историческими национальными видами деятельности. Это и национальный обычай, и технология обработки шерсти, кожи, технологии изготовления предметов домашнего обихода. Так нами было выяснено, как изготовляется войлок, в прежние времена служивший стенами и крышей юрты, какова технология обработки и изготовления древесных изделий и многое другое. В том числе мы получили бесценную информацию о приготовлении различных продуктов питания. Собрав все это, проработав, мы решили открыть свое дело, которое приносило бы нам неплохой доход. Кроме того, всё, что делалось раньше, изготовлялось из экологически чистого сырья: натуральные шерсть и кожа, лесные ягоды и коренья, древесина. Открыв свое дело, мы сделали бы много полезного для населения села.

 

1.2. География села

 

Амгаланта

 

находится в восточной части района на границе Хоринского и Еравнинского районов. Село удалено от районного центра на расстоянии 60-ти километров. Амгаланта расположена в живописной долине, окруженной горами. В основном горы покрыты лесами: хвойными, лиственничными. Встречается осина, берёза, тополь. Растут багульник- краса сибирского леса, шиповник, ягоды: голубика, брусника, смородина, боярышник. Особое значение имеет река Амгаланта, которая играет важную роль в орошении сенокосных угодий, полей. Средняя её ширина непостоянна и колеблется в нижнем течении от 4 до 6 метров. Притоков не имеет и впадает в реку Уда. Животный мир довольно таки разнообразен. В местных лесах обитают такие пушные звери, как белка, соболь, лисица, рысь. Кроме того, встречаются заяц, медведь, волк, лось, косуля, изюбр, кабарга, олень. Водятся птицы: глухарь, рябчик, тетерев.

 

Глава 2. Результаты поисковой работы по истории родного края. 2.1. Легенды и мифы о малой Родине. Красота родного края вдохновляла наших предков на творческое искание. Поэтому в своих песнях и благопожеланиях, мифах и преданиях, пословицах и поговорках народ выражал свои мысли и чаяния. Высокие горы окружают Амгаланту со всех сторон. Каждое место имеет своего хозяина – в лесу, в горах (эзэн), в водных источниках (лусуд, сабдаг). Поэтому с давних времен проезжая мимо священных мест необходимо оказывать таки почетания их хозяевам. В нашем селе такими почитаемыми местами: «Дэлгэр хан», «Даша хан», «Баян хан», «Бурин хан», «Шулуута хугшэн эжы», «Тудхалта баабай», «Орголи баабай», «Шэбээтэ баабай».

 

Много легенд и преданий, сказаний и мифов сложили наши предки о бесконечных степях, о высоких горах нашей местности. Из множества легенд о нашем крае можно выделить две, о которых поведала ученикам нашей школы Заслуженный работник образования РСФСР, учитель Амгалантинской начальной школы Мункуева Цырен-Ханда Мункуевна, легенды о степи Булган тала и о высокой, почитаемой горе Шэбээтэ. В степях наших кипела жизнь, наши предки, защищаясь от врагов, кочуя по степным просторам, донесли до нас легенды и предания, в которых правдиво и красиво пели о своём могучем Бабжа-Барас-Баторе. Послушайте сказание о великом баторе. «….Он был таким батором, что с семи лет дразнил, играл со свирепыми собаками и, будучи обкусанным, изодранным до крови, не чувствовал никакой боли. Во время охоты на зверей он чаще и чаще сталкивался, соперничал и ссорился с тунгусами. Тем временем он прославился как Бабжа-Барас-Батор (прежде его звали Бухэ-Бэликто).

 

Существует много легенд о местах, связанных с пребыванием знаменитого хоринского батора. Могучий Батор не раз защищал свой народ от набегов врагов. Однажды, чтобы отразить натиск маньчжуров, вынужден был укрыться на горе. Эту гору, позже, назвали Шэбээтэ, буквально означает «укрытие». По преданию жителей Амгаланты, Бабжа-Барас-Батор дожил до преклонного возраста. Однажды в туманное утро, Батор вышел из укрытия, чтобы обойти родную землю, посмотреть, не посягает ли никто на её мирную жизнь. И вдруг увидел он далеко вдали движущуюся фигуру. Старик-батор уже был прелонного возраста, и зрение его ослабло, но и так он сумел разглядеть, что вдалеке на его родную землю надвигается отряд конников в предводительстве вожака.

 

Заметил их Бабжа-Барас-Батор около нынешнего села Булум. Недолго думая, Бабжа-Барас-Батор схватил своё оружие, чтобы защитить свою Родину. С вершины гор он пустил стрелу прямо в предводителя и прогнал врагов. Так, исходя из укрытия легендарного Бабжа-Барас-Батора, стали называть эту гору Шэбээтэ. Проходя через одну бесконечную степь с многочисленным войском баторов, Бабжа-Барас получил известие о том, что недруги готовят нападение на родной край. Тотчас же могучий батор опрометью поскакал защищать родной край от набежчиков. В это время упала с его головы соболиная шапка, которую подобрать не было времени. С тех пор стали называть эту степь «Булган тала», что означает «Соболиная степь».

 

2.2. Песня о Родине.

 

К 25-летию совхоза «Георгиевский» по просьбе П.Я. Захарова, директора, были сложены три песни, одна из которых посвящена Амгаланте. Слова песни «Амгаланта» написаны Ц-Д.. Хамаевым, а музыка В..Пантаевым.

 

 

Амгаланта.

 

Аба, эжын тоонто

 

Алаг зурхэнэйм уужа

 

 

 

Агаар арюун, Амгалантам

 

Зоноор тэнюун Амгаланта

 

Холын замдамни

 

Хоёр нюдэмни

 

Һанаан зуудэндэмни

 

Һаруул Һахюулни Амгалантам

 

Баян хаан, Шулуута

 

Бага наҺанайм Һуужа

 

Хүжын утаа манаруулҺан

 

Хүбшөөр баян Амгалантам.

 

 

 

2.3. Наши земляки на фронтах В.О.В. 1941-1945

 

К началу Великой Отечественной войны в нашем селе было 20-30 домохозяев. В годы войны были мобилизованы в ряды Советской Армии почти все мужчины от 17 до 50 лет. Можно сказать, что каждая вторая семья отдала в солдаты одного или двух мужчин. Из нашего села было мобилизовано 30 с лишним человек, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях. Немало славных подвигов вписали в историю ВОВ мои земляки. Они принимали участие в сражениях под Москвой и Сталинградом, в разгроме империалистической Японии, в освобождении народов Европы, под Калининградом, в защите Брестской крепости. Все они были награждены орденами и медалями за проявленную доблесть и отвагу на фронтах ВОВ. В памяти нашей навсегда останутся имена отважных земляков, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, во имя жизни на земле. 16 амгалантинцев пали в боях с врагом и навсегда остались на поле брани.

 

Назвав поименно всех воинов, отдавших свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины, она навечно сохранит в народе память о них. Их будут помнить, и гордиться поколения моих земляков. Имена и подвиг наших воинов-земляков не будут забыты: Ринчинов Ш-Н.Д., Егнинов Г., Егнинов Ц., Иванов Ж.Ш., Рыгзенов А.Ц., Рыгзенов Г.Ц., Цыбиков Ч.Ц., Цыренов Ц., Цыремпилов Ц-Д.Ц., Цырендоржиев Ц.Д., Чимитов Д.Ц., Дашиев Д-Н., Доржиев Д.Д., Доржиев Ц-Д.Д., Дугданов Ц.Б. Вернулись в родной край, в родное село к отцу и матери, к семье Ринчинов Б-Н.Д., Дымбрылов Ц., Гылыков М-Б., Нимаев Ч.Р., Жалсанов Р.Г., Цыбиков Н-Д.Ц., Жамбалдоржиев Р-Б., Галсанов С.Д., Ринчинов М-Б., Ширапов Э., Гатапов С.

 

2.4. Трудовой вклад амгалантинцев в Победу. Теплыми зорями начинался тот июнь. Светлые грибные дожди орошали землю. Богатый урожай должно было принести лето сорок первого. А принесло кровь, пепел, разорение. Оборваны мечты и надежды. Идет война. На фронт ушли отцы, братья, мужья, сыновья. Так же, как и по всей стране проходили первые собрания и митинги. Газета «Бурят-Монгольская правда» от 25 июня 1911 года вышла с лозунгом из передовицы газеты «Правда»: «Всякая работа в военное время почетна и полезна для победы. С момента объявления войны нет больше мирных профессий. Вся страна отныне работает на оборону, на защиту родины. Победа решается не только на фронте, но и в тылу». С начала войны происходит перестройка народного хозяйства и всей жизни на военный лад. Многие оставили учебу в школе и встали на места ушедших на фронт мужчин. Среди них были одни старые, женщины и малые.

 

Можно поименно назвать своих земляков, приближавших победу трудом: Галсанова Н.Д., Ганжурова Д., Рандалова С.Ж., Дугданова Ц.Б., Дашиев Р.Ц., Цыденова Л-Х.Ж., Цыденова Л-Х.Г., Дондокова Р.Д., Доржиева С.Г., Цыренов Ц-Ж.А., Цыбикова Б-Х.Р., Гармаева Д-Х.Д., Жамбалдоржиева Х.Ж., Будаева Д.Б., Гыбаева Б-Д.Б., Садовский И.А. и многие другие. Они и многие другие в поте лица трудились от зари до зари, отдавая работе все силы, пахали, сеяли, убирали хлеб практически в ручную. Пасли они овец, коров, заготавливали дрова, сплавляли лес…. Слушая их рассказы о том, как те засыпали за столом, не успев съесть краюху хлеба, сердце заполняет щемящая боль за тяжелые испытания, которые выпали на их долю. Наряду с выполнением трудной, порой непосильной работы, они, труженики тыла отправляли на фронт теплые вещи, продовольственные продукты, теплые письма и многое другое. Трудящиеся села поддерживали тесную связь с воинами действующей армии. Неоценима заслуга тружеников, приближавших победу своими руками, за это все они были награждены медалями «За доблестный труд» и грамотами, поощряющими кропотливую работу в военное время.

 

И сегодня как самую дорогую реликвию хранят во многих семьях эту трудовую награду, которая стала символом трудового героизма в тылу. 2.5. Социально-экономическое развитие. В 6 часов утра 9 мая 1945 г радио сообщило радостную весть, что гитлеровская германия капитулирована. Война закончена. Победа! Сколько радости, ликования было у населения. Кто встречал день Победы со слезами на глазах от радости, кто от горечи, что не дождутся своих близких, которые пали на полях сражений. Во всех населенных пунктах и районном центре состоялись митинги по случаю окончания войны. Война закончена. Теперь перед тружениками района встали новые задачи – подъем экономики, развитие народного хозяйства. 1946-1947 гг. стали для сельчан радостными. Прибывают с фронтов ВОВ отцы, мужья и братья. Жизнь становится веселей. Мужчины освобождают женщин от тяжелой работы, они становятся доярками, телятницами и свинарками.

 

Благодаря самоотверженной работе колхозников во всех звеньях сельскохозяйственного производства, увеличивается численность общественного стада и производство животноводческой продукции. В начале 50-х годов производится укрупнение колхозов за счет объединения ближайших колхозов. К началу 1960 года хозяйства района имели – овец 95201 гол., в том числе овцематок – 51590. за 10 лет овце поголовье увеличилось в два раза. Производство мяса составило 14866 ц против7985 ц в 1980 году, молока – 36830 ц, увеличение произошло в 2,5 раза, шерсти – 2659 ц. Настриг шерсти с одной овцы составил 2.9 кг. За это время выросли замечательные кадры сельскохозяйственного производства, которые своим трудом и умением снискали почет и уважение. Лучшими чабанами за эти годы стали: Нимаев Д-Ж.Д – кавалер ордена «Знак Почета», Намсараева Б.М. – кавалер ордена «Трудовой славы III степени», Гатапова Б.Д. – кавалер ордена «Трудовой славы III степени», Доржиева Д.Д. – кавалер ордена «Трудового Красного Знамени». До конца сороковых годов, из-за нехватки механизаторов – мужчин их заменяли женщины.

 

Не хуже мужчин трудились трактористами и комбайнерами. В Амгаланте трактористкой работала Дугданова Цырма Будановна. Самоотверженно трудились механизаторы: Манибадраев Д-Д.Р. – награжден орденом «Знак Почета», бронзовой медалью ВДНХ, медалью «За доблестный труд», значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР», Цыдыпов А.Л. – кавалер ордена «Трудовой славы III степени», Ширапов П.Э. – заслуженный механизатор Бур.АССР. В числе лучших доярок были: ганжурова Д., Рандалова С., Дашиева Л.А., Холхондойн Дугарма, Цыбикова Б-Х., Гыбаева М.Б., Гармаева С.Е., Ширапова М.Б. – передовая доярка, кавалер ордена «Трудовой славы III степени». Наше село гордится такими учеными и заслуженными работниками: Дондоков Д.Д. – кандитат технических наук, Дондоков Э.Д. – кандитат технических наук, Жалсанова В.Г. – кандитата социологических наук, Дашинимаев Б.Ц-Д. – кандитат ветеринарных наук, Мункуева Ц-Х.М. – заслуженный учитель школ РСФСР, Манибадраев Д-Д..Р. – заслуженный механизатор Бур.АССР, Ширапова М.Б. – заслуженный животновод Бур.АССР, Цыдыпов А.Л. – заслуженный работник сельского хозяйства Бур.АССР, Рыгзенова Д-Х.О. – заслуженный работник правоохранительных органов, Ширапов П.Э. – заслуженный механизатор Бур.АССР.

 

 

2.6. Галсанова Намжилма Дудеевна.

 

Наша землячка, Галсанова Намжилма Дудеевна, относилась к роду Хуасай одиннацати хоринских родов. Отец её, Дудеев Галсан Тайгуевич, главный зайсан рода Хуасай, был человеком образованным и уважаемым в округе окончил гимназию при Хоринской Думе. Её мать, Цырен-Дулма, дочь Шобоя, родом из Ашанги.

 

У её родителей долго не было детей, сын умер в младенчестве. Поэтому при рождении дочери (Намжилмы Дудеевны), родители, обеспокоенные потерей сына, принимали разные меры для сохранения жизни дочери. Её отдали семье с православной верой, где её крестили и дали имя Фёдора, а крестную звали Ариной. Пожив в этой семье некоторое время, жива и здорова, с крестиком на шее, вернулась она к своим родителям. По возвращению новорожденной дочери домой её отец поднес ламам Шалутского дацана подарки с просьбой покровительствовать её дочери. В знак согласия лама подарил ему детский халатик и тросточку, позже Намжилма Дудеевна говорила, что уверенна в том, что этой тросточкой ей предвещали жить не менее 90 лет.

 

Намжилма Дудеевна рано лишилась матери. Отец вторично женился на землячке, Намсараевой Ганжат. От второй жены Дудеев Галсан имел 6 детей: двух сыновей (один умер в младенчестве) и 4-х дочерей.

 

Её единственный брат, Сурунхур, прожил до 70 лет. Был участником ВОВ, вернулся с орденами и медалями летом 1944 года. Когда размышляешь над судьбой людей старшего поколения, поражаешься тому, сколько им пришлось испытать и пережить.

 

Муж Намжилмы Дудеевны, Дондок Сампилович Дампилов, честный, добрый человек пользовался уважением односельчан. В 1933 году по навету был исключен из колхоза, а в 1937 году арестован за антисоветскую агитацию и «опошление сталинской конституции». Домой, к жене и двум сыновьям, Дондок Дампилов вернулся лишь в 1945 году. Но подорванное в ГУЛАГе здоровье не выдержало, и он умер в 1947 году.

 

Намжилма Дудеевна начала работать в единоличном хозяйстве своих родителей с 8 лет, а после коллективизации трудилась в колхозе имени III Интернационала. Большую часть трудовой жизни Намжилма Дудеевна работала чабанкой. В годы работы в овцеводстве наша землячка совершила подвиг: в кошаре случился пожар, и она с риском для жизни спасла отару с недавно родившимися ягнятами, за что была удостоена премии – отреза на платье.

 

Если попытаться изложить биографию нашей землячки во всех подробностях, это заняло бы очень много времени и места. Поэтому мы решили остановиться на самых интересных деталях, которые в наше время воспринимаются как легенда.

 

Заключение.

 

Из данной работы можно сделать вывод, что знать свою родословную до седьмого колена, знать историю малой Родины, обязаны все, от малого до старого. Знание своих корней, уважение памяти предков есть первейшее выражение культуры.

 

Почитание бережное отношение к природе, любовь к родине, духовная связь поколений были основной нравственной культурой бурята.

 

В первой главе «История родного края» дана хронология села Амгаланта и географическое положение села.

 

Во второй главе содержатся результаты поисковой работы: в ней представлены мифы, легенды местности села, песня о родине, жизнь села во время В.О.В. и после её окончания.

 

Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Без прошлого нет настоящего.

 

Надо всегда свято хранить память о своих земляках, о родном крае, передавать все наше узнанное, накопленное из поколения в поколение.

 

Литература. 1.. Мункуева Ц-Х.М. «Амгалан тэнюун Амгаланта». - // «Удинская новь», 20 сентября 2002., 28 сентября 2002 г. 2. Сведения об истории родного края были получены от: Галсанова Н.Д., 1905 г.р., проживала в селе Амгаланта; Дондокова Д.Д., 1936 г.р., проживает в городе Улан-Үдэ; Мункуевой Ц-Х.М., 1937 г.р., проживает в городе Улан-Үдэ;

Автор: Moderator
Просмотров: 4950

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -