Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Необыкновенная история обыкновенной вещи

1 марта 2012

Родословная семьи Березовских, имеющей польские корни и оказавшейся в Сибири, история появления посуды с меткой «Абрик Гардберъ»

 

«Изучая дедов, узнаем внуков, изучая предков, узнаем самих себя» В.О. Ключевский

 

Мир вступил в 21 век. Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, его силу,  его дар,  его задание и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего.


Давно увлекаюсь историей и мне посчастливилось встретиться с удивительной женщиной, Бодровой Любовью Викторовной, проживающей в нашем селе .Она  показала много старинных вещей, но особенно меня заинтересовала фарфоровая посуда. Она привлекла не только как предмет старины, культуры, быта, но и как память о наших предках. История вещи - история человека, история семьи. Я с большим трепетом и волнением держал в руках эту старинную масленку; всматривался в  метки «Абрик Гардберъ». Решил узнать, что означает такая метка. Выяснилось следующее:   «Абрик Гардберъ» - первый частный завод, усвоивший в XVIII  веке новую тогда отрасль фарфорового завода.    Произведения гарднеровской фабрики, не уступавшие в XVIII и в начале XIX века изделиям иностранных фабрик, ценились и ценятся доныне очень высоко. Со дня  основания до 1891 г. фабрика принадлежала потомкам Гарднера; в 1891 г. поступила в собственность нынешнего владельца, М.С. Кузнецова. Фарфор  очень долго был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом.

 

В 1746 в Россию приехал англичанин Франц Гарднер с целью основать здесь фарфоровый завод. Не сразу удалось ему воплотить свою задумку – подходящее место для фарфорового завода уже обрусевший Гарднер, который стал зваться Францем Яковлевичем,  нашел в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Село находилось в живописной местности – в окружении соснового бора, чистых речек, а главное – рядом с источниками сырья для производства. Мастеров надо было растить на месте, искать умельцев среди крестьян и жителей монастырских слобод. Для их обучения Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. И наконец, в 1768 году предприятие выпустило первую готовую товарную продукцию.

 

Так началась история знаменитого фарфорового промысла. Началось все с того, что готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину приготовить праздничный стол, который сумеет превзойти пиршество, описанное в сказках «Тысячи и одной ночи». Князь постарался - празднество было великолепным. Кроме роскошных блюд французской кухни, на гостей произвел впечатление десерт – гостям подали фарфоровые чашечки, наполненные бриллиантами. Императрица была в восторге: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». А фарфор тот был приобретен князем Потемкиным у Гарднера.  В подарок императрице Екатерине II «Мануфактуры Гарднеръ» (так называлось тогда предприятие) и лично художник Кестнер изготовили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз так понравился императрице, что в 1777 году Гарднер получил еще три заказа на орденские сервизы – в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского. Позже был изготовлен и сервиз в честь святого князя Владимира. В каждый орденский сервиз входило от нескольких сотен до полутора тысяч предметов – разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам.  Такие орденские сервизы, тарелки, выполненные в виде виноградных листьев, на протяжении почти ста пятидесяти лет ежегодно включались в церемонию праздничных трапез при дворе. Франц Гарднер получил личную благодарность императрицы, а московский губернатор выдал ему право ставить на изделиях изображение московского герба.

 

 

В конце XVIII века для фарфор был характерен декор с цветочной росписью в мажорной цветовой гамме в виде букетов, где доминировали роза и тюльпан. Подвешенные на лентах цветочные корзины, заимствованные из европейских композиций, также были распространенным мотивом гарднеровской росписи. Вот этот мотив гарднеровской росписи представлен на масленке, которую я увидел в семье жительницы нашего села Любови Викторовны. Изделия, радующие покупателей разных сословий,  раскупались очень охотно. В 1892 году у завода сменился хозяин. Его у наследников Гарднера приобрел известный заводчик, владелец нескольких керамических предприятий М.С.Кузнецов. Но слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менять клейма фирмы.

 

После революции завод в Вербилках был национализирован и стал называться Дмитровским фарфоровым заводом. Начался новый этап в его развитии. Минлегпром требовал от предприятия воплощения в жизнь лозунга «Доступная чашка –  в каждый дом!», и в результате выпускаемые блюдца и чашки начали считать миллионами. С ростом объемов производство обновлялось, была создана собственная художественная лаборатория. Качество и красота изделий повысились в несколько раз, что и отметили более чем на 100 зарубежных выставках, на которых побывала продукция завода. В том числе она была оценена золотой медалью в Париже в 1937 году, серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Удивительно, но в период развала Союза, когда более крупные предприятия прекратили свое существование, фарфоровый завод в Вербилках выстоял. Объемы были снижены, но ядро фарфорового производства с его вековыми традициями сохранено. Сегодня знаменитый завод, носящий название «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», вместе с созданным дочерним  предприятием «Промыслы Вербилок» специализируется на выпуске тонкостенного фарфора. Эти изделия поистине уникальны – их просвечивающиеся стенки имеют толщину всего лишь 1,5 мм! Но, кроме того, предприятие выпускает высокохудожественные фарфоровые скульптуры, которые воссоздаются либо по гарднеровским моделям, либо по произведениям  современных мастеров.

 

Среди них немало именитых скульпторов. Например, С.М.Орлов, прославившийся как автор памятника Юрию Долгорукому в Москве, для завода в Вербилках создал несколько серий триптихов восхитительных фарфоровых скульптур по мотивам русских народных сказок, в том числе «Конёк-горбунок», «Сказка о рыбаке и рыбке». Никого не оставляют равнодушными работы скульптора-анималиста Д.В.Горлова – «Рысь», «Горностаи», «Волчонок», «Бегемот». Скульптуры этих и других мастеров высоко ценятся антикварами. Искусство талантливых скульпторов, таких, как, например, Ю.Б.Ганрио, Ю.Б. Золотов, вложено и в создание красивейших  тонкостенных сервизов. А в красочную самобытную их роспись  вложили свой талант художники В.В.Лебедева, С.В.Сычева, А.А.Горькова и многие другие, кто продолжает и сегодня крепить славные традиции знаменитого фарфорового промысла. На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года изделия «Мануфактуры Гарднеръ» отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами. С 2007 года предприятие является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак. В 2009 году завод получил благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций  отечественного фарфора. В 2011 году «Мануфактуры Гарднеръ  Вербилках» стали лауреатом I степени Международного фестиваля «Художественная керамика».

 

У завода есть свой фирменный знак. Это голова жителя здешних лесов лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в руках изящная фарфоровая чашка или блюдо с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице заключены искусство и талант множества мастеров фарфорового промысла, которому уже больше 250 лет. Визитной карточкой предприятия «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» стали «Именные сервизы», украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. Декор и ручная роспись – основные способы, которыми декорируется вербилковский фарфор. Для декорирования используются, в том числе, краски на основе 12% золота. Доминирующая тема при декорировании – букетные мотивы.  Cегодня «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» являются эталоном высочайшего качества. Здесь выпускают несколько линеек продукции. Линейка «Франц Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX века.

 

Изучая историю появления этой посуды в семье Бодровых, я узнал, что эта масленка как семейная реликвия передавалась от поколения к поколению. Эту уникальную посуду купил прадед Любови Викторовны, поляк по национальности, который по воле судьбы оказался в Сибири.  Его звали Березовский Василий Иванович,1859 года рождения, который был сыном политического ссыльного. Первые политические ссыльные поляки стали прибывать в Восточную Сибирь вслед за декабристами. Это были участники национально-освободительного восстания 1830 г. Самых больших размеров достигла польская ссылка после подавления национально-освободительного восстания 1863–1864 гг. По разным источникам, в Сибирь за три года было отправлено от 18 до 22 тысяч польских патриотов. Часть ссыльных отбывали наказание в Восточной Сибири, в частности, на Нерчинской каторге, а затем выходили на поселение в Западное Забайкалье. Сколько поляков было сослано в Западное Забайкалье после событий 1863 г., точных данных нет. Из «Отчета о состоянии Забайкальской области за 1865 год» следует, что по случаю происходивших беспорядков в Царстве Польском, только в Забайкальскую область и только за один год выслано «для употребления в каторжные работы на Нерчинских заводах 1595 политических преступников», которые  были размещены частью в заводских зданиях, частью в зданиях, принадлежащих военному ведомству.[ГАИО. Ф. 24. Оп. ОЦ. Д. 686: ГАИО. Ф. 24. Оп. ОЦ. Д. 81.]

 

В 1860-е годы центром размещения политических ссыльных являлся Петровский завод. С января по декабрь 1864 г. здесь находились ссыльные гарибальдийцы, участники польского восстания. В 1863 г. они были взяты в плен русскими войсками, осуждены в Варшаве на значительные сроки каторжных работ и доставлены в Западное Забайкалье. Гарибальдийцы прибыли из Иркутска в составе большой партии польских ссыльных, насчитывавшей не менее 74 человек. Большая колония польских ссыльных сложилась в Иркутске. Немало поляков были заняты тяжелым каторжным трудом. Местные жители охотно нанимали политических ссыльных на службу: «политики» были грамотными, вели дела честно, были обязательными и исполнительными, да и стоили меньше. Приведем строки из письма П.Д. Баллода, отбывшего каторгу на Александровском заводе А.С. Фаминицину от 3 июля 1870 г., «Пишу Вам это письмо из Посольска, куда меня нелегкая принесла из Верхнеудинска больного. И сижу я здесь третью неделю и ожидаю, когда придет сюда какое-нибудь судно или пароход и увезет меня через Байкал. Когда я выезжал из Александровского завода, то мне предлагали несколько мест купцы и разные предприниматели с порядочным содержанием, и даже один бурят, у которого я покупал скот, сказал мне: «Друг, оставайся здесь, я тебе дам 3 руб. в месяц жалованья и просто 500 быков, и ты торгуй, как знаешь».

 

Разумеется, для меня прямой расчет был остаться там, но по правилам в Забайкальской области никого из государственных и политических преступников оставлять нельзя». [Политическая ссылка в Сибири. Нерчинская каторга. – Новосибирск, 1993. – Вып. II. – Т. 1. – С. 217–218.]   Если русский уголовный или политический ссыльный рвались из Сибири в Европейскую Россию, рассматривая ссылку как временное удаление из привычной среды, то поляки на месте поселения без промедления пускали прочные корни – обзаводились добротной усадьбой, домашним скотом, активно искали занятие своим способностям. Здесь они создавали семьи, растили детей, занимались предпринимательством, делали служебную карьеру. Порядок распределения и условия пребывания польских повстанцев в Сибирской ссылке имели свои особенности. Так, согласно «Правил по устройству быта политических ссыльных, сосланных в Восточную Сибирь из Царства Польского и Западных губерний» поляки «в видах обеспечения их быта, распределялись по утверждению начальника губернии, применяясь к роду занятий каждого». Сосланные поляки, желавшие в местах поселения заняться земледельческим трудом, наделялись землей.

 

Отдельным пунктом правила предполагали «водворять поляков-ремесленников, мастеров и прочих в казенные и все имеющиеся в губерниях частные заводы». Те же, кто устроил свое хозяйство, «при хорошем поведении» могли остаться на местах водворения и после окончания срока наказания. Такое исключительное отношение к полякам было продиктовано, с одной стороны, хроническим недостатком в Забайкалье квалифицированных рабочих рук, с другой – преобладанием среди ссыльных людей столь дефицитных рабочих профессий. Вот, например, список поляков, изъявивших желание остаться после окончания срока ссылки в Забайкалье, составленный в апреле 1873 года. В списке 54 фамилии.  Вот среди них был прапрадед Любови Викторовны – Березовский Иван Васильевич.  Он крепко прикипел к сибирской земле, обзавелся хозяйством, работал на добыче золота. Как видим, в Восточной Сибири стремились остаться люди «простого звания», рабочих профессий и специальностей. Не случайно, устройство поляков на прииски региона было максимально упрощено: желающим работать на добыче золота, например, необходимо было всего лишь иметь одного поручителя, коим охотно выступал хозяин прииска, а также разрешение станового пристава. При этом переезды с прииска на прииск внутри одной компании, даже если они отстояли друг от друга на сотни километров, также не требовали особого разрешения, чем поляки широко пользовались, перемещаясь с одним «билетом» по всему краю. (ГАИО. Ф. 24. Оп. ОЦ. Д. 814. Л. 2 об). Несмотря на столь либеральное отношение, закон предусматривал относительно польских ссыльных и серьезные ограничения.

 

Они не имели права заниматься частным извозом, воспитанием детей, «преподаванием наук» и искусств, содержать аптеки, фотографии и литографии, торговать вином, занимать какие-либо должности в правительственных учреждениях. Впрочем, особенностью польской ссылки было то, что польские изгнанники всегда с успехом занимались всем вышеперечисленным. Например, Петр Боровский, после Нерчинской каторги занимался золотодобычей, имел собственные прииски, где охотно предоставляя работу нуждающимся полякам; Иосиф Валецкий изготавливал мыло и свечи; Франц Вардынский, Юлиан Иордан, Кароль Рупрехт служили в золотопромышленных компаниях, Алоизий Венда управлял маслоделательным заводом; Мечислав Зарембский имел земельный участок, вел сельское хозяйство, был записан в купцы третьей гильдии; Кароль Подлевский поставлял зерно горному управлению; Александр и Фелициан Карпинские основали в Верхнеудинском уезде фабрику по производству швейцарских сыров; К. Савичевский основал завод, на котором производил ежегодно мыла на 12 тысяч рублей и на 3,5 тысячи масла кедрового ореха, вел крупную торговлю в Кяхте; Иван Орачевский занимался медицинской практикой. Сын Ивана Васильевича (1859г.) жил в Баргузине и вопреки закону занимался траволечением, обладал редкостным гипнозом, лечил людей, животных. Он написал труд «Лекарственные травы Забайкалья» в 3-х томах. Рукописный труд долго хранился в семье,но ,к сожаленью, впоследствии в годы репрессий 30-х годов был уничтожен.

 

Также сочинял стихи и  представлял в своем литературном кружке. Женой была тоже полячка, очень интеллигентная и образованная женщина, которая во всем помогала своему мужу. У них был сын Николай (1889г), который продолжил дело отца. Также две дочери, Анна и Наталья. Уже взрослыми они уехали в Харбин (Китай),так как мужья работали на КВЖД. Город Харбин был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими КВЖД и переехали в Харбин для работы на железной дороге. Харбин (станция Сунгари-первая) фактически построили первые поселенцы, которые возвели дома, а мебель и личные вещи привезли из России. У Николая была дочь Ольга, которая является мамой Любови Викторовны.

 

Изучив  материалы, я смог представить себе прошлое моей страны, людей, которые перенесли все тяготы, трудности, лишения тех трудных лет, осознали свою силу на примере этой семьи. Может быть, они не до конца знали, не всё понимали в обрушившемся на страну хаосе горя и доблести,  мужества и бедствия, жестоких приказов и безграничной самоотверженности,  малой частицей которого они были сами.

Благодаря этой работе я узнал много нового, интересного и поучительного о своих предках, для меня она как призывный  колокол, который должен разбудить спящие наши души, напомнить нам, откуда мы родом, показать историю нашей страны, из которой нельзя вырвать, как страницу из книги, те могучие и зловещие годы и судьбы людей. Изучая историю семьи Березовских, я еще раз убедился, как тесно переплетаются судьбы народов нашей Родины, что позволяет мне лучше понимать историю всей страны. Начав с изучения старинной посуды, я не только  изучил историю ее появления,но и судьбу польских повстанцев,оказавших в нашей Бурятии.

 

Почему же мы храним вещи, фотографии? Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать. А ведь именно в этих художественных творениях, созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцов, воспитывались, развивались и обучались наши дальние и близкие предки, отцы и деды, матери и бабушки. И каждое новое поколение носило в этот процесс свое, «просеивая через сито истории» трудовой, культурный и духовный опыт, отметая все ненужное, ошибочное, отделяя «зерна от плевел».

Человеку во все времена было свойственно искать и совершенствоваться. Стремясь упорядочить знания, в том числе и в эстетической сфере, он обращал свой взгляд к истории. Представления о миропорядке, опыт, накопленный бесчисленными поколениями, нашли свое отражение в творчестве, которое из века в век оставалось хранилищем мудрости. Занимаясь исследованием, я прикоснулся  героическим страницам истории моей Родины. И мне казалось, что сама история говорит со мной. Я думаю, что нашему поколению надо стараться своими руками творить историю.

 

 

ХихаевОчир, ученик 9 «б» класса
Руководитель:  Кулыкова Софья Ревомировна

 

Просмотров: 4576

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -