Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В НАРОДНОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ

26 февраля 2012
ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В НАРОДНОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ

Старообрядческая церковь в Забайкалье, в том числе и в селе Шаралдай, подвергались постоянному гонению со стороны в стороны государства и официальной церкви  и ей не всегда удавалось осуществлять нормальную духовную деятельность: сторонники староверия не всегда могли открыто служить богу, молиться в своем храме. Не имея своего священства, они часто прибегали к помощи «беглых попов».

 

Шаралдайская средняя школа

Автор: Комарницкая Ксения

Руководитель: Муликова Светлана Ефимовна

 

«Истинная церковь не та, что гонит,                  

А та, которая терпит гонения».

Иоанн Златоуст.

 

«Церковь не есть жилище памяти,

А есть жилище совести».

 

Старообрядческая церковь в Забайкалье, как и повсюду в России, подвергались постоянному гонению со стороны в стороны государства и официальной церкви  и ей не всегда удавалось осуществлять нормальную духовную деятельность: сторонники староверия не всегда могли открыто служить богу, молиться в своем храме. Не имея своего священства, они часто прибегали к помощи «беглых попов».

 

Слово «Церковь» греческого происхождения. Одни религиеведы производят это слово от греческого kiriake( буквально: божий дом), другие- от слова экклисиа- и означает: собрание. В христианстве главой Церкви является сам Господь Иисус Христос, а она в писании называется телом его. По словам апостола Павла Церковь есть «столп и утверждение истины»

 

Святая Церковь (старообрядческая)- есть прямая наследница апостольского и сборного православия и священноначалия.(1). Известно, что у старообрядцев Забайкалья браки до 8-ого колена были запрещены. Вот поэтому , людей знающих родословные, очень уважало. Вероятно, и в церкви старообрядческой тоже этим занимались уставщики и начётники, и, установив родословную молодых, венчали их.  Также у семейских не могли жениться и выходить замуж за родственников, крестных отца и матери.

 

В XVIII – первой четверти XIX веков власти не препятствовали строить часовни, молитвенные дома, совершать обряды по старопечатным книгам. В государственном архиве Иркутской области, в фонде Иркутской духовной консистории обнаружен комплекс уникальных документов, относящихся к 1794-1805 гг. Первоначальный документ имеет название: « Дело по просьбе старообрядцев Верхнеудинского округа о постройке своей церкви и богослужения в ней по старопечатным книгам».

 

Декабря 11 дня 1794 года посельщики Трбагатайского, Мухоршибирского, Усколуцкого, Урлуцкого и Архангельского ведомств обратились к генерал-майору Лариону Тимофеевичу с выше названной просьбой. Документ подали выбранные от посельщиков крестьяне Феофан Черных из села Шаралдай и Ануфрий Горбатых из села Большой Куналей.

 

В августе 1799 года старообрядческие ходоки Феофан Черных и Ануфрий Горбатых, от лица всех старообрядцев беглопоповцев, обращаются к высокопреосвященнейшему Вениамину епископу Иркутскому и Нерчинскому с просьбой, в которой ходатайствовали о том, чтобы им дозволили «иметь своего священника по их избранию для отправления службы божьей по старопечатным книгам».

 

Борьба этих двух обществ за церковь была острой и напряженной. Видя несговорчивость сторон, тут в их дело вмешалось Иркутское духовное начальство. Оно предложило дьячка Приградоиркутской Богородско-Владимирской церкви Илью Мурашева для отправления службы по старопечатным книгам. Шаралдайцы сначала дали согласие на его приезд, но потом не приняли; Мурашев, явившись к ним в 1803г., там не приживется.

 

Более того старообрядцы Шаралдая создают для этого присланного официальной церковью попа невыносимые условия. События развертываются следующим образом. 20 мая 1805г. Священник Илья Мурашев в рапорте епископу Вениамину доносит о появившемся в Куналуском селении беглом попе и о «развратах чинимых старообрядцами, на которыми никакого разрешения не имеют, хотя и священник помер, но староверы-прихожане многие отвратились по одному друг за другом в быность того беглого священника свойству, а паче Шаралдайского селения, где за всю зиму в церкви печь остается без топления по неимению дров и неисправности печи. К поправлению оной и доставке дров добровольцев не оказывается. И мне видно, - заключает священник .- что та церковь в совершенство доведена никогда быть не может».

 

Священник доведен обстоятельствами до такой крайности, и жалуется, что службою себя и свое семейство содержать не может. Общественники же не согласны быть у него прихожанами, на его злобу «и в довершении всего они» почти не в очередь отдали в нынешний рекрутский набор сына его родного в солдаты».

 

Надо полагать, что старообрядцы Шаралдая не хотели доверять ставленнику официальной церкви, и начали его изживать из своей церкви и из села. Возможно, это была первая попытка приспособить старообрядческую церковь, а ее прихожан ввести в лону официальной церкви.

 

В 1827году, по данным М.М. Шмулева, поповцев в Верхнеудинском уезде проживало 12100 человек, беспоповцев – 609 человек. Основными центрами поповщины за Байкалом стали многие поселения, в т.ч. и Шаралдай.

 

Старообрядцы Куналея и окрестных сел Феофан Черных и Ануфрий Горбатых собирали деньги на постройку церкви Михаила Архангеля в селе Шаралдайском Мухоршибирского ведомства. Из разных сел от доходов было собрано более 800 рублей. В государственном архиве Иркутской области находятся эти документы. Была построена часовня. Но церковь так и не была построена. Были построены часовня и молебный дом. В часовне службу вел поп, а в молебных домах – уставщики.                                       

 

Все эти документы – о закрытии часовни и двух молебных домов взяты из архива Бурятской АССР.

(1) Выписка из протокола №25 от 22 сентября 1938г.

Слушали: о ликвидации молитвенных домов и часовни в селе Шаралдай.

Постановили: подтвердить ходатайство граждан села Шаралдай о ликвидации молитвенных домов и часовни, находящихся в с.Шаралдай, принадлежащей к старообрядческим группам верующих поповского и безпоповского приходов, т.к. в молитвенных домах и часовне ряд последних лет богослужебных обрядов не совершается, находится в бесхозяйственном состоянии. Абсолютное большинство граждан в числе 410 человек подписались за ликвидацию молитвенных домов и часовни.

 

«Просим президиум Верховного совета Бурятской АССР об использовании их под культурные  нужды населения села Шаралдай».

 

Подпись:  Аносов.

 

 

Также и прилагаются справки некоторых граждан об отказе о часовне.

 

Справка

в том, что я Шадрина Федосья Ш……(отчество не понятно) не имею никакого отношения к своей часовне. От нее отказываюсь и в чем даю настольную справку.

 Подпись:                              11 сентября 1935г.

     

Наиболее страшные последствия имели события, которые наступили после Октябрьского переворота. Они привели к полному уничтожению старообрядческих церквей, часовен.

 

Жители Шаралдая долго думали о стройке церкви, выбирали место для церкви, но не было денежных средств для постройки церкви. Но по инициативе Е.С.Павлуцкой все-таки в с.Шаралдай была построена церковь.

 

В 2004г. был выделен дом под строительство церкви.  Дом передала жительница с.Шаралдай Павлцуцкая Елена Степановна – она была избрана на первом съезде семейских – старостой семейских.

 

Церковь открылась в 2005г. Церковь старообрядческая. Зарегистрирована. Называется она в честь святых «Петра и Павла», т.к.открытие было 12 июля на большой церковный праздник «Петров день». Церковь была освещена владыкой Сергием (из г. Улан-Удэ). После торжественной Литургии владыка Сергий поздравил всех прихожан с торжественным событием, с праздником  «Петров день»

 

В церковь приходит очень много народу, старых и малых. Люди приходят помолиться за упокой за здравие.

 

В дни великих праздников церковное богослужение всегда содержит особые священнодействия и молитвы, являющие суть совершающегося торжество. На праздники приезжает в церковь священник из Загана, который проводит, например крещение. Праздник крещения Господня знаменателен Чиним великого освящения воды. Освящённая вода именуется «святой водой » или, иначе, «агиасмой » с греческого - святыней.

 

Церковь видит не только первообряд таинства и грехов, но  действительное освящение всей водной стихии, самого естества воды через погружение в неё Бога во плоти. Ни в коем случае нельзя использовать воду для колдовских ритуалов, гаданий.(2)

 

Возрождение старой веры и возведения церкви в с. Шаралдай после долгих гонений советской власти и насаждение атеизма-благочестивый пример отношения нас, живущих, к светлой памяти наших дедов прадедов. Этим показано: старая вера, которую наши предки сохраняли и отстаивали, жива и пребудет до скончания века.

 

Христианская вера, веками выстраданная нашими благочестивыми предками и ими нам завещанная, это путеводная звезда, которая светит нам всегда и зовет нас вместе с нашими предками к духовному возрождению.

Просмотров: 1853

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -