Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История села Енгорбой

28 февраля 2012
История села Енгорбой

История села Енгорбой  Закаменского  района  Республики Бурятия

 

Убушеева Л.С., библиотекарь СП "Енгорбойское"

 

Село Енгорбой  Закаменского  района  Республики Бурятии расположено на юге-западе республики в котловане реки Джида, которая берет свое начало в горах Хонгор-Ула, Уран - Душэ.  Енгорбой тянется с севера на юг по долине р. Джида.  Не трудно представить, как  тяжело было налаживать жизнь в этой гористой местности: горные ущелья, плодородных земель мало,  болото. Река Джида  при наводнении размывает берега, затопляя луга, пастбища, сенокосные  угодья   хотя солнечных дней в году много, но  наблюдаются часто суровые  климатические изменения. Выпадает летний, осенний ранний  иней. В конце весны, лета  выпадает  снег. В это время земля в течение 5- 7 дней покрыто снегом.

 

Природа с. Енгорбой  пригодна для жизни людей. Это местность  орошается чистой водой р.Джида, которая берет свое начало в горах Саян. Растительный мир является качественным кормом скоту. Из диких животных  водятся дикий кабан, изюбрь, олень косули и др. 

Климат  Закаменского  района  зависит  от  циклона  Монголии. Откуда и произошло  название  села  Енгорбой.         

 

Краткая история села Енгорбой.

     

Енгорбой – один из живописнейших уголков Закаменского района Республики Бурятия. Он расположен у подножья горы Хурмаста  среди долин Баарай  и Саахан. Здесь  в Бильчире, сливаются реки Джида и Сэхир  и, воссоединившись, несут свои воды в Селенгу, а та в буйном потоке устремляется к берегам великого озера Байкал.

 

По рассказам старожилов  название села «Енгорбой»  является названием существа Енгорго  или Енхорго, пугавшего людей своим  страшным видом. По второй версии название произошло от первого человека, начавшего обживать этот край. По третьей версией, так назвали наше село по названию озера Енхор  (Енхор  далай), высохшего несколько сот лет назад.

 

В  Енгорбое живут потомки племени хонгодоров, пришедших в эти места  в 18 веке из Тунки.  Наши предки до коллективного  ведения хозяйства жили на своих родовых местах (Бууса): Ехэ – Тала, Зуун _ Бамбахай, Буту-Зэдэ, Бага -Тала, Ехэ –Нуга, Худэри. 

 

Енгорбой  - чисто бурятское  село. Русские жили в соседнем селе Шара – Азарга.  В результате хозяйственной деятельности старшее поколение наших сел общались с русскими, перенимали у них опыт возделывания земли, выращивания зерновых  культур и овощей.

 

Бурные события 30-х  отразились в истории  и нашего села: образование коллективных хозяйств, раскулачивание, бегство с родных мест  некоторых жителей  в сторону Монголии.

Во время коллективизации образовались три колхоза. Первый колхоз был организован в  1931 году  в местности Бамбаахай.  В колхозе  имени «Жданова»  председателями работали Буда  Гармаев, Буда Очиров.               В последствии в 1937 году  колхоз им «Жданова» был переименован в колхоз имени «Ежова». Тогда было 70 дворов, 500 га сельхозугодий, 280 голов крупного рогатого скота, 300 овец.

     

В 1930 году для сельчан открылась изба – читальня, заведующим был Абида Лыгденов. В 1935 году  появилась первая полуторка, водил ее Цыретор  Дальбаков.  Активистами, инициаторами всех дел были первые комсомольцы: Эрдэни Лубсанов, Ц.Д. Дышенов, Д. Дышенова и др.

 

В местности Бэлшэр в 1936 году был организован колхоз «Интернационал» где председателями работали: Доржо Цыдемпилов, Буда Дымбрылов,  долгое 

время  руководил коллективом Гончик Хайдаков. В этом  же году был организован   колхоз  имени «Карла Маркса».   В разные  годы  председателем работал Цыремжит  Порхоев, Лыксыт  Тугутович Цыденов.

В 1937 – 38 годах «Интернационал»  и  колхоз  им. Карла Маркса обьединились в один  колхоз «Сталинай  зам»,  председателями работали  Л.Т. Цыденов, А.М. Дмитриев, Н.Ш. Ваганов, Нагмит Норбоев.

Колхоз «Дружба» был  создан  в 1956 году.  Енгорбой стал вторым  отделением этого  колхоза. На его  территории располагалось много  животноводческих  точек : по откорму молодняка КРС, молочно – товарная ферма. Занимались посевом зерновых, возделывались огородные растения: картофель, капуста, турнепс, сахарная свекла, морковь.

 

В 1973 году решением Пленума КПСС мелкие колхозы стали укрупняться. И наш  колхоз «Дружба» был реорганизован в совхоз «Енгорбойский». Директорами  проработали С.Д. Банзаракцаев, С.Б. Содномов, В.Д. Порхоев, А.Б. Жапов. В этот совхоз вошли три отделения:   Шара-Азаргинское, Енгорбойское и  Нуртинское. 

 

Нашим  отделением руководил умудренный жизненным опытом Батуев Гарма Очирович.  Именно в те семидесятые годы укрупненные  совхозы стали давать экономически подъем в сельском хозяйстве.                                                                                   

 

В нашем  отделении тракторная бригада, руководимая Цыбиковым Шагдаром Батуевичем, всегда занимала призовые места  в социалистических соревнованиях. Молочно-товарная ферма давала высококачественную продукцию, ею руководил Лыгденов Иван  Абидуевич.

 

В МТФ «Баарай» первыми заведующими были опытные животноводы Д.Ц. Батуев, Т.Б. Будаев, Г. Раднаев, последние  годы заведующим проработал Лыгденов И. А., который много сделал для развития сельского хозяйства. Именно под его руководством МТФ «Баарай»  стала ведущим хозяйством во всем районе.  Построено  2 коровника на 300 голов. Полностью механизировали, установили транспортер для вывоза навоза, кормораздатчик.  Отдельно построили кормоцех. Для телят установили механизированный решетчатый пол.  В 1977 году коллектив фермы стал победителем Всесоюзного соревнования. За достигнутые успехи коллективу присвоили название «МТФ им ВЛКСМ».  По внеплановому проекту на ферме был построен  Дом животноводов, в котором располагался филиал детского садика, парикмахерская, красный уголок, мед. пункт, столовая. 

 

Коллективизация   (1927 -1940 г.г. )

 

Наши  предки   до коллективного ведения хозяйства жили разбросанно на своих родовых местах – бууса: Бильчир, Баруун-бэе, Бага-тала, Аманаал, Бамбахай, Буту-зэдэ(доодо), Бутуу-Зэдэ(дээдэ), Баарай, ГРП(Гэрпээ), Гойногор, Даагай, Ехэ-Нуга, Зуун-бэе, Саахан, Хойто-бэе,  Худэри, Улзытэ, Ехэ-пооли.

 

Бурные события 30-х годов отразились в истории и нашего улуса: образовались коллективные ведения хозяйства (колхозы), так как в стране повсюду шло коллективное ведение хозяйства, обобществление индивидуальных хозяйств единоличников. Повально шло раскулачивание, бегство с родных насиженных мест некоторых семей в сторону Монголии, в частности, Булган аймаг. Первый колхоз был образован в 1931 году в местности «Бамбахай». В том колхозе имени Жданова председателями были Буда Гармаев и Буда Очиров. Впоследствии в 1937 году колхоз им. Жданова был переименован в колхоз им. Ежова. Тогда было в колхоз 70 дворов.500го сельхозугодий, 200 голов КРС, 300 овец. Активистами и инициаторами всех дел полуграмотные комсомольцы Эрдэни Лубсанов, Цыбик-Доржо Дышенов. Д. Дышенов и др.

 

В местности «Бильчир» в 1929-30 годах жившие разбросано около 40 семей объединились и создали колхоз «3-й Интернационал». Его первым председателем был избран Цыденпилов Доржо Соктоевич (Его фото в доске почета в музее Дворца культуры г. Закаменска). За умелое руководство Доржо Соктоевич поощрен путевкой на ВДНХ в Москву. Заместителем работал Б.Я. Аюшеев, счетоводом - Ц.Б. Бальжанов (впоследствии был повышен по службе до парторга), зоотехником -учетчиком по КРС - Г-Ц Норбоев, полевод- бригадиром – Ц-Д. Д. Дышенов, завхозом - Ж-Ш. Ласаранов. В колхозе «3-й  интернационал имелось много гуртов, свиноферма, отары овец,  табун лошадей. Занимались посевом зерновых, возделывались огородные растения: картофель, капуста, турнепс, сахарная свекла, морковь и др. Овощеводческое звено, руководимое Жамьян- Шираб Ласаранович, получило стабильный урожай. Свои первые семена они приобретали на станции Джида, в казачьем   Харацае. Затем семенной  картофель стали хранить в отапливаемой землянке (наподобие овощехранилища).

 

В специальных  сусеках картофель хранился до следующей весны. Из Боргоя привозили на конных упряжках Хужир - солончак, столь необходимых для рациона скота. Было в то время много чабанов- стахановцев, например, Г.Д. Намсараев, Н.Ж. Доржиева и Ц-Д Норбоев, получившие от ста овец до 150 ягнят, поощрялись путевкой  ВДНХ в Москву. В то время вся крестьянская работа  готовилось ручным способом: сенокос, пахота, сев, уборка, заготовка делового леса. Зерно убирали  жаткой, запрягали пару лошадей, потом вручную вязали в снопы, оставляли их для   просушки  на поле. На конных подводах возили их на ток, пропускали через молотилку, где стоял барабанщик, он же совал снопы в барабан молотилки, которая работала с помощью валика. А валик, в свою очередь, работал с помощью коня. Потом зерно шло на сортировку через веялку, в завершении приходилось деревянной широкой лопатой кидать на ветру, освобождая от мякины и трухи. Несмотря на этот трудоемкий и изнурительный труд, колхозники сочиняли песенки насчет своей работы:

 

Молотилка, стоимостью в 700рублей

Моего коня  норовистого  подорвала.

Моего суженого красноречие

Меня совсем свело с ума.

 

Также, переиначивая русскую песню на бурятский лад, пели про просо: «Таряа будаа тарихамнайл даа, тарихамнайл даа, сааш»… (А мы просо сеяли, сеяли…)

Время было суровое, неукоснительно соблюдался график сезонных работ. Когда не было конной косилки. Один косарь с литовкой обязан был выполнить норму в 7 га. С появлением конной косилки работать стало легче. Пору лошадей запрягали в косилку и успевали сделать 2-3 захода за день. Иногда запрягали 4 и 6 голов коней парами по очереди, без остановок работали с раннего утра до поздней ночи. В дождливые дни подросткам давали норму в день 40 соток, а взрослым 60 соток.

 

В местности Хулэр, например, бригадир Батуев Л. Г. распределял сотки косарям. На трудодни наряд по сенокосу закрывался по конечным результатам труда, т.е.  кто сколько коней ставил, кто сколько коней подвозил. Доярки обязаны были надевать белые халаты при дойке коров, т.е. соблюдали гигиенические требования. Из бригады приезжала комиссия, проверяла чистоту на форме, порядок в ведении учета,  проводила контрольную  дойку, проверяя до последней капли молока. Одним из первых доярок были Дулма Цыбикова, Радна Батуева, Ц. Батуева, Зэбзэн Раднаева, Б. Батуева и  др. 

 

В те суровые предвоенные годы начались необоснованные репрессии, унесшие жизнь зачастую ни в чем неповинных людей, объявленных как  врагов народа. Из нашего села репрессированы  86 человек, из которых в настоящее время осталось всего трое. Это пожилые участницы трудового  фронты  Х. Д. Раднаева, Ц-Д.Г. Шагдурова, Д.Д. Доржиева.

 

Из  13 детей Раднаева Дамбы осталось одна Ханда Дамбуевна, их отца отправили в ссылку в Хабаровск, там же он умер на чужбине, не выдержав тяготы и лишения. Старшего сына после тюремных пыток забрали на фронт, и в 1944году на него пришла похоронка.

 

Отца Цырен-Дулмы Гылыковны сослали в Кяхтинскую тюрьму, а мать и старшую дочь Цырен-Дулму отправили в Красноярск. Двух  других младших  детей забрали родственники, тем самым спасли им жизнь. Мать от непосильных мук скончалась в тюрьме, а  Цырен -Дулма кое-как добралась до Тунки, где ее приютили земляки. И оттуда добралась  до Енгорбоя. Было ей тогда всего лишь 12 лет. Отца повторно арестовали, он умер в Кяхтинской тюрьме.

 

Долгоржаб Доржиевна отбыла ссылку  в  Хоринском районе. В апреле 1947 года ее семью реабилитировали.

 

Когда впервые установили  пилораму, первый тракторист- самоучка села Жамсо Балданович Доноев с помощью двигателя трактора приводил в движение пилораму и изготовлял нужные пиломатериалы. Имея собственную пилораму, колхозники  интенсивно застраивались Председатель колхоза «3-й Интернационал» Д. С. Цыдемпилов, сложив полномочия  председателя, стал мастером по обжигу кирпича  и  извести, обеспечивая этим ценным материалом  все население. В селе было много известных кузнецов, из них знаменитый Пилууза- дархан, Булсуухан, Радна, Дорисын Дарма. Дедушка  Дарма искусно делал все необходимые домашние утвари: ножи, ножницы,  щипцы, сверла, замки, седла, ведра и др. Также изготавливал мебель: кухонный буфет, стол круглый с выдвижным ящиком, диван, обитый дерматином и с зеркальцем  на спинке, с откидными  валиками, абдары- сундуки, и много других изделий.       

 

Послевоенное  время   (1946  -1960 ) 

 

Колхозники и фронтовики в послевоенное время стали поднимать сельское хозяйство, налаживать жизнь. Перед войной в 1937 -38 годах колхоз «Интернационал»  и колхоз им. Карла Маркса  объединились, вновь появившийся колхоз стал назваться «Сталинай зам» (Путь Сталина).  Председателями  работали Л.Т.Цыденов, А.М. Дмитриев, Н.Ш. Ванчиков, А. Норбоев. Все жители окрестных деревушек стали  перебраться в Енгорбой.В пятидесятых годах создавались мелкие гурты дойных   коров, отары овец,  нагульных гуртов, табуны лошадей в местностях Бага – тала, Баарай, Саахан, Ехэ-нуга,  ГРП, Буту – Зэдэ. 

 

И этими  фермами  руководили опытные животноводы.  Работали  вплоть до 1958 года.  По велению партии и правительства все мелкие колхозы  стали объединяться, создавая большое эффективное хозяйство.  И колхоз «Сталинай зам» и соседний колхоз им «Кирова» объединились под названием колхоз «Дружба», с. Шара-Азарга. Первым его председателем работал Н.Ш. Ванчиков, потом   Д-Н. Н. Ламаев, Б.Б. Хубанов, Н.Л. Банзарханов.

 

В стране шел массовый подъем в экономическом развитии, осваивались целинные земли. В нашем втором отделении колхоза «Дружба» строились коровники с телятниками, кошары. В начале 60 –х годов загорелась первая лампочка Ильича. С появлением  электричества намного повысился уровень   развития населения.

 

С 1968 году  Лыгденов  Бадма  Абидуевич  стал заведующим МТФ «Баарай».   Именно под его руководством эта  ферма стала ведущим хозяйством во всем районе.  В 1977 году коллектив фермы стал победителем Всесоюзного соревнования.  За достигнутые  производственные показатели Б.А. Лыгденов награжден орденом «Знак почета». Удостоен высокого звания «Заслуженный животновод Бур АССР». Занесен в книгу почета совхоза «Енгорбойский». В этой ферме трудились Аюшев Г.Д.  с супругой Г.Ц. Хайдуковой,  Д.Б. Цыденов с супругой Д.Д. Дымбрыловой,  А.Б. Цыбиков с супругой З.Ц. Очировой, И.Б. Гармаева, Т.Д. Галданова, Д. Ванчикова,         Ч. Ванчикова, Р. Ламаева, Д. Гармаева, Г.Ц. Доржиева, В.В. Гонгоров с супругой М. Доржиевой   и многие другие доярки.  Телятницами работали  В.Д. Доржиева, З.Д. Балданова,  М. Е. Шагдурова, С.А. Гонгорова и др.  Многие из них отмечены за ударный труд  юбилейными медалями, дипломами, грамотами.

 

 Село сегодня    

 

Таежные  дебри Купчина, неумолчный  шум Джиды,  целебные  источники- аршаны, снежные  вершины Хурмасты и Хамар Дабана, разноцветье лугов и долин, пьянящий аромат ая-ганги, можжевельника…     И все это- Енгорбой. Край древних легенд и преданий, край новых свершений и возрождения. Земля хонгодоров, родина знатных людей, прославивших свой  род.

 

Современный Енгорбой - это экономически развитое село, представлена, в полной мере его инфраструктура-школа, детский сад, Фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, библиотека,  МУП «Аршан». 

 

Главным экономическим приоритетом  поселения  является  развитие  животноводства. В последние годы  наблюдается увеличение поголовья КРС, лошадей, созданы 24 фермерских хозяйства, насчитывается 198 личных подворий.

 

Сельчане  активно  включились в реализацию национального проекта « Развитие АПК» дало дополнительный импульс развитию сельского хозяйства. В2006 г. кредиты получили 8 семей на сумму 2млн.150 тыс. руб. кредиты направлены на повышение маточного поголовья скота, приобретение сельхозтехники и строительство  новых  животноводческих точек.

 

Одна из  достопримечательностей села - школа, построенная в 1928 году. Первым директором  работал А.И.Шадаев, известный бурятский писатель.   В настоящее время  директором  школы является М.Ц.Доржиев- победитель республиканского конкурса « Учитель года», дипломант Всероссийского конкурса «Учитель года-2000». Школа работает над реализацией проекта по здоровье сберегающей технологии.  В ней функционируют 5 кружков и секций, детский образцовый ансамбль песни и танца «Мушэхэн», действует пресс-центр, выпускается  газета «Перемена».

 

Школьный краеведческий музей считается одним из лучших в районе.

 

Гордостью села является спортзал, построенный методом народной стройки. Здесь ведутся занятия по вольной борьбе, волейболу, настольному теннису, шахматам. Особой популярностью пользуется вольная борьба. Далеко за пределами района известна Енгорбойская школа вольной борьбы. 4 мастера 7 кандидатов в мастера спорта  вышли из села.

Чемпион России среди школьников Батуев Аламжи,  серебряный призер чемпионата России – Жалсанов Иван.

 

Мастера спорта России по вольной борьбе - А.И.Батуева,  старший  преподаватель БГСХА;  Т.Б. Васильев, старший тренер ДЮСШ г. Закаменск.

 

Центром   культурной  жизни является Дом Культуры «Аялга», один из лучших по свом    показателям  в  районе,   поселенческая библиотека, которая в   2006-м году призвана победителем в районе в номинации «Самое читающее село» в рамках Республиканского года чтения.

 

Енгорбский    аршан   известен  своими целебными  свойствами не только в районе, но и далеко за  пределами республики.  По результатам исследований, проведенных Томским медицинским институтом, источник не уступает Тункинскому аршану «Нилова пустынь» и водам знаменитого курорта Белокуриха  Алтайского края. 

 

Аршанов священных чудодействие,

Альпийских  лугов разнотравье

Багульника синь, аромат ая-ганги,

Раздолье Купчина, дыханье тайги,

Жемчужных облаков узор, 

Вершины синеющих гор,

Джиды неумолчный прибой-

Край наш родной Енгорбой.

 

Э. Бальжанова

Автор: rcibs671950
Просмотров: 8184

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -